Потрясение, которое американцы испытали 11 сентября, сплотило нацию. Всезнающая статистика тут же подсчитала, что в день удара по Нью-Йорку и Пентагону граждане Америки приобрели 116 тысяч звездно-полосатых флагов. Это в 18 раз больше, чем в тот же день год назад.
Однако флагами террористов победить невозможно. Тут требуются не только огромные усилия секретных служб, полиции и армии, но и масштабное использование новых технических идей, основанных на последних достижениях электроники и вычислительной техники.
Недавно Конгресс выделил три миллиарда долларов на совершенствование безопасности американских аэропортов (ранее на эти цели ассигновалось лишь сто миллионов в год).
Разрабатывая методы борьбы, надо учитывать, что тактика воздушных террористов изменилась в корне. Теперь они не требуют денег или освобождения из тюрем своих единомышленников, а просто превращают захваченные самолеты в смертоносные реактивные снаряды, направляемые на самые важные объекты страны.
Ясно, что прежде всего следует воспрепятствовать вторжению террористов в кабину пилотов. На самолетах израильских авиалиний давно уже используются прочные пуленепробиваемые двери, отделяющие пилотов от пассажирского салона. Нынче подобные металлические двери разработаны в США и устанавливаются на воздушных судах.
Но все же и в дальнейшем нельзя исключить вероятности проникновения в кабину террористов, которые могут оказаться достаточно квалифицированными пилотами. В случае преднамеренного нарушения связи самолета с диспетчерскими службами должна иметься возможность идентификации того, кто сидит за штурвалом лайнера.
Всевозможные методы идентификации, надежно работающие на земле (по отпечаткам пальцев, радужной оболочке глаз, осциллограмме голоса), в данном случае не подходят. Предложен новый способ — по кардиограмме пилота. Оказывается, кардиограмма конкретного человека так же неповторима, как и его отпечатки пальцев. Автоматическая передача на землю кардиограммы сидящего в пилотском кресле человека может безошибочно определить, не управляет ли самолетом чужак.
Но что же делать дальше, если самолет управляется террористом и, не отвечая на запросы с земли, изменил курс и направляется к какому-нибудь важному объекту, например, атомной электростанции? На каком-то этапе его полета придется принимать решение о перехвате самолета истребителями и, может быть, даже об уничтожении лайнера.
Однако существует и совершенно иная возможность. В принципе, по команде с земли можно принудительно отключить управление самолетом из пилотской кабины и в автоматическом режиме по сигналам наземной службы привести и посадить его на определенном аэродроме.
Конечно, создание подобной системы требует значительных конструктивных изменений лайнера. Кроме того, сама автоматическая посадка самолета небезопасна, хотя и применяется в сложных метеорологических условиях, например, при густом тумане. Надо отметить, что для осуществления подобной посадки пригодны только те аэродромы, которые оборудованы специальной системой «электронного коридора». К тому же пилоты, не доверяя полностью автоматике, на последнем участке снижения обычно берут управление на себя.
Нынче беспилотные самолеты-разведчики без труда совершают и взлет, и посадку. К примеру, «Глобал Хок» может продержаться в воздухе более суток и с помощью двух своих компьютеров самостоятельно сесть на аэродроме и даже подрулить к ангару. Однако речь идет о сравнительно небольшом самолете. Да и возможная катастрофа при посадке не вызовет человеческих жертв.
Союз американских пилотов пока возражает против того, чтобы в определенных ситуациях существовала возможность по команде с земли отобрать у летчиков управление самолетом. И все же такие системы будут разрабатываться, хотя на быстрое и повсеместное их внедрение рассчитывать не приходится.
Не вызывает сомнений, что значительно целесообразнее не бороться с террористами после захвата ими воздушного судна, а просто не допустить их на борт лайнера.
Нынче в США введена проверка службами безопасности всех самолетов до посадки пассажиров. Запрещена перевозка посторонних грузов и почты в пассажирских самолетах. Проводится выборочная проверка экипажей.
С 1987 года экипажам было запрещено проносить на борт оружие. Теперь идет обратный процесс — вооружить пилотов, хотя многие летчики к этому относятся отрицательно. Снова вводятся вооруженные охранники на местных линиях. В 70-х годах таких скрытых охранников было более тысячи, а нынче осталось около сотни.
До сих пор в американских аэропортах проверка багажа и пассажиров осуществлялась не на должном уровне. Когда спецслужбы проводили контрольные проверки, выяснилось, что около 20 % оружия и взрывчатки соответствующие работники аэропорта не обнаруживали. Причина этого больше связана не с ненадежностью контрольного оборудования, а с плохой подготовкой персонала. Малая оплата и напряженная работа приводят к большой текучести кадров — до 400 процентов в год.
Большие американские аэропорты имеют чувствительные сканеры взрывчатых веществ. Указанные приборы, стоимостью в 1 миллион долларов, применялись лишь для выборочной проверки багажа. Конечно, теперь они будут использоваться с полной нагрузкой.
Внедряются новые радары, фиксирующие даже пластмассовый нож под одеждой. Принцип их действия основан на приеме теплового излучения человека. Такие радары достаточно дешевы и поступят в аэропорты в ближайшие месяцы.
Используется и «искусственный нос», обнаруживающий на коже или одежде пассажира ничтожные количества (несколько миллиардных частей грамма) взрывчатки. Для увеличения чувствительности таких приборов создается воздушный поток, который обдувает проходящего пассажира. Частицы взрывчатки захватываются специальной ловушкой и анализируются в течение 10 секунд. Однако упомянутый «нос» не обнаружит взрывчатку, если она упакована в сумке. С такой задачей справляется новый прибор «Дискавери». С этой целью сумку помещают в специальную камеру, в которой создается избыточное давление. Это и позволяет как бы «выдавливать» частицы взрывчатки для анализа. Подобный прибор уже используется в израильском аэропорту Бен Гурион.
Большое внимание уделяется системам распознавания людей по чертам их лица или по радужной оболочке глаз. К примеру, в аэропорту Шарлотт установлен сканер радужки, который с расстояния 30 сантиметров в доли секунды идентифицирует проходящего мимо человека. Во время испытаний прибор безошибочно «узнал» более двух миллионов людей, изображения радужки которых хранились в его памяти. Интересно, что даже у однояйцевых близнецов, имеющих полностью совпадающие наборы генов, радужная оболочка глаз отличается.
Усиленно развиваются и системы распознавания людей по характерным особенностям лица. Их можно скрытно применять со значительно большего расстояния, наблюдая, к примеру, за толпой. Система, фиксируя ряд черт лица, вычисляет так называемые опорные размеры черепа. Затем полученный при наблюдении «отпечаток» лица в течение секунды сравнивается с базой данных, которая может содержать несколько миллионов лиц. Последние компьютерные программы данного прибора позволяют идентифицировать лица даже в профиль или при подъеме головы вверх.
Кстати, в Сан-Диего полиция использует подобное устройство для вразумления недисциплинированных пешеходов. Лица перебегающих дорогу на красный цвет фиксируются, идентифицируются, а затем им автоматически выписываются штрафные квитанции на сумму 271 доллар. Внедряются комбинированные видео- и инфракрасные камеры, которые не только опознают преступника (если его изображение есть в базе данных), но и определяют, что, к примеру, за поясом у него имеется пистолет.
Огромное значение приобретает своевременный перехват сообщений, посланных террористами. Для этой цели надо существенно расширить применение системы «Эшелон». Указанная секретная система перехвата информации была создана еще в 1947 году пятью англоязычными странами (США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия). Руководит системой американское Агентство национальной безопасности, а ее внушительные антенны в белых шарообразных колпаках разбросаны по всему миру. До 1988 года о существовании «Эшелона» широкой публике ничего не было известно. Система просеивает миллионы сообщений, передаваемых через всевозможные линии связи. Суперкомпьютеры обрабатывают принятую информацию. При этом можно использовать какое-нибудь ключевое слово, например «бомба», и таким способом отфильтровать определенные сообщения. Новой областью интересов «Эшелона» стали электронная почта и глобальная сотовая связь с использованием спутников. Затрудняет работу системы значительный рост количества шифрованных сообщений и усложнение способов кодирования. Старые способы шифровки, использовавшие ключи в 32 бита, относительно просто расшифровывались мощными компьютерами. Однако за последнее время появились новые способы кодирования, для расшифровки которых не хватит всего парка компьютеров США. Кстати, к созданию новых способов кодирования приложили руку несколько американцев. Сейчас за 113 долларов любой американец может приобрести компьютерную программу РGР и зашифровать свое электронное послание так, что никакой «Эшелон» его не раскусит. Аналогичные программы разрабатываются и для сотовых телефонов. Конечно, сам факт передачи шифровки настораживает соответствующие службы. Но если ее нельзя расшифровать, то этого слишком мало. Нынче в Конгрессе ведутся разговоры о запрете слишком «прочных» шифров, но пока неизвестно, будет ли принят соответствующий закон.
Еще одним мощным инструментом наблюдения за возможными террористами являются разведывательные спутники и беспилотные самолеты. Современная оптика позволяет получить достаточно точное изображение относительно небольших предметов. Переход в невидимую часть спектра дает возможность проводить наблюдение и ночью.
Уже упоминавшийся самолет «Глобал Хок» проводит разведку с высоты 20 километров, что исключает его поражение зенитной артиллерией. Он использует специальный самолетный радар с синтезированной антенной решеткой. Это позволяет надежно пеленговать даже движущиеся объекты, передавая их текущие координаты в штаб или на борт бомбардировщика.
Пока что в распоряжении США всего четыре таких самолета. Зато есть целых 75 менее совершенных беспилотных разведчиков «Предатор». Они летают на меньших высотах (возможно, именно это уже привело к потере одного такого самолета в Афганистане). «Предатор» не может передавать информацию о движущихся объектах непосредственно бомбардировщику, но способен собрать немало очень ценных разведывательных данных.
Однако все эти современные самолеты и новейшие методы разведки не могут засечь Усаму бин Ладена в какой-нибудь афганской пещере. А надеяться, что он повторит ошибку генерала Дудаева, говорившего по радиотелефону до тех пор, пока к нему не прилетела ракета, не приходится.
И все же технические средства несомненно будут важнейшей составляющей в решении сложной задачи сокрушения терроризма.