UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАНКИСТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

второй мировой За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, более 1300 танкистов стали Героями Советского Союза, а 16 были удостоены этого звания дважды...

Автор: Леонид Порицкий

второй мировой

За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, более 1300 танкистов стали Героями Советского Союза, а 16 были удостоены этого звания дважды. К сожалению, среди имен героев, по праву заслуживших высокую награду, нет имени старшего лейтенанта Дмитрия Федоровича Лавриненко. Пятьдесят два немецких танка уничтожил этот выдающийся офицер-танкист. И это буквально за считанные месяцы войны.

...Поздней осенью сорок первого года 1-я гвардейская танковая бригада, в составе которой воевал отважный танкист, вместе с 316-й стрелковой дивизией генерала Панфилова вела тяжелые оборонительные бои на подступах к Москве. Прорвав оборону на фланге панфиловской дивизии, противник угрожал выйти в тыл стрелковому полку, с которым взаимодействовал Д.Лавриненко. Более того, глубоким обходным маневром немцы могли захлестнуть и другие части панфиловцев. Танковая колонна противника уже продвигалась в тылу обороняющейся дивизии. Что делать? Да и можно ли что-нибудь сделать одним танком? В этой обстановке Лавриненко принял единственно правильное решение - стать в засаду.

Отважный офицер скрытно вывел свой танк навстречу танковой колонне противника. Тридцатьчетверка встала неподалеку от дороги. Снежная целина надежно скрыла выкрашенный в белый цвет танк. Вскоре немецкая колонна из 18 танков выползла на дорогу. Первыми же выстрелами Лавриненко уничтожил головные танки, после чего перенес огонь по замыкающим, а затем, не давая противнику опомниться, выстрелил несколько раз по центру колонны. Три средние и три легкие вражеские машины подбил гвардейский экипаж, а сам невредимым ускользнул от преследования.

В горький ноябрьский день, когда погиб генерал И.В.Панфилов, Лавриненко оказался свидетелем этого трагического события: ему было поручено прикрывать командный пункт комдива. Он видел, как штабные командиры, обнажив головы, несли на шинели тело генерала, слышал, как выскочивший из-за избы пожилой красноармеец из охраны штаба закричал, схватившись за голову: «Генерала убили!».

И в этот момент на шоссе у села появилось восемь немецких танков.

- В танк! Быстро! - крикнул Лавриненко механику-водителю. То, что произошло дальше, могло случиться только в момент наивысшего эмоционального накала. Танкисты были настолько потрясены гибелью Панфилова, что действовали, вероятно, в этот момент не по тактическому расчету, а скорее повинуясь инстинкту мщения. Как одержимые помчались они навстречу немецким машинам. Танкисты противника на какое-то мгновение растерялись. Им показалось, что советский танк идет на таран. Но вдруг машина остановилась в нескольких десятках метров от колонны противника как вкопанная. Семь выстрелов в упор - семь чадных факелов. Лавриненко опомнился, когда заело спусковой механизм, и он никак не мог сделать выстрел по удиравшей восьмой машине.

5 декабря 1941 года, представляя Д.Лавриненко к званию Героя Советского Союза, комбриг 1-й гвардейской М.Катуков, впоследствии маршал бронетанковых войск, писал: «Тов. Лавриненко, выполняя боевые задания командования с 4 октября и по настоящее время, беспрерывно находился в бою. За период боев под Орлом и на Волоколамском направлении экипаж Лавриненко уничтожил 37 танков противника».

Приказом командующего Западным фронтом №0437 от 22 декабря гвардии старший лейтенант Лавриненко был награжден орденом Ленина. Получить эту награду отважный танкист не успел. 18 декабря Лавриненко провел свой последний, двадцать восьмой, бой, в котором довел счет уничтоженных танков до 52. В немецкой танковой дивизии по штату 1941 г. насчитывалось 154-208 танков.

В тот же день, не дойдя несколько шагов до своей тридцатьчетверки, Д.Лавриненко был сражен осколком вражеской мины. Похоронили Дмитрия Лавриненко по всем правилам воинского ритуала там, где он погиб: неподалеку от Волоколамского шоссе, близ деревни Горюны.

В советское время было не принято говорить о победах, которые одержали танкисты других государств, в частности немецкие, в годы минувшей войны. Но времена изменились, и сегодняшнему читателю, наверное, интересно будет узнать, кто возглавляет список лучших танкистов второй мировой войны. Известный американский историк, автор целого ряда книг, специализирующийся на истории вермахта (вооруженные силы Германии в 1935-1945 гг.) Сэмюэл У.Митчем считает, что им был немецкий танкист Михаэль Виттман.

К началу войны с Советским Союзом командир самоходного орудия М.Виттман имел за плечами немалый боевой опыт, полученный в ходе военных действий в Польше, Бельгии, Франции и Греции. Обладая крепкими нервами, он подпускал танки противника на близкое расстояние и подбивал их первым же снарядом. Таким способом в летне-осенней кампании 1941 года он уничтожил около 10 советских танков.

В середине 1942 года, после того, как часть, в которой он служил, была переброшена на отдых и переформирование во Францию, Виттмана направили в Германию на учебу в военное училище. После успешного его окончания он вновь попал на Восточный (советско-германский) фронт.

В России Виттман получил под свое командование взвод «тигров». Хотя эти тяжелые немецкие танки (вес - 62 тонны) обладали слабой меневренностью и часто ломались, они были защищены толстой броней и вооружены мощными длинноствольными 88-мм орудиями.

Освоив стрельбу из танковой пушки, Виттман вскоре стал настоящим снайпером. Всегда спокойный и методичный, он определял тактику своих действий и степень собственного риска в соответствии со складывающейся на поле боя обстановкой. Подобный подход, умноженный на смелость, а также согласованные действия прекрасно обученного экипажа создали Виттману почти легендарную репутацию лучшего танкиста германской армии. Во время Курской битвы (5 июля - 23 августа 1943 г.) он уничтожил 30 советских танков.

Маловероятно? Более чем вероятно, особенно если учесть общие потери, которые понесла в этой битве Красная Армия. Авторы книги «Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистическое исследование» (Москва, Воениздат, 1993) подсчитали, что они составили чуть более 6 тыс. танков. А каковы потери вермахта? Согласно Советской военной энциклопедии - 1,5 тыс. танков. Комментарии, как говорится, излишни.

Но вернемся к М. Виттману. В ходе вооруженной борьбы за Левобережную и Правобережную Украину Виттман был одним из тех, кто прикрывал отход немецкой армии. Действуя с исключительной эффективностью, он однажды за один день лично подбил десять танков. В апреле 1944 года, когда Виттман покинул Восточный фронт, на счету у него было 119 уничтоженных советских танков.

Михаэль Виттман был во Франции, когда союзные войска 6 июня 1944 г. начали высадку в Нормандии, открыв тем самым второй фронт. В течение дня 13 июня 1944 г. Виттман уничтожил 19 танков противника, доведя общий счет подбитых машин до 138, а артиллерийских орудий - до 132.

Последний раз Виттмана видели живым в августе того же года, когда он командовал арьергардом и его одинокий «тигр» ввязался в яростный бой с пятью «шерманами» (танки американского производства). 43 года он считался пропавшим без вести.

В 1987 году французская автодорожная служба, занимавшаяся расширением участка шоссе вблизи небольшого городка Синтье, наткнулась на безымянную могилу. В ней были обнаружены останки командира танковой роты капитана Михаэля Виттмана. Ныне он похоронен на солдатском кладбище в Ла-Камбе.