UA / RU
Поддержать ZN.ua

Табачное лобби на страже общественного здоровья

У кого есть дети, рано или поздно фразу «мама-папа, я на дискотеку» слышат все.

Автор: Андрей Скипальский

Существует коренной и непримиримый конфликт между интересами табачной промышленности и интересами политики в области общественного здравоохранения.

Руководящие принципы статьи 5.3 РКБТ

У кого есть дети, рано или поздно фразу «мама-папа, я на дискотеку» слышат все. Эта фраза вызывает у родителей одинаковые эмоции - волнение и тревогу. У немногих есть время, да и желание, пойти на конфликт с детьми и посетить одно из таких мероприятий. А стоит. Спонсором одного из музыкальных фестивалей, недавно состоявшихся в Киеве, выступал проект «Городская волна» - Urban Wave, логотип которого принадлежит крупной табачной компании. Увиденное поразило цинизмом и подменой понятий. Конечно, была музыка, было много молодежи, и ей было весело. Но было плохо видно и трудно дышать. Высоченный ангар выставочного центра - задымленный, почти как во время пожара: везде и повсюду продавали, рекламировали, раздавали и зажигали сигареты. Красивые девушки предлагали купить сигареты и попасть с пачкой-пропуском в другие зоны. И все это подавалось под соусом «выставочного события для курильщиков», но шесть тысяч посетителей узнали об этом после контроля билетов. И не важно, курите вы или нет. Никто не проверяет, есть ли вам 18. Важно, что вы там, что везде сигареты, все курят, и это является нормой таких мероприятий, которые щедро финансируются табачными компаниями.

Лазейки в законе

В Украине, после десятилетия неконтролируемого разгула табачного маркетинга, уже более года реклама табачных изделий запрещена во всех традиционных СМИ: на телевидении, радио, в прессе и на внешних носителях. И этот запрет в комплексе с другими мероприятиями способствует уменьшению распространения табакокурения. По данным Госкомстата, в 2010 году по сравнению с 2008-м уровень курения снизился на 13%. Люди меньше болеют и умирают от болезней, связанных с табакокурением. Но известно, что существуют десятки видов косвенной рекламы, куда активно направили свои щедрые бюджеты табачные компании. По данным опроса ВОЗ за 2010 год, 41% респондентов замечали табачную рекламу - под видом спонсирования молодежных концертов и проектов, благотворительной деятельности под лозунгом корпоративной социальной ответственности, вездесущих промоакций возле киосков с яркими витринами и лайтбоксов у касс, которые действующее законодательство трактует не как рекламу, а как «информацию». Табачная индустрия использует все возможности продвинуть свой продукт ради привлечения новых клиентов, желательно в молодом возрасте. Привлечение якобы с согласия общества.

Но в действительности общество против. 70% населения Украины, в соответствии с исследованием ВОЗ 2010 года, поддерживают полный запрет всех видов рекламы табака. В 2006 году Украина ратифицировала обязательный к исполнению международный договор - Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ). И, в частности, обязалась в течение пяти лет полностью запретить табачную рекламу, спонсирование и стимулирование продаж. Ратификация означает, что Украина вместе с другими 172 странами официально признала: такой запрет «приведет к сокращению потребления табачных изделий». В 2009-м правительство приняло Государственную целевую социальную программу, которой предусмотрено «установление запрета относительно распространения любой рекламы табачных изделий, в частности путем предоставления производителями спонсорской помощи, стимулирования продажи таких изделий». Для выполнения международных и правительственных обязательств в сентябре 2009 года 15 депутатов из разных фракций представили законопроект №5164 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» относительно полного запрета рекламы, спонсирования и стимулирования продажи табачных изделий.

Спам законопроекта

Многочисленные научные исследования свидетельствуют о прямой зависимости уровня потребления табачных изделий от табачной рекламы. Здравый смысл говорит, что нет смысла тратить деньги на рекламу, если те не возвращаются с прибылью. Поэтому, когда в ноябре 2010 года 303 народных депутата поддержали законопроект 5164 в первом чтении, табачные компании занервничали и начали мобилизацию лояльных приверженцев. Самим этим компаниям принимать участие в войнах как-то неудобно, потому что их позиции заранее проигрышные. Истории прохождения антитабачных законопроектов в каждой стране разные и часто похожи на детективные. Тактики же защиты табачных интересов одинаковы. Сначала находят передовой отряд, который будет бороться за «свободы»: слова, выбора, предпринимательства, но в действительности будет защищать собственные коммерческие интересы и позиции табачной индустрии. В нашем случае это те, кто продолжает получать табачные рекламные деньги, благотворительные взносы и/или гонорары за публикации. Далее дискредитируют идею, запутывают и смещают акценты, а потом переходят к дискредитации организаций и личностей. В качестве примера - многочисленные заказные публикации относительно неэффективности всех запретов, «смелые» выпады против депутатов - авторов законопроекта, «расследование» против общественных организаций, поддерживающих запрет рекламы табака.

Далее табачная индустрия вмешивается в процесс прохождения законопроекта - предлагает как можно большее количество поправок, медлит с процессом подготовки ко второму чтению, пытается изменить текст закона и свести его к неэффективным и частичным мероприятиям. К законопроекту на три страницы представлена
71 поправка! Большинство из них ослабляют предложенные нормы в пользу производителей сигарет. Например, табачные корпорации против запрета табачной благотворительности, вместо этого процесс обсуждения показывает настоящую цель этой благотворительности. Корпорация «Филип Моррис» предоставляла гранты фонду «Здоровье для всех», председателем правления которого является депутат С.Шевчук - автор поправок, ослабляющих законопроект №5164. Учитывая сложность ситуации и под давлением общественности 6 марта профильный комитет создал рабочую группу для работы с поправками. Но эта группа почему-то в подавляющем большинстве состоит из откровенных противников законопроекта, среди которых нынешние или бывшие представители ассоциации «Укртютюн», бизнес-ассоциации, авторы статей, которые не столько защищают табачную рекламу, сколько пытаются дискредитировать сторонников запрета.

Более того, предложенный дистанционный формат работы группы представляется нереальным, поскольку предусматривает рассмотрение комитетом более тысячи разных позиций и обоснований от членов рабочей группы за четыре дня. Иначе как «спамированием» этот процесс не назовешь.

Как было указано, для дискредитации идеи надо сместить акценты с главного на второстепенное. Нам предлагают рассматривать законопроект не с точки зрения его основной цели - уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье, а с точки зрения интересов медиаиндустрии. Это подмена понятий. Если Украина официально признала, что только полный запрет табачной рекламы уменьшит потребление табака, то законопроект надо рассматривать с точки зрения общественного здоровья. Еще один важный аспект: Конвенция ВОЗ предупреждает о недопустимости участия представителей табачной индустрии в формировании политики в сфере здравоохранения. Еще в 2009 году такая норма появилась в украинском законодательстве. Закон Украины №1512-VI определяет, что «государственная политика относительно предотвращения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения основывается на принципах: участия физических лиц, объединений граждан, деятельность которых не связана с табачной промышленностью,.. и приоритетности политики в сфере здравоохранения по сравнению с финансовыми, налоговыми и корпоративными интересами субъектов хозяйствования, деятельность которых связана с табачной промышленностью». Почему игнорируются эти нормы и представителей табачной индустрии массово включают в состав рабочей группы, среди которых и генеральный директор ассоциации «Укртютюн», и два нынешних или бывших юриста ассоциации, идущие под прикрытием других организаций? Есть ли у кого-то сомнения, что они будут пытаться ослабить законопроект? Вопрос риторический.

Другие борцы за возможности для табачного маркетинга и благотворительности - это ассоциации издателей и производителей рекламы. Так, японская табачная корпорация финансово поддерживает Ассоциацию издателей периодической печати. Неудивительно, что руководитель этой ассоциации призывает «провалить законопроект №5164 для того, чтобы не мешать табачным компаниям поддерживать развитие общества и помогать улучшать жизнь людей в Украине». Удивление вызывает и участие директора агентства по связям с властями, который является автором протабачных статей в СМИ, а агентство «...реализует наилучшие сценарии для поддержки и реализации Ваших инициатив на всех уровнях власти...». Чьи инициативы будут реализовываться в этот раз - тоже вопрос риторический.

Вот и получается, когда рабочая группа соберется, есть большая вероятность того, что решения будут приниматься не в пользу общества, а в пользу коммерческих интересов заинтересованных групп и табачной индустрии.

Рабочие группы и «группировка» различных форматов в пользу коммерческих интересов, к сожалению, являются частью политической жизни, и не новостью для читателя. Но не все так плохо. В парламенте существует политическая воля сделать шаг к запрету всех видов табачной рекламы, как это сделали многие страны во всем мире.

В соответствии с исследованием Оксфордского университета «Смертность от табакокурения в развивающихся странах», в Украине смертность от табакокурения составляет свыше 100 тысяч людей в год. И хотя в последние годы уровень табакокурения среди украинцев снижается, табачная индустрия ищет каналы продвижения своего продукта. Эти каналы ориентированы преимущественно на молодежь, поскольку именно в этом возрасте окружение, социальные нормы, ценовая доступность сигарет, обольстительная реклама в Интернете, в киосках, в пунктах продажи, на концертах и мероприятиях способствуют импульсивному и неосознанному привлечению к курению. Способствуют никотиновой зависимости на годы, иногда на всю жизнь, которая сокращается. Разумеется, полный запрет табачной рекламы не решит проблему табакокурения, но если благодаря этому хотя бы один подросток не «подсядет» на сигареты, это стоит сделать, ведь, по данным ВОЗ, люди в Украине, умирающие от вызванных табакокурением болезней, в среднем теряют 19 лет жизни.