UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАИСИЯ ПОВАЛИЙ УКРАИНУ НЕ ПОКИНЕТ. ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ УКРАИНА ЭТО ОЦЕНИЛА

Таисия Повалий... Имя этого национального феномена в дополнительных рекомендациях не нуждается. За последние несколько лет оно стало синонимом уникального голоса с невероятнейшим диапазоном...

Авторы: Андрей Соколовский, Елена Чередниченко

Таисия Повалий... Имя этого национального феномена в дополнительных рекомендациях не нуждается. За последние несколько лет оно стало синонимом уникального голоса с невероятнейшим диапазоном. Есть певицы, которые красивым сильным голосом покоряют публику на протяжении многих лет. Повалий же поет сразу несколькими голосами, при этом словно отличными друг от друга - именно такое создается впечатление, когда слушаешь ее песни: не диапазон одного голоса, а сразу несколько голосов предстает перед изумленным слушателем. Согласитесь, явление более чем редкое. Главное, чтобы это явление не исчезло с горизонтов украинской эстрады, как это происходило со многими талантливыми исполнителями, которых обстоятельства вынудили покинуть Украину. Тая - это действительно национальное достояние, это наше богатство, которое мы не имеем права потерять. Имя ее, конечно же, не нуждается в дополнительных рекомендациях, и все-таки...

1990 год - Москва, конкурс Гостелерадио СССР «Новые имена»: 1-я премия (Гран-при не был присужден никому);

1992 год - Трускавец, Первый национальный музыкальный фестиваль «Мария»: 3-я премия;

1993 год, май - конкурс молодых профессиональных исполнителей им.Владимира Ивасюка: Гран-при (бронзовая статуэтка Ивасюка) и 1-я премия;

июль - Витебск, Международный музыкальный фестиваль молодых исполнителей «Славянский базар»: Гран-при;

1994 год, апрель - Киев, фестиваль «Новi зiрки старого року»: по мнению жюри, Повалий была признана лучшей певицей в жанре современной поп-музыки в Украине за 1993 год. Кроме того, ейбыло присвоено звание «Лучший музыкант Украины за 1993 год». Этой чести она была удостоена за то, что ни один певец, ни одна музыкальная группа не принесли Украине столько лестных откликов на международной арене, сколько собрало их имя Таисии Повалий.

10 декабря Тая отметила свой юбилей. Ну что ж - для женщины её возраста она добилась очень многого... Да и в личном плане у нее, как нам показалось, полный порядок: растет сын Денис (уж больно взрослый для Таи - ко всему прочему, она достаточно рано успела еще и стать матерью) - он учится в китайском интернате. А в скором времени Таисия Повалий вступит в законный брак с человеком, не менее уникальным, чем она сама: помните, был фильм «Человек-оркестр»? Так вот это - человек-команда. Хотя официально его должность именуется только одним словом - «продюсер». Но этот директор успевает делать столько, что создается впечатление, будто на Таю работает целая команда. Зовут его Игорь Лихута. А поскольку взгляд со стороны всегда объективнее и полноценнее, то наша беседа состоялась именно с ним - в новой Таиной квартире.

- Игорь, с какими трудностями вам и Тае приходится сталкиваться чаще всего в процессе работы?

- Самая главная трудность заключается в том, что мы украинцы. Это парадоксальная ситуация. Если бы мы были москвичи, к нам бы относились по-другому - мы были бы в б‹льшем почете. То есть, для того, чтобы стать звездой в Украине, нужно выехать в Москву, прожить там год - полтора, показаться хотя бы два раза в месяц в какой-нибудь популярной останкинской передаче, имея при этом, конечно, и какой-то профессиональный потенциал... Люди, которые устраивают концерты в Украине - различные менеджеры, продюсеры и целые фирмы, - почему-то считают, что если человек украинец, то ему не следует много платить, а если он средней руки исполнитель, но из Москвы, значит, ему можно заплатить и 5, и 6 тыс. долларов. Осенью прошлого года в Киеве прошел Студенческий бал, на который были приглашены Сергей Пенкин, Анжелика Варум, Алена Свиридова и другие московские исполнители - 99,9% было москвичей - так вот, по неофициальным данным, организаторы этого бала - комитет по делам молодежи при Киевском горисполкоме - истратили на него порядка 50 - 60 тыс. долларов. Гонорары были в среднем от 3,5 до 6 тыс. долларов - это за две - три песни. И это деньги не спонсорские, а государственные! В то же время от Украины работали прекрасные певцы, такие как братья Павел и Петр Примаки, солисты Национальной оперы Украины - они, пожалуй, одни из лучших теноров Восточной Европы; работала заслуженная артистка Украины Валентина Степовая. Этим исполнителям платили, наверное, в 100 раз меньше, чем москвичам. Я не знаю, чем руководствовались организаторы. Не престижно почему-то у нас в Украине показывать украинского исполнителя... В среднем только из Киева ежегодно вывозится около 2 - 3 млн. долларов. Наличными! Вывозится в Москву, от которой постоянно кто-то работает в Киеве.

- А у вас были приглашения в Москву?

- Были. Но... знаете - лучше быть королем дворников, чем дворником у королей. Тем более, что сейчас у нас, может быть, как ни у кого в Украине, много работы. У нас готовится интересный проект в содружестве с очень хорошим продюсером, директором Музыкальной биржи Евгением Рыбчинским, сыном Юрия Рыбчинского, и композитором-аранжировщиком Владимиром Бабешко.

- Это будет альбом?

- Сейчас пока трудно говорить, но весной появятся первые плоды этого содружества.

- У вас есть какие-то, скажем так, меценаты?

- На данном этапе нам помогает «Фонд сприяння розвитку мистецтв в Украўнi», или как его называют в народе - «Фонд Кравчука». Председатель Фонда - Анатолий Сергеевич Матвиенко, президент - Леонид Кравчук. Анатолий Сергеевич конкретно сказал, что ему будет очень обидно, если такие певицы, как Тая, не будут достойно представлены в Украине.

- А кто еще захотел «очистить» свою совесть, оказав услугу нашему национальному феномену?

- Ну вот, к примеру, что касается внешнего имиджа Таи - здесь нам будет абсолютно бесплатно помогать «Бьюти-салон» - это салон красоты при корпусе дипломатических представительств. Они предоставляют солярий, парикмахера, массажный кабинет. Стиль причесок и костюмов будет формировать такой наш знаменитый мастер, как Татьяна Бондаренко.

- Мы можем ожидать новую Таю?

- Да, во всяком случае, можете не бояться: все будет хорошо.

- Вероятно, внешний стиль будет соответствовать тому необычному стилю, в котором Тая выступает как певица?

- Да, стиль ее исполнения несколько необычен для Украины. Мы пытаемся его разрабатывать, а голосовые данные позволяют Тае это делать - соул с развитием украинских мелодий и традиций, делать украинский соул. Это не просто диско-стиль, для которого требуются сильные голосовые данные. В этом стиле сделана песня «Стиглi вишнi». Любимые Таины певцы-исполнители в стиле соул: Уитни Хьюстон, Майкл Болтон, который признан лучшим певцом года в этом стиле.

- Тая когда-то говорила, что хотела бы спеть с ним в дуэте...

- Да, и сейчас не против. Но пока ей предстоит другой дуэт. У нас была предварительная договоренность с братом Валерия Миладзе, Константином, о том, что он пишет музыку, текст и делает аранжировку песни, которую исполнят в дуэте Таисия Повалий и Валерий Миладзе. Песня будет русскоязычной - с тем, чтобы показать ее по Останкино. И вот в конце декабря нам позвонили и сказали, что она готова. Осталось только записать.

- А есть еще песня, которая исполняется, так сказать, параллельным дуэтом: Сергей Пенкин и Таисия Повалий каждый в отдельности поют на английском языке песню «Хай, Америка!». Как это получилось?

- Это песня Владимира Быстрякова на слова Сергея Буслинского. Быстряков предложил ее и Пенкину, и Тае, а буквально полгода назад - еще и Лайзе Минелли. Песня уникальная по своему размаху и пафосу. Тая исполнила ее как-то на одной презентации, в октябре, там присутствовали люди из американского посольства - они сказали, что «Хай, Америка!» буквально заставила их прослезиться.

- Она была очень интересно записана?

- Да. Дело в том, что Тая не владеет английским языком и ей записали англоязычный текст русскими буквами. Она спела этот текст прямо с листа - и с первого раза песню записали. Тая очень чисто поет - ей все равно, петь «живьем» или записываться в студии, поэтому с ней любят работать звукорежиссеры: она им не доставляет никакой мороки.

- Игорь, последние два - три месяца у вас было очень много съемок на телевидении, буквально на всех каналах, в различных передачах. Концерты у Таи все сборные. Это все, так сказать, ваша основная деятельность на сегодняшний день. А не собираетесь ли вы сделать сольный концерт?

- Пока нет.

- А что мешает?

- Финансы. Вернее, их отсутствие. Такой концерт, как мы хотим, как мы его видим, стоит приблизительно 35 - 40 тыс. долларов. Нам бы хотелось, чтобы был хороший свет. Хотим пригласить для участия в концерте своих друзей, хотим поставить красивые декорации - в общем, много чего еще хотим, но пока...

- На «Славянском базаре-93» в борьбе за Гран-при Тае пришлось вступать в такую схватку, что просто диву даешься, как ей удалось выстоять и победить.

- Да уж, побороться пришлось изрядно. Председателем жюри была Надежда Бабкина - женщина потрясающей красоты - и ей вдруг показалось, что Таисии Повалий больше 30-ти лет (а по условиям конкурса возраст конкурсантов должен ограничиваться цифрой 30). Устроили унизительную проверку паспортов, оказалось, что Повалий никого не собиралась обманывать и с возрастным цензом у нее все в порядке. Естественно, после такого психологического давления началось сильное нервное напряжение, борьба шла потрясающая, а на «Славянском базаре» ты не просто певица, а представитель, лицо своей страны. Потом Тая заболела - ее просквозило на открытой концертной площадке; у нее началась невралгия, боли были жуткие, она не могла шею повернуть, а надо было еще и петь, в образ входить. Врач украинской делегации каждый день делал ей укол анальгина - она постоянно находилась под анальгиновой блокадой. Я не знаю, как она смогла со всем этим «живьем» петь в финале, но, оказывается, это было еще не последнее испытание. На сцене открытой площадки устанавливаются два вида динамиков: порталы, которые направляют звук на зрителя, и мониторы, направляющие звук на исполнителя. Амфитеатр в Витебске рассчитан на 5 тыс. мест и заканчивается он стеной, где размещается жюри. И вот когда Тая начала петь, она обратила внимание на то, что она не слышит себя из мониторов - мониторы оказались полностью отключенными, а при этом очень трудно регулировать и контролировать свой голос. Тая посмотрела на звукорежиссера, который управлял мониторами, но он в этот момент отвернулся. Ей пришлось ориентироваться по тому звуку, который шел от порталов в зал, доходил до стены и возвращался обратно, т.е. шла задержка на 1,5 - 2 секунды. При таких условиях петь вообще нереально, а она спела и взяла Гран-при.Звукооператор этот был москвич и вполне вероятно, что ему просто дали такое указание. После первой песни в финале Таю несколько раз вызывали на бис, а после второй поднялся невероятный гвалт, но вышел ведущий и сказал, что по условиям фестиваля конкурсантов не имеют право вызывать на бис.

- В прошлом году Тая должна была принять участие в Международном фестивале эстрадной песни в Сопоте. Но эта поездка не состоялась. Почему?

- Как-то один наш товарищ, который работает музыкантом в Сопоте, сказал, что Таей там очень заинтересовались, и она как певица такого уровня просто обязана представить Украину как самостоятельное государство на таком фестивале. Он обещал составить протекцию - его друзья работали в музыкальном агентстве, которое рассылало официальные приглашения на фестиваль. Мы собрали все необходимые документы и передали туда. Через какое-то время документы были рассмотрены, и мы получили официальный... отказ. Оказалось, что всю комиссию за 1 - 2 месяца до фестиваля полностью поменяли. Почему - неизвестно. Когда начался фестиваль, мне позвонил один из членов жюри от Польши на «Славянском базаре» Михай Байер и сказал, что то, что он слышал в исполнении Таи на «Славянском», было для него откровением и теперь он понимает, почему ее не допустили к участию в Сопоте - она певица высочайшего класса, а там исполнителей такого уровня, как Тая, даже близко не было. Если бы она приехала, она бы попросту перепутала все карты. Еще он сказал, что было много информации по поводу этого скандала. В Польше есть очень популярная программа новостей «Дженник» и в ней было сказано о том, что «украинскую звезду Таисию Повалий не допустили к участию в польском фестивале эстрадной песни». Мы уже достали деньги, необходимые для этой поездки - порядка 15 тысяч долларов. Эта сумма была необходима для того, чтобы мы достойно представили Украину. С нами должны были ехать съемочная группа, охрана, парикмахер, журналист - все, как положено. Фирма, которая нам выделила эти деньги, понесла убытки около 1 - 1,5 тысячи долларов.

- Но по иронии судьбы Тае все-таки удалось спеть в Польше: ее голос звучит в рекламном ролике жевательной резинки «Голливуд».

- Да, это была очень смешная поездка... Поляки являются официальными дистрибьюторами этой жевательной резинки в Восточной Европе и в каждой стране для съемок рекламного ролика они искали исполнительницу с неповторимым голосом. В Украине выбрали Таю. Нам предложили хороший гонорар - честно говоря, мы такого гонорара никогда не получали - кроме того, это все-таки европейский уровень... В общем, мы согласились.

- Игорь, какая концертная площадка была в Таиной творческой биографии самой крупной?

- 25 июня прошлого года в Севастополе проходил концерт «Звездный прибой», площадка была установлена на воде - это был громадный понтон. Там выступали звезды первой величины, Тая была единственная из Украины. К сожалению, так получается, что в последнее время от Украины выступает только одна Тая...

- Как вы думаете, с чем это связано?

- Знаете, при всех раскладах в Москве все-таки чувствуют, кто в доме хозяин: они Тае даже конкретно песни заказали, которые она должна спеть, - «Панно кохання». Это целая политическая акция: мол, хоть концерт и проводит Москва (в Севастополе!), но украинские исполнители у нас тоже есть, и романс «Оправдаешь ли ты...»

- Да, сейчас мы, пожалуй, опять вернемся к началу разговора, когда вы сказали, что главная ваша трудность заключается в том, что вы украинцы. Мы желаем Тае преодолеть и эту трудность: может быть, наконец-то выяснится для определенного круга людей, что в Украине существуют не только московские звезды, но, оказывается, и свои собственные.