В 1912 году ученый-востоковед, дипломат, географ и путешественник Габриэль Ферран случайно наткнулся в Национальной библиотеке Франции на арабские рукописи. Это была большая морская энциклопедия, которую привез из первой экспедиции Васко да Гама. Тот самый, которому приписывают открытие морского пути в Индию. И до него корабли европейцев, обогнув южную оконечность Африки, пытались пересечь Индийский океан, но застигнутые бурями терпели кораблекрушения.
Португальский мореплаватель признался, что путь в Индию ему показал араб Малема Канака. Более 400 лет ученые пытались найти какие-нибудь сведения о лоцмане-пилоте, вошедшем в историю под таким именем. Ферран догадался — это не имя, а почетный титул, означающий примерно «учитель астрологии», человек, без советов которого не предпринимали серьезных действий ни правители, ни шейхи, ни купцы. Сопоставив арабские, турецкие и португальские учебники навигации, Ферран установил: автором крупнейшей энциклопедии и загадочным пилотом Гамы был знаменитый арабский ученый, потомственный мореплаватель Ахмад ибн Маджид. А вскоре рукописи Ахмада ибн Маджида обнаружились в Дамаске, Мосуле и Санкт-Петербурге.
Захватить права на Восточную Индию
500 лет тому назад, в сентябре 1499 г. в Лиссабон возвратилась экспедиция под начальством Васко да Гамы. Португальский мореплаватель был встречен с почестями, достойными героя. Действительно, ему первому из западноевропейцев удалось найти морской путь из Европы в Индию. И вот уже несколько столетий Васко да Гама считается первопроходцем. Между тем успех португальской экспедиции обеспечил лоцман, кормчий — мусульманин Ахмад ибн Маджид. Впрочем, вся «эпоха великих путешествий и открытий XV—XVI веков», периода, когда западноевропейцы открывали для себя неизвестные им страны (давно известные многим другим народам), не состоялась бы без арабской морской культуры. Именно высокий уровень развития арабской мореходной техники стал основой для развития европейского судоходства и судостроения.
Европейцы позаимствовали у арабов основы навигации, а вместе с ней названия десятков звезд-ориентиров. Арабской морской культуре человечество обязано такими понятиями, как адмирал, арсенал, бизань, кабель, муссон, галера, фелюга, якорь, полюс и многими другими. Только заимствовав у мусульман оснастку кораблей с косыми парусами, европейцы получили возможность совершать дальние морские путешествия. Так что истоки великих европейских морских путешествий находятся в портах и морях, окружавших мусульманские страны.
Что касается поисков путей на восток, то еще за многие столетия до начала европейских плаваний жители аравийских побережий — арабы — уже плавали к берегам Индии и дальше. Аравия, страна плодородных нив и садов, вела интенсивную торговлю с не менее богатыми ближними и дальними соседями. Не только сухопутными караванными путями перемещались арабские купцы. Лучшие в мире корабли пересекали Индийский океан. На побережье Индии, на Мальдивских и Лаккадивских островах, на Цейлоне и в Индонезии существовала разветвленная сеть арабских торговых и ремесленных поселений. Мирное экономическое проникновение, дружеские отношения между народами облегчили установление ислама в регионе. Этому способствовало также совпадение мусульманских и индуистских идеалов добра и демократии. Мусульмане восточного побережья Африки и побережья Аравии вот уже несколько поколений не знали нападений христиан, занимались ремеслами и торговлей. Цветущие города, крупные морские порты, красивые дворцы, многолюдные базары явились основой для легенд и сказок. Именно в этот регион планеты стремились проникнуть европейцы. После открытия в 1492 г. испанскими экспедициями Колумба «Западной Индии» (как тогда думали) португальцы захотели закрепить за собой права и на «Восточную Индию». В 1497 г. эскадра из трех военных кораблей и транспортного судна покинула Лиссабон, прошла вдоль западного берега Африки, обогнула континент и оказалась в неизвестном Индийском океане. Здесь португальцы и обнаружили арабские поселения. Первый же город, на который наткнулась экспедиция Гамы, поразил португальцев богатством изделий ремесленников, изобилием восточных яств и гостеприимством населения.
Судьба экспедиции в руках араба
Мусульмане, воспитанные в веротерпимости, привыкли к тому, что приплывавшие из многих стран корабли не представляют опасности, не угрожают их благополучию и тем более жизни. И не догадывались местные правители, что прибытие христианских кораблей положит начало уничтожению накопленного веками богатства, разорвет экономические связи, превратит их страны в колонии.
Первым сигналом, на который следовало бы обратить внимание мусульманам, стало поведение португальцев. Едва войдя в зону мусульманской цивилизации, пришельцы начали захватывать купеческие лодки, считая их военной добычей, пытали их хозяев, чтобы получить сведения, нужные для дальнейшего плавания. И так продвигались на север вдоль побережья, пока не вошли в сомалийский порт Малинди.
Местный шейх встретил Гаму дружелюбно и сразу откликнулся на его просьбу дать лоцмана, способного провести корабли в Индию. «Вас поведет сам Ахмад ибн Маджид» — пообещал шейх.
На следующий день на флагманский корабль «Сан-Габриэл» поднялись старик и матрос, несший его сундук. Арабы держались с достоинством. Молча, не показывая удивления, осмотрели корабль. Только один раз лоцман потрогал штаги, проверяя, хорошо ли они натянуты.
Гама с трудом скрывал свое волнение. От этого араба, его опыта зависит судьба экспедиции, жизнь португальцев. Сможет ли он кратчайшим путем вывести их к какому-нибудь индийскому порту? Удастся ли избежать штормов, муссонных ветров и тайфунов, слухи о которых доходили даже до Европы? Что он понимает в мореплавании, этот высокий, стройный мусульманин, скорее похожий на ученого или шейха, чем на морского волка?
Гама повел лоцмана на капитанский мостик и вынул из шкафчика астролябию и секстант. Эти важнейшие для мореходов приборы были изготовлены лучшими специалистами Европы по заказу короля Мануэле I. Араб скользнул по приборам безразличным взглядом, не выразив никакого удивления и интереса. Гаму охватила паника — если лоцман не оценил, а может, даже и не понял, что ему показывают, как же он поведет его корабли?
А лоцман неторопливо подошел к своему сундуку и вынул блеснувший на солнце прибор. Гама догадался, что ему показывают более сложную и, возможно, более точную астролябию. Как бы извиняясь за скептическое отношение к достижению европейцев, ибн Маджид пояснил, что такими инструментами, как у Гамы, пользовался его прадедушка.
24 апреля 1498 г. Ахмад ибн Маджид вывел португальскую эскадру из Малинды и взял курс на северо-восток. Он знал, что здесь в это время дуют попутные ветры-муссоны. Лоцман блестяще провел флотилию, прорезав западную часть Индийского океана почти по самой середине. 17 мая показался берег. Это была Индия — страна, к которой рвались европейцы. К вечеру 20 мая португальские суда остановились на рейде против города Каликут (ныне Кожикоде). Лоцман подошел к адмиралу со словами: «Вот она, страна, к которой вы стремились».
Предводитель «морской науки»
Кто же был этот лоцман, открывший европейцам морской путь в Индию?
Родился он примерно в 1440 г. Точно не известна и дата его смерти. Утеряны многие его работы, однако обнаруженные в Париже и Петербурге трактаты датированы 1462—1495 годами. Полное имя его — Шахабаддин Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммад ибн Му’аллак ас-Са’ди ибн Абу р-Рака’иб ан-Наджди, а родился он в городе Джульфа в Омане. С детства Ахмад ибн Маджид полюбил море. Несколько поколений его предков были мореходами, и ибн Маджид унаследовал профессию отца и деда. Мальчиком стал плавать на корабле отца, а в 1462 г. выступил с первым произведением «Сжатый курс основ навигации» и стал самостоятельно водить корабли. Лоцманы, как и капитаны кораблей, были облечены большими правами, но и несли огромную ответственность. От их знания и умения зависели жизни членов экипажа, сохранность товаров, благополучное прибытие в нужный порт. В эпоху ибн Маджида требованиям, предъявляемым к лоцману в мусульманском мире, уже придавалось настолько большое значение, что они были кодифицированы в актах государственной важности.
В сохранившихся арабских и турецких рукописях ибн Маджида называют «львом моря» и «предводителем морской науки». Последнее прозвище закрепилось за ним благодаря неутомимой сорокалетней деятельности в качестве популяризатора навигационной науки и автора многочисленных лекций. Он усовершенствовал курс навигации и изложил его в нескольких трактатах. Тезис проверки личным опытом сквозит во всех его произведениях.
Наиболее полной и важной считается «Книга польз», законченная в 1490 г., за восемь лет до участия в экспедиции Васко да Гамы. К этому времени автор, вероятно, имел за плечами около 40 лет практики мореплавателя и обширные знания, полученные от деда, отца и других опытных лоцманов. В морской энциклопедии рассматриваются все важнейшие вопросы: биографии мореплавателей, географов и астрономов, истории мореплавания и судостроения, устройство кораблей, описание приборов, расчеты путей корабля, способы определения местонахождения, астрономические наблюдения и морские пути, описание островов и побережий, должностные обязанности членов команды, правила поведения на судне и в порту и многое другое.
Ибн Маджид был высокообразованным и религиозным человеком, в ряде ссылок на его труды титулуется «паломником двух сияющих святилищ — Мекки и Медины».
Итоги экспедиции
А что же с португальской экспедицией?
Население Каликуты встретило Гаму приветливо. Правда, купцы почти не покупали португальских товаров, указывая на их низкое качество, а бедняки платили гораздо меньше, чем рассчитывали получить португальцы. И все же удалось немного закупить гвоздики, корицы и драгоценных камней. Гама попросил местного правителя отправить с ним богатые подарки королю, а когда тот отказался, захватил заложников — нескольких знатных лиц города — и отплыл с ними в обратный путь. Подарки для короля и себя он выманил в Малинди. Шейх также снабдил флотилию свежими припасами, а восточными товарами португальцы набили трюмы, захватывая и уничтожая купеческие корабли в Аравийском море.
Уже первая «мирная» экспедиция принесла португальской казне немалую прибыль. Этот поход стал началом колониального порабощения народов Востока. В 1502 году в Индию• ушла вторая экспедиция Васко да Гамы — на этот раз из 20 кораблей, имевших на борту пехоту и пушки. Первым в груду развалин был превращен цветущий Каликут. Португалия поспешила закрепить за собой «права» на Индию и сразу же приступила к надлежащей экономической, политической и военной организации дела. Основной торговый поток пошел не через Средиземное море и Аравийский полуостров, как прежде, а через два океана, вокруг Африки. Почти 90 лет Португалия контролировала торговлю западноевропейских стран со странами Индийского океана и Китаем. Затем страны этого региона захватила Великобритания.
Старинная рукопись сохранила горькие слова раскаяния великого морехода Ахмада ибн Маджида. С горечью вспоминает он в своих урджузах: «Они (португальцы) прибыли в Каликут. Там они покупали и продавали, властвовали и притесняли, опираясь на местных князьков. Приплыла с ними и ненависть к исламу. Люди предались страху и озабоченности... О, если бы я знал, что от них будет!» На склоне лет он видит, как чужеземцы разрушают многовековую культуру, обращают в рабство целые народы, уничтожают корабли, «отбирая» у арабов море.
***
500-летие открытия морского пути в Индию португальцем Васко да Гамой торжественно отмечалось по решению ЮНЕСКО. Однако расширение европейцами своего географического кругозора стоило жизни миллионам арабов, индейцев, африканцев, индокитайцев… Порабощение народов Америки, Африки, Южной и Юго-Восточной Азии сопровождалось уничтожением великих культур и цивилизаций.