UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАЙНА ВЕЛИКИХ ЧЕМПИОНОК

На прошлогоднем чемпионате мира по легкой атлетике, который я непрерывно смотрел по телевидению, вдруг бросилась в глаза странная знакомость некоторых лиц в женских соревнованиях...

Автор: Владимир Маевский

На прошлогоднем чемпионате мира по легкой атлетике, который я непрерывно смотрел по телевидению, вдруг бросилась в глаза странная знакомость некоторых лиц в женских соревнованиях. Выделялись они явно мужскими чертами, примитивной прической, необычным выражением глаз. Подозрения, возникшие у меня тогда по отношению, скажем, к алжирской непобедимой бегунье Хасибе Бульмерке или Марие Мутоле из Мозамбика, укрепились после просмотра уже европейских соревнований, где ряд участниц в спринте, прыжках и барьерном беге напоминали времена довольно давние и лица несколько позабытые…

На протяжении десяти лет я занимался спортивной ходьбой, когда гермафродиты в некоторых видах спорта находились на вершине славы. Знаменитейшей среди них была московская динамовка, обладательница золотых медалей семи чемпионатов мира и Европы по волейболу, к тому же успешно игравшая в хоккей с мячом. Но особенно поразительных успехов добилась она в легкой атлетике, где 35 раз становилась чемпионкой СССР - в пятиборье, прыжках в высоту и длину, метании копья, барьерном беге (в то время - на 80 метров), в беге на 400 метров и в эстафетах 4 х 100 и 4 х 200 метров в составе команд «Динамо». Она била мировые рекорды в прыжках в высоту и пятиборье, выигрывала чемпионаты Европы, но на Олимпиаде 1952 года в Хельсинки дважды была второй и один раз - третьей. Особенно удивило всех ее поражение в метании копья, где Дана Затопкова еле перешла рубеж в 50 метров. Наша чемпионка в этом виде, при очень слабой технике, использовала свой волейбольный хлест рукой и очень боялась неосторожно забросить копье за 60 метров при мировом рекорде тогда 53 метра. Ведь ходили слухи, что в Хельсинки победительницы будут проходить секс-контроль.

Она говорила басом, страшно ругалась, но была, как говорится, рубахой-парнем и единственная из целого отряда советских гермафродитов вызывала у женщин-соперниц самые лучшие чувства. В волейбол в составе «Динамо» она играла до 40 лет, получив еще семь золотых медалей чемпионки СССР.

По определению краткой энциклопедии гермафродитизм состоит в наличии у одного организма мужских и женских признаков. Эти люди в спорте никому бы не мешали, если бы выступали среди мужчин. Но там им уготованы результаты не выше первого разряда - в лучшем случае - и никто бы их не замечал и тем более не боролся бы с их правом участвовать с соревнованиях. Но среди женщин гермафродит сразу получает несомненные преимущества. Дело в том, что мышцы женщины и весь организм поддаются тренировке гораздо хуже, чем мышцы и организм мужчины. Кроме того, у женщин гораздо ниже расположен центр тяжести, что заведомо снижает их возможности во всех видах прыжков и в беге.

История гермафродитов в спорте, вроде бы закончившаяся в 1966 году введением секс-контроля на крупных соревнованиях, была гораздо более продолжительной, чем это обычно считают. Когда в 1936 году в Берлине американка польского происхождения Элен Стефенс завоевала золотые медали на стометровке и в составе эстафеты 4 х 100 метров, весь мир обошла ее фотография рядом с главным героем Игр Джесси Оуэнсом. Странный облик самой быстрой женщины в мире сразу наводил на мысль: уж не мужчина ли заснят рядом с великим Оуэнсом? А после смерти Элен Стефенс в пятидесятые годы всеобщий шок вызвали результаты вскрытия, неоспоримо свидетельствовавшие о том, что покойная чемпионка принадлежала к сильной половине человечества.

Именно в Советском Союзе с его гипертрофированным чувством патриотизма всячески приветствовались любые способы завоевания мирового первенства. Малейшая критика в этом вопросе подавлялась не хуже, чем на политической арене. На чемпионате СССР 1958 года в Таллинне были лишены званий заслуженных мастеров спорта олимпийские чемпионки Галина Зыбина и Тамара Тышкевич, отказавшиеся выйти на пьедестал почета с победившей их еще одной ученицей знаменитого тренера Виктора Алексеева.

Введение секс-контроля сразу лишило сборную СССР по легкой атлетике целого комплекта призовых медалей, олимпийских и европейских побед в толкании ядра, метании диска, пятиборье, беге на 200, 400 и 800 метров, прыжках в длину, беге на 80 метров с барьерами. Рекорды были оставлены в таблицах, и хорошо помню, как на чемпионате СССР в Днепропетровске в знаменательном 1966 году наша непобедимая прыгунья в длину, оказавшаяся мужчиной, раз за разом перелетала фантастическую тогда семиметровую отметку, желая оставить свое имя в таблице рекордов надолго. Но невозмутимый судья всесоюзной категории Владимир Шипуков попытки не засчитывал, хотя заступов не было.

Вот эти давние приключения я и вспомнил вновь, наблюдая за крупнейшими соревнованиями последних лет. Надо добавить, что Мария Мутола вполне официально обвинялась в принадлежности к сильному полу. Сильнейшая бегунья на 800 метров парировала обвинения весьма оригинально, заявив: «А я чувствую себя женщиной!». Возможно, она сделала операцию или вышла замуж, что практикуется гермафродитами в качестве прикрытия. Во всяком случае, бегает Мутола до сих пор, вместе с другими, уже довольно многочисленными сомнительными подругами. Очевидно, дисквалификация сильнейших слишком подорвет доверие богатейших спонсоров легкой атлетики и происходит второй круг реабилитации гермафродитов. Это подтвердили вернувшиеся с чемпионата Европы в Будапеште специалисты.

И последнее. При всей некорректности выступлений гермафродитов за женщин завидовать тут нечему. В их аномалии нет вины, а жизнь их, лишенная простого человеческого счастья да еще и на фоне явного недружелюбия окружающих, безусловно, тяжела и безрадостна.