UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАЙНА ВЕЛИКИХ КЕНИЙЦЕВ

Приближается 112-я сессия Международного олимпийского комитета в Москве, где 13 июля будет названа столица Олимпиады 2008 года, а 16 июля пройдут выборы президента МОК...

Автор: Владимир Маевский

 

Приближается 112-я сессия Международного олимпийского комитета в Москве, где 13 июля будет названа столица Олимпиады 2008 года, а 16 июля пройдут выборы президента МОК. Нынешний президент, 81-летний испанский маркиз Хуан Антонио Самаранч, у которого с Москвой связаны не только приятные воспоминания — здесь он был избран на этот пост вместо английского лорда Майкла Килланина, но здесь же в 1984 году перед Лос-Анджелесской олимпиадой его подвергли неслыханному унижению. Он пытался в последний момент предотвратить бойкот Игр Советским Союзом и большинством стран так называемого социалистического лагеря. Так уж повелось издавна, что президента МОК везде принимает первое лицо государства, но тогда Константин Черненко, стоявший во главе страны, не пожелал разговаривать с Самаранчем, и президента МОК принял всего лишь один из заместителей министра иностранных дел, сообщивший, что решение о бойкоте Лос-Анджелеса отмене не подлежит.

Заканчивая свою нелегкую миссию на посту президента МОК, Самаранч решил ликвидировать неприятный пробел в своей биографии — он ранее посетил не менее 150 государств из 200 состоящих в МОК, а сейчас впервые прибыл в Кению, знаменитую в олимпийском спорте своими бегунами на средние и длинные дистанции, для открытия Ассоциации национальных олимпийских комитетов Африки.

Трудно даже просто перечислить всех олимпийских чемпионов и призеров из этой страны на экваторе. Счет золотым медалям открыл в 1968 году на Играх в Мехико Кипчого Кейно в беге на 1500 метров. Он сейчас возглавляет Национальный олимпийский комитет страны и пригласил Самаранча в гости. Еще 20 лет назад к семи родным дочкам он взял на воспитание двух сирот из Уганды и ныне содержит детский дом на 70 человек рядом со спортивной школой, созданной во многом на деньги программы «Олимпийская солидарность».

О кенийцах ходят легенды, кроме того, научно доказано, что они имеют генетическую предрасположенность к стайерскому бегу. Но это только незначительная часть кенийской загадки. Все без исключения кенийские бегуны — чемпионы и призеры Олимпийских игр и чемпионатов мира — выросли в городке Эльдорет, где находится тренировочный центр ИААФ (Международной федерации легкой атлетики). Город со стотысячным населением расположен практически на экваторе, на высоте 2000 метров над уровнем моря, а тренировочные трассы находятся на высотах от 2500 до 2800 метров. Дождей не бывает, солнце встает в семь утра и садится в семь вечера. Днем температура в тени до 28 градусов тепла, ночью прохладно. Отсутствуют какие бы то ни было промышленные предприятия, воздух абсолютно чистый.

Эльдорет — город бедняков, однако знаменитые чемпионы живут в двух-трехэтажных коттеджах, а Мозес Тануи и Тегла Лерупе — просто во дворцах. Это вдохновляет молодежь на подвиги ради будущей прекрасной жизни.

Спортсмены сосредоточены в тренировочных лагерях, один из которых рядом с городом. Два раза в неделю все обязаны пробежать трассу в 16 километров туда и обратно — получается 32 км в день. Есть еще девять кроссовых трасс около детского дома, в котором часто останавливаются бегуны из других стран.

Огромную роль в развитии легкой атлетики в Кении сыграл англичанин Джон Вельзиан, приехавший сюда в 1959 году. Через пять лет в Токио первый кениец Уилсон Кипругут стал бронзовым призером Олимпийских игр и с тех пор ни одна Олимпиада не обходится без медалей кенийцев.

Джон Вельзиан назвал шесть составных частей громких успехов кенийцев: это все же генетика, дисциплина, мотивация, тренировки в группе, трассы в горах, натуральная пища исключительно из даров природы.

Любопытно, что московский специалист Вадим Зеличенок, описавший все эти подробности, был поражен отсутствием в Кении большого числа квалифицированных тренеров и вообще планирования тренировочного процесса! В Кении также жесткая американская система отбора лучших на Игры и чемпионаты мира — все без исключения должны выступать в чемпионате страны и в команду попадают только три призера.

И еще одна деталь — уже юмористическая. То, что мы считаем фамилиями кенийцев, не более чем обозначение времени рождения человека — до восхода, в полдень или при заходе солнца. По этой системе неудивительно, что Исмаил Керуи и Ричард Челимо — родные братья, но... не однофамильцы.