UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАЙНЫ «ШТАЗИ» ВСПЛЫВАЮТ НА ПОВЕРХНОСТЬ ГАММА-ЛУЧИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ ОХРАНКИ

Миллионы людей, которые десять лет подряд — с 1979-го по 1989-й — пересекали на автомашинах берлино-берлинскую и германо-германскую границы, подвергались губительному воздействию ионизирующих гамма-лучей...

Автор: Ханс Беме

Миллионы людей, которые десять лет подряд — с 1979-го по 1989-й — пересекали на автомашинах берлино-берлинскую и германо-германскую границы, подвергались губительному воздействию ионизирующих гамма-лучей. Специальные устройства, установленные хонеккеровской охранкой на всех контрольно-пропускных пунктах для автотранспорта, должны были помогать «обнаружению лиц, которые незаконным и преступным путем пытаются покинуть ГДР». И помогали: на телеэкранах люди из «штази» отчетливо видели тень каждого беглеца, укрывшегося в багажнике автомобиля или среди ящиков в кузове грузовиков. После этого машину заводили в особый отсек и с помощью служебных собак извлекали «преступника».

...Ученый-физик, доктор технических наук Франц Л. живет на седьмом этаже типичного для экс-ГДР панельного дома. Ради этой трехкомнатной квартиры в центре Восточного Берлина он в свое время, подобно Фаусту, запродал душу дьяволу. «Сегодня всем соседям по дому известно, чем я занимался 23 года подряд, и все считают меня преступником», — тихо произносит он.

Более двух десятилетий доктор Франц Л. служил в МГБ ГДР, в последнее время — в звании майора. Именно он сконструировал и постоянно модернизировал тот гамма-излучатель, с помощью которого ведомство Эриха Мильке обнаруживало на границе «предателей республики», нимало не задумываясь над тем, сколь губительным было даже 30-секундное радиоактивное излучение для множества автопутешественников, в том числе беременных женщин и детей.

«Ведь это был приказ... — бормочет 54-летний ученый, опуская растерянный взгляд на свои трясущиеся рука. — Если бы не я, то кто-нибудь другой все равно сделал бы эту работу...» Он напоминает, что «органы», то бишь «штази», были «щитом и мечом партии», что когда ему, 30-летнему члену СЕПГ, было предложено поступить на службу, он недолго колебался, поскольку в шпики его не вербовали, а направили в отдел, занимавшийся оперативно-техническим обеспечением.

Отдел был едва ли не самым секретным в «штази»: всего 200 человек имели допуск к созданию и обслуживанию 17 приборов гамма-излучения, которые были тайно установлены на всех пограничных переездах в Западный Берлин и ФРГ. Даже таможенники ГДР понятия не имели об этой контрольной аппаратуре. А ее всевидящий глаз проникал и в дипломатические машины, в том числе те, которые принадлежали представительствам «братских стран»; исключение составлял лишь диптранспорт СССР.

А что же западные спецслужбы? Американское ЦРУ и немецкое БНД? Неужто ни один из их агентов ни разу за 10 лет не пересекал германо-германскую границу со счетчиком Гейгера в кармане и не замечал повышенной радиоактивности на КПП?

Доктор Франц Л. считает, что такие вопросы задаются не по адресу, и сам спрашивает: «Может быть, они считали излучение радиоактивного цезия-137, который мы получали для своей работы из Советского Союза, не столь опасным для здоровья людей? Мне трудно в это поверить. Может, попросту не хотели рисковать сами?»

Лишь в 22 часа 9 ноября 1989 года был отключен прибор «радиоактивного видения» на главном пограничном переезде в местечке Мариенборн: в ту ночь пала Берлинская стена.

Что же стало с людьми, которые отдали приказ об этом преступном применении мирного атома?

Известно, что в последние годы существования ГДР ее «главным пограничником» был генерал-лейтенант МГБ Гейнц Фидлер. Именно он являлся проводником в жизнь идеи радиоактивного контроля. За это даже получил из рук Хонеккера не один орден для себя и почетное знамя СЕПГ для своего отдела оперативно-технического обеспечения.

Крах ГДР стал жизненным крахом и генерал-лейтенанта Фидлера. Потеря роскошной казенной виллы и красивой генеральской формы вместе с почетным личным оружием, утрата множества орденов (в конце 1989 года Фидлер в гневе расколотил их молотком), лишение степени доктора права, которая была ему тайно присуждена Юридическим институтом Потсдама в 1975 году за работу под названием «Организация мер по выявлению и предотвращению попыток незаконным образом покинуть ГДР, а также борьба с враждебной нашему государству тайной торговлей людьми»... Некоторое время тому назад бывший генерал-лейтенант бывшего МГБ бывшей ГДР повесился в собственной квартире.