Борьба чиновников за чистоту нравов в Формуле-1 ознаменована новой победой - у Михаэля Шумахера, вице-чемпиона мира 1997 года, аннулированы все результаты сезона (очки и занятое место). Всем предложено считать его пустым местом. И заодно команду тоже. Чтобы не был бякой. Так кто же он, Михаэль Шумахер? А команда Феррари?
Думаю, что он все же второй призер Формулы-1 этого сезона. И команда тоже не последняя. И вот почему.
Человек, имеющий уже «на жизнь», сидя в тесном болиде, на бешеной скорости и при огромных инерционных перегрузках, при дикой вибрации и реве мотора (заглушки в ушах мало помогают), должен не просто выжить в течение полутора-двух часов гонки, но и управлять этим мастодонтом с ювелирной точностью. И не раз, а целый сезон, с малыми промежутками. Очки даются буквально «кровью». И никто не имеет морального права их отнять! И фактически не отымет никогда! Михаэль в жесткой очной борьбе проиграл первое место. Но второе - за ним. Второе в мире.
Гонщиком может двигать только страсть, только жажда победы. А у лидера эта жажда должна быть на порядок выше, чем у «середнячка». В критические моменты она просто обязана переходить в ненависть по отношению к сопернику. Нет в этом году особой страсти у Дэймона Хилла, не видно и набранных очков. Поэтому судить о нравах все же нужно с поправкой на обстоятельства и человеческую сущность.
Думается, что в Формуле-1 обычно «не толкаются» по простой причине - опасно, а не потому, что кто-то запретил. И Михаэль это прекрасно знает, ведь на его «счету» и сальто, и не одна разбитая машина. Если бы не это - «толкались» бы безбожно! Ведь гонки - контактный вид спорта, как бы ни хотелось это кому-то отрицать. Чтобы убедиться, посмотрите хоть одну автогонку на менее мощных машинах, и даже мотогонки!
Гонки - командный вид спорта. Нет команды, нет и результатов. Колесо не прикрутили, топлива не долили, толком не обслужили - «отдыхай» до следующего раза. Гонщик, как нападающий в футболе. Он должен «забить», т.е. обогнать и взять очки. Он - острие команды, а вовсе не одиночка.
Представим себе, что за откровенный снос соперника в голевой ситуации наказывают команду отбором у нее всех заработанных очков. Во что превратится такой футбол, хоккей, баскетбол? В тихую прогулку английских джентльменов в смокингах. А если хоккеиста-драчуна наказывать удалением до конца сезона? Кто будет смотреть на такой хоккей? Это понимают и удаляют на 2 или 5 минут. Для подогревания интереса к игре, это несомненно! Включите телевизор и вы увидите, как две суперзвезды молотят друг друга! «В хоккей играют настоящие мужчины!..» - не мною придуманный лозунг. А в Формуле-1 кто, балерины? Кто отнял у них мужское начало?
Кто будет смотреть спортивное действо, из которого под маркой борьбы за чистоту нравов будет удалено право спортсмена на эмоции? Только те, кто обязан по должности. Что будет с таким спортом? Он быстро сгинет в финансовой петле и от скуки.
Думается, что и Формула-1 должна быть застрахована от такой напасти. Люди в ней денежные. Хотите их наказать - наказывайте деньгой. Это будет правильно! И остужает, и интригу не убивает, даже наоборот, очень помогает! Берите пример с НБА! И нечего «топтаться» по человеку и команде.
Но это еще не все. Какое желание может возникнуть у человека, которому скажут, что если он в этот раз поступил неправильно, то и все предыдущие его поступки были отвратительны, хотя ранее уважаемая комиссия из чиновников признала их приемлемыми? Правильно, желание приложить свою ладонь к щеке говорящего. С хорошей скоростью.
Михаэлю явно нанесено оскорбление. Хотя обе ситуации внешне схожи, но в тот раз именно Дэймон Хилл был неправ - рискнул проскочить в щель, но не протиснулся. И шансов протиснуться объективно не было. Идущий впереди имеет право не уступать дорогу сопернику. Хочешь быть впереди - обгони в борьбе, а не при «игре в поддавки». Иначе это не спорт.
Зато чиновник всегда прав! Особенно прав бывает чиновник, когда обидели «его» команду. Как правило, «его» команда - команда-лидер последних лет. А остальные - выскочки, которых надо поставить на место. Вы не согласны? А если подумать? Так кто же он, Михаэль Шумахер? А команда Феррари? У меня сомнений нет.
P.S. Кстати, мы с дочерью (она истый болельщик Формулы-1, и не только) за день до финальной гонки начали обсуждать вопрос: будет ли Шумахер таранить соперника в неблагоприятной ситуации? И не считали это аморальным. Сколько всего было обсуждено попутно! И с большим интересом. Вывод был таков: может, но навряд ли, здоровье дороже. Оказывается, страсть с этим не считается. А таран был просто нежным. Чересчур даже.