Татьяна Устинова с мужем Евгением |
Способны ли детективы стать «семейным чтением»? Или, перефразируя вопрос, читают ли их, к примеру, родные и близкие авторов-детективщиков, их дети, родители, мужья и жены? Оказывается, что родные и близкие более требовательны по отношению к писателям, работающим в детективном жанре, чем широкая публика. Они способны всячески помогать своим пишущим родственникам, но вот читать – увольте! Прошли времена графини Софьи Николаевны Толстой, готовой без устали стенографировать творения своего великого мужа. К тому же, теперь пишут сами дамы. Они посягнули даже на такой исконно мужской жанр, как детектив, и, как ни странно, добились в нем успеха. Вот, скажем, Татьяна Устинова…
Герои детективов Устиновой – телевизионщики, компьютерщики, профессорши, олигархи и новоявленные Шерлоки Холмсы в пестрых спортивных костюмах и цветастых шортах. А сама она – невероятно обаятельная дама с роскошным голосом телеведущей и манерами бизнес-леди, нисколько не комплексующая по поводу своей полноты. Танк и трепетная лань в одном лице. Приятельница Даши Донцовой и поклонница романов Бориса Акунина. Инженер-физик по образованию, Татьяна Устинова сначала пришла секретаршей на телевидение, а потом автором – в детективный жанр. Ее карьера писательницы началась с увольнения.
— Татьяна, вы много лет проработали на телевидении. А потом вдруг стали писать детективы. Как это произошло?
— Просто меня уволили с работы, стало не на что жить. В отчаянии я решила написать роман. Детективный, конечно, в таком состоянии можно написать только детектив с трупами.
— Почему же, скажем, не женский роман? Можно было найти утешение в красивых чувствах, в «океане любви»…
— Не люблю женские романы, вернее, отношусь к ним с изрядной долей иронии. Очень плохо понимаю глубину женских страданий, основанных на том, что «он на меня косо посмотрел». Как и ответную реакцию вроде следующей: «А я возьму его за шиворот, наклоню к себе, и он станет смотреть прямо!». И об этом 450 страниц текста… Ужас! Мне интересно, чтобы была какая-то идейка, какая-то провокация в романе.
— Говорят, муж не только всячески помогал вам штурмовать издательства, но и был вашей «музой».
— У нас с мужем все так счастливо сложилось, мы решили – либо вместе выплываем, либо вместе тонем. Именно он предложил мне написать первый роман, сказав: «Тебе же так удавались школьные сочинения!» Потом Женя убеждал меня в том, что все получится, нашел в справочнике телефон издательства, в которое сам же и позвонил. Затем узнал, кому, собственно, можно отвезти рукопись.
Теперь я знаю, что рукописи в издательстве читаются, все до одной. Даже если опус написал сумасшедший, воображающий себя писателем. Правда, у рукописей очень сложная система рецензирования. Мой первый роман, к примеру, читали три месяца.
— Как складывались первоначальные контакты с издателями?
— Сказали перезвонить через месяц. Перезвонив, не получила никакого ответа и страшно расстроилась. Секретарша утешила: «Не волнуйтесь, чем дольше читается рукопись, тем лучше для автора». Все окончилось благополучно. В апреле написала роман, в июне подписала издательский договор, а в декабре вышла книжка.
— Второй роман, насколько мне известно, вы отнесли уже в другое издательство…
— Да, пока в издательстве читали первый, был написан второй. И мы с мужем отнесли его в «Эксмо». Долго стояли в приемной, ждали. Все проходили мимо, не обращали на нас никакого внимания. Мы стояли, а они ходили и ходили! Рядом со мной лежала стопка книг в оберточной бумаге, одна пачка была надорвана, из нее выглядывала обложка с названием «Кровавые хари». Я тогда подумала: «Все, моя литературная карьера закончена, не будет у меня писательского счастья!». Тем не менее, мою рукопись прочитали и издали.
— Говорят, муж не читает ваши детективы. Почему?
— Женя вообще не читает детективы. Зато с удовольствием просматривает газеты. Знаете, если бы я была уборщицей в детском саду, он бы тоже не интересовался моими тряпками и ведрами. Он во всем помогает, но моих текстов не читает. С уважением отношусь к его позиции.
— Относятся ли дети к числу поклонников вашего таланта?
— Мой старший, двенадцатилетний сын Миша читает только то, что ему дает бабушка, а у бабушки очень правильные понятия о литературе. К примеру, она может предложить Мише книги Вениамина Каверина и Юрия Германа. Но детективы Мишу тоже интересуют – мои в том числе. А младшему, Тимофею, всего два года.
— Не возникает желания заняться чем-нибудь другим?
— Поминутно возникает. Особенно когда захожу в книжный на Новом Арбате и вижу 16 залов одних детективов. Вообще я – сомневающийся в себе человек. Хотя, возможно, произвожу впечатление танка, в душе же – трепетная лань. Во всех отношениях нежная, возвышенная и неуверенная в себе.
— Случается ли так, что узнают в героях ваших романов себя и начинают выяснять с вами отношения? Как ладите с прототипами своих героев?
— В моем первом романе один из героев – олигарх, и прототип этого героя всем известен. Когда роман вышел, сам олигарх позвонил и сказал: «Что ты наделала?». Ледяным голосом, бетонным. Я в ответ: «Простите, никто не догадается, что это вы». Насилу помирились. А вообще прототипы моих героев – не обязательно олигархи. Это люди, которые чем-то поражают мое воображение.
— А кто из людей власти вам интересен?
— Скажем, мне ужасно хочется написать книгу про Шойгу. Потрясающий мужик! Причем его экранный образ совершенно не совпадает с образом реальным. Если получится, обязательно о нем напишу.
— А близкие, члены семьи, не конфликтуют с вами, когда узнают себя в ваших романах?
— Нет. У нас совершенно вменяемая семья, которая всячески меня поддерживает. Правда, однажды по этому поводу поссорилась с подругой. Но быстро помирилась.
— Кого из «детективщиков» вы любите читать?
— Мне нравится Акунин, Даша Донцова. Романы Акунина, с моей точки зрения, хороши тем, что в них российский, в частности московский, XIX век подается как золотой период истории. Этому, впрочем, нас учили и в средней советской школе. Очень живо представляю себе то, что описывает Акунин. Но это не большая русская литература, а развлекательная. Тем не менее, обожаю Акунина, читаю и перечитываю. Отличный писатель и очень стильные произведения.
— Вам понравилась экранизация романа «Азазель»?
— Фильм ужасен, актер, сыгравший Фандорина, тоже. Словом, лучше эту картину никогда не смотреть. Знаю, что сейчас фильм по одному из романов Акунина ставит режиссер Джаник Файзиев, безудержно в этого режиссера верю и очень его люблю. Вообще из молодых актеров у меня с Фандориным ассоциируется Максим Галкин, а из тех, кто постарше, — Олег Меньшиков. Есть еще Даня Страхов, он тоже хороший был бы Фандорин в молодости — обаятельный, стильный…
— Может ли издательство контролировать ваш творческий процесс? Какие моменты оговариваются заранее, насколько вы свободны в своем творчестве?
— Практически ничего не оговариваем заранее. Редактор только спрашивает, о чем будет следующий роман, и все предварительные переговоры на этом заканчиваются. Так что я абсолютно свободна в своем деле. Чего и всем желаю.