UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тайна дерева, петуха и оленя

«Красо України, Подолля...» Это известные слова Леси Украинки. Следовательно, касаются они и Виннитчины...

Автор: Людмила Таран

«Красо України, Подолля...» Это известные слова Леси Украинки. Следовательно, касаются они и Виннитчины. Не раз путешествовала по ее дорогам, и каждый раз душа радовалась редчайшей красоте этой земли.

Тульчин: упоминания и загадки

На этот раз путь от Тульчина лежал на юго-запад — и то были новые впечатления, от которых замирало сердце. Но все по порядку.

Итак, Тульчин, первые упоминания о котором датируются 1607 годом. Любопытно, что в документе Львовского магистрата 1648 г. городок упоминается под названием Нестервар. Историки до сих пор не могут прийти к общему мнению о столь необычном названии, которое со временем изменилось на Тульчин — тоже загадочного происхождения.

В войне 1648—1654 гг. Тульчин освободили от шляхетского войска повстанцы под руководством М.Кривоноса и И.Ганжи. Но в конце концов по Андрусовскому договору город остался под Речью Посполитой, а вскоре его захватила Турция — до 1699 года.

Со второй половины ХVIII в. Тульчин принадлежал польским магнатам Потоцким. Об этом напоминает яркий памятник — величественный дворец, рядом с которым раскинулся роскошный парк с фонтанами, беседками, прудами, мраморными и бронзовыми статуями. Но все это, к сожалению, в прошлом. Само месторасположение дворца и масштабы до сих пор поражают, однако здание, хотя и не утраченное окончательно, заслуживает значительно лучшей участи.

История Тульчина богата яркими фактами, связанными с выдающимися фигурами прошлого. Целый год здесь жил русский полководец Суворов, где и написал свою «Науку побеждать». С 1806-го по 1807 год здесь пребывал И.Котляревский. Тульчин, как известно даже со школьных учебников, занимал значительное место в истории декабристского движения. Бывал тут и Ю.Словацкий, и А.Пушкин, и наш художник И.Сошенко. Гонта и Зализняк именно в Тульчине провели последние трагические дни, дожидаясь казни...

О выдающемся композиторе Н.Леонтовиче (кто не знает его обработки народных песен, в частности «Щедрика» и «Дударика»?) напоминает памятник. Родом он из этих мест, а погиб при таинственных обстоятельствах в доме своих родителей.

Есть в Тульчине краеведческий музей, есть и энтузиасты-краеведы, а именно В.Святелик, собирающий по архивам материалы и, по сути, собственными силами издающий брошюры по истории города. Хорошо написал он в одной из них: «Как в капле воды отражается весь мир, так в истории Тульчина отражается история всей Европы». Однако нынешняя «европейскость» Тульчина более чем запущена…

Антополь, Комаргород, Мурованные Куриловцы и скальный храм

Признаюсь: ничего не знала об уцелевших усадьбах и дворцах в Антополе и Комаргороде. Их владельцами были польские графы — соответственно, Четвертинский и Комар. Когда шляхтянка Косаковская, владевшая имением в Мурованных Куриловцах, отказалась присягнуть на верность Екатерине ІІ, ее собственность конфисковали и передали тому же Комару: и такие сюжеты случались среди польской знати.

Ныне во дворце в Мурованных Куриловцах — памятнике архитектуры ХVIII в. — школа-интернат. Дворец, конечно, перестроен, но уже начато восстановление интерьера в отдельных помещениях, где сохранилась лепнина и мраморная облицовка стен. Во дворце Антополя — психоневрологическая больница. Что сейчас во дворце Комаргорода (кстати, довольно нетипичном странном сооружении), не понятно. И там, и там — запущенные парки, за которыми никто не ухаживает: печальное и, к сожалению, обычное явление в наших широтах...

Замечательные виды открывались глазам на неповторимом рельефе Виннитчины — например, в Броннице, над Днестром, на высокой горе, — но впереди было непревзойденное чудо. И оно открылось опять-таки на горе, и снова над Днестром — у скального монастыря с. Лядова.

Пел ветер, «горовий і п’яний», как писал Николай Зеров, буйное разнотравье льнуло к ногам, а перед глазами величественный Днестр изгибался мощным лугом, играл плесом против солнца. Внизу, по ту сторону, — уже Молдова, и там, и тут, куда хватает взгляда, — внушительные, величественные горы с белыми известняковыми складками, напоминающими о былом праозере. Подумалось: земля творит молчаливую молитву к небу, и себе хотелось помолчать, вслушиваясь в вечность... Горы поросли кизилом, скумпией, брусникой: им тут привольно и уютно. И везде — кусочки кремния, так прекрасно очищающего воду.

А что же сам скальный монастырь? Основанный, по отдельным свидетельствам, Антонием Печерским, он существует до сих пор. В 1939 году храм, выдолбленный в скале, разрушили. Ныне имеется небольшая скальная церквушка, строится новая. Попасть туда на богомолье — дело непростое. Но дорога к храму не зарастает.

Бушанский рельеф

Другой, так сказать, прахрам, совершенно таинственное свидетельство человеческого гения, не дает покоя своей загадочностью. Я имею в виду святилище в знаменитой Буше на Ямпольщине. Да, это место преимущественно ассоциируется с яркой страницей в истории освободительной борьбы украинского народа против польских поработителей. Именно здесь, в городе-крепости Брацлавского полка, героически держали оборону против польской шляхты.

В феврале и марте 1654-го враги пытались овладеть Бушой, но это им не удавалось. В ноябре того же года 60-тысячное войско вновь окружило крепость. Казаки и местное население мужественно оборонялись. Когда большинство защитников погибли, жена сотника Зависного Марьяна, дабы не попасть в плен, взорвала пороховой погреб. М.Старицкий увековечил эти героические события в драме «Оборона Буши» и повести «Осада Буши».

Вернемся к прахраму, точнее, к Бушанскому рельефу, который в 1884 г. открыл украинский историк В.Антонович. Итак, на поверхности природного камня, известняка, вырезаны дерево, на котором сидит петух, человек, сидящий перед этим деревом на коленях и держащий в руках ритуальную чашу, и олень с развесистыми рогами, стоящий за человеком. Над всем возвышается прямоугольная рамка с уже не читающимися письменами.

На археологическом съезде в Одессе в том же 1884 году этот рельеф классифицировали как редчайший памятник монументальной скульптуры времен язычества. По поводу времени его создания мнения историков разошлись почти на полторы тысячи (!) лет — с начала новой эры и вплоть до ХVI века. Искусствовед Д.Степовик в книжке «Скарби України» подчеркивает: этот рельеф — уникальный, подобного нигде нет, его не с чем сравнить. В течение ХХ в. о нем упоминают во всех исследованиях по истории культуры восточных славян. Четкие изображения оленя, петуха и дерева прочитываются как символы, украшающие языческий храм, который имел наземную и подземные части, соединявшиеся пещерами.

Д.Степовик напоминает: в 1961 году украинский археолог В.Даниленко, возглавлявший экспедицию, раскапывавшую территорию вблизи рельефа, попытался расшифровать текст в рамке. «Аз есмь Миробог жрец Ольгов» — такая была надпись на глаголице. Экспедиция обнаружила и прочла на остатках каменных стен другие надписи. Там встречаются имена языческих идолов Перуна и Хорса, князей Олега и Игоря. Следовательно, временные рамки создания рельефа — период княжения Олега (882—912)?.. Скульптурный Миробог — древнейший известный нам портрет в восточнославянском искусстве?..

Но как бы то ни было, вибрирующая аура таинственности укрывает это изображение под открытым небом. Хорошо, что место ухоженное, — оно является частью Бушанского заповедника. Наверное, где-то в другом месте этот рельеф стал бы объектом паломничества туристов, которые со всего света стремились бы попасти в уникальное место. Где-нибудь, но не у нас...