UA / RU
Поддержать ZN.ua

Святыни или антиквариат?

За годы советской власти русское старообрядчество на территории Украины понесло колоссальные духовные и материальные потери...

Автор: Сергей Таранец

За годы советской власти русское старообрядчество на территории Украины понесло колоссальные духовные и материальные потери. Его численность уменьшилась в 5 раз. С одной стороны, старообрядцев преследовали, как любую другую религиозную конфессию, а с другой — из-за его весьма заметной причастности к торгово-промышленному сословию Российской империи.

К сожалению, нынешняя украинская власть воспринимает старообрядчество как явление чужеродной культуры, которое не соответствует современным национальным стандартам и стратегиям. Русское старообрядчество действительно не является прямым носителем украинской культуры, однако его по праву принято считать продолжателем древнерусской христианской православной традиции в повседневной жизни, в быту.

Погоня за старинными старообрядческими ценностями началась еще в 70-е годы ХХ в. Уже тогда представители преступного мира стали составлять «конкуренцию» академическим и университетским ученым. Тем не менее, в то время они действовали более цивилизованными методами, а разгул бандитизма начался с распадом Советского Союза и образования ряда независимых государств. Финансирование полевых археографических исследований приостановили, и много научных программ было свернуто.

Снижение жизненного уровня населения Украины привело к созданию сети преступных организаций, которые, не опираясь на моральные и религиозные принципы человеческого существования в обществе, развернули ужасающе безнравственное дело. Государство в этом направлении проявило полную безответственность, в то время как бандиты изобрели новые методы воровства и каналы сбыта церковной старины.

За последние годы во всемирно известном духовном центре ста­рообрядчества — с. Белая Криница Глыбочицкого р-на Черновиц­кой области — украдено
30 ста­ринных икон ХІV—
ХVІІІ вв., кованное серебром Евангелие, чашу причастия, другую церковную утварь. Несколькими годами ранее из Белокриницкого музея древнерусского искусства был украден памятник национального значения — знаменитая Острожская Библия. По сведени­ям председателя Шурс­кой старообрядческой общины Е.И. Перфилова, в с. Шура-Копи­евская Туль­чинского р-на Винниц­кой области старообрядческую церковь грабили 10 раз. Украли 150 наи­более ценных икон.

В с. Новая Некрасовка Изма­иль­ского р-на Одесской области Введенскую старообрядческую церковь грабили три раза. В
1996 г. было украдено 28 икон, в 1999 г. — 14, в 2000 г. — 8 икон. В 1999-м настоятель общины отец Кондрат Кляузов немедленно информировал милицию. Образа были обнаружены и арестованы на украино-молдавской границе. След­ствие продолжалось три года. Наконец иконы были возвращены Ново-Некрасов­ской общине, а через год снова украдены. В 2006 г. украдено
16 икон из Иванобогословской церкви с. Старая Некрасовка Изма­иль­ского р-на Одесской области. Из старообрядческой церкви с. Приморское Килийского р-на Одес­ской области было украдено 56 дорогостоящих икон, три Еванге­лия в окладах, в т. ч. одно в сереб­ряном киоте, серебряную чашу, два евхаристических сосуда, серебряную ложицу и т. д.

В г. Хотин Черновицкой области старообрядческий храм грабили 5 раз. С 2000 по 2004 г. украдено более 50 икон. В с. Балки Барского р-на Винницкой области из местной старообрядческой церкви украдено 9 образов. В г. Килия Одесской области (несмотря на то, что церковь и все ее имущество сгорело во время пожара 1996 г.) украдено 11 икон. В с. Никольское Светловодского р-на Кировоградской области за один только раз из церкви похищено 90 образов. По словам местного участкового инспектора милиции Юрия Чимаду­ра, последнее ограбление произошло осенью 2006 г., личность вора установлена. Он совершил семь ограблений жителей с. Никольского и украл не менее 20 икон. Вообще в этом селе из Рождествобогородицкого старообрядческого храма было украдено не менее 200 икон. В церкви остались только те, которые, по словам главы Русской православной старообрядческой церкви в Украине архиепископа Савватия Киевского, никому не нужны. Но тот же инспектор заявил, что у жителей села украдено значительно больше икон. Все преступления раскрыты, но ни одной иконы собственникам не возвратили.

Интерьер церкви в с. Зыбком
Полностью разграблены старообрядческие церкви в с. Коса Белградского р-на Одесской области, с. Борсков, с. Круги Тывровского р-на Винницкой области, с. Никольское Светловодского р-на, с. Клинцы и с. Красный Яр Кирово­градского р-на, Зыбкое Онуф­риевского р-на Кировоград­ской области. В с. Красиловка Ивановского р-на Ки­евской области старообрядческая церковь не только разграблена, но и сожжена. Вообще в Украине полностью разграблена восьмая часть храмов Русской православной старообрядческой церкви.

В последние годы резко возросла численность грабежей гражданского липованского, некрасовского и кацапского населения Украины, а их формы приобрели особую жестокость. То, что для старовера веками составляло наибольшую святыню, превратилось в предмет унижения человеческого достоинства, стало причиной насильственной смерти.

Ежегодно в г. Килия совершается четыре-пять, в с. Приморском девять-десять случаев краж икон липован. В 2007 г. в г. Балте Одесской области среди белого дня была избита Ефро­синия Полякова, которая через два месяца умерла. Украденные у нее образа так и не были найдены, хотя заявление в органы внутренних дел подавали. В с. Приморском сначала запугали, а потом убили Ефросинию Сироткину. В 2006 г. обокрали председателя Приморской старообрядческой общины Дарью Горшкову. У попечителя церкви вырвали дверь, когда муж пытался закрыть их перед преступниками. Пока он противостоял ворам, один из них разбил окно, залез в дом и вынес все иконы. Подобным образом у себя дома был убит житель с. Мирное Ки­лийского р-на Одесской области старообрядец Смирнов. В г. Вилково Одесской области дошло до того, что верующие старообрядцы днем боятся покинуть свои дома.

Криминальное воровст­во в последние годы достигло своего апогея. Бандиты, получив поддержку иностранных адвокатов, перекупщиков, владельцев антикварных магазинов, свободно разъезжают по всей Украине, толкая самих старообрядцев к правонарушениям, покупая старинные иконы разграбленных церквей и частных лиц. К примеру, старообрядческая церковь с. Бросков Тывровского р-на Винницкой области грабилась под заказ винницкого коммерсанта. В 1998—2001 гг. в Борскове, Кругах (Тывровского), Жуковцах (Жмерин­ского) р-нов Винницкой области и других окружающих селах, действовала бандитская группа из 5 молодчиков. Ими обворованы старообрядческие церкви в указанных населенных пунктах. Дело об ограблении церквей проходило в суде как дополнительное, однако на его решение совсем не повлияло.

В г. Вилково, в Доме быта (возле рынка) некий киевлянин открыл лавку и занимается скупкой антиквариата. Ее работа толкает на преступления многих вил­ковчан. В г. Килия скупкой икон занимался местный житель. В г. Светловодске Кирово­градской области антиквариат покупает фирма «Ирина» — органам внутренних дел хорошо известно, что похищенные в селе Никольском образа продавались именно этой фирме. В г. Хотине Черновицкой области обменом старинных образов на современные штампованные занимаются приезжие из Киева «художники».

В ночь с 1 на 2 марта 2008 г. в очередной раз ограблен Покров­ский старообрядческий храм в пгт Брацлав Немировского р-на Винницкой области. Было украдено 16 икон, в основном образа Иоанна Богослова, Деисус (Спасителя, Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя), Федоровскую икону Божьей Матери и Всех скорбящих радость. Все подозрения падают на местного коллекционера и его брата-одессита, который работает в пароходстве и отправляет иконы за рубеж. Воры приезжают и открыто заявляют о своем намерении приобрести иконы, а если получают отказ, то ночью крадут их.

Преступления совершаются при поверхностном подходе или бездеятельности органов внутренних дел в разных регионах Украины. Складывается впечатление, что бандиты находят со стороны милиции полную поддержку. Она формально подходит к расследованию разграбленных старообрядческих храмов, а в отдельных случаях (как это случилось в г. Бершадь Винниц­кой области) даже просит не писать заявлений. Однако в той самой Бершади пойманных буквально на месте преступления воров защищали иностранные адвокаты. Бандиты остались ненаказанными. В с. Приморском при каждом ограблении церкви заявляли в милицию, которая приезжала, и ничего не находила. Местным липованам известно, что их грабили воры из Вилкова и из Молдавии.

За годы независимости из храмов Русской православной старообрядческой церкви (не принимая во внимание частный сектор) украдено минимум 2 тыс. старинных староверческих икон на сумму (по самым скромным подсчетам) более 40 млн. грн. В среднем украденную икону продают с первых рук за 300—400 грн., тогда как до коллекционеров она доходит за 10 тыс. грн. Среди старообрядческих икон встречаются образа, внесенные во Всемир­ный каталог драгоценных икон, тогда они оцениваются от 4 до 20 тыс. долларов США (каждая). Старообрядческая икона стала основным объектом охоты преступников. Она превратилась в предмет легкой наживы, быстрого обогащения перекупщиков.

Органы внутренних дел обвиняют в воровстве самого главу Русской православной старообрядческой церкви в Украине, который, добиваясь правды, трое суток провел в Управлении МДВ в Кирово­градской области. Если не считать морального ущерба архиепископа, результат расследования нулевой.

Очевидно, если поставленная проблема не будет решена в кратчайшие сроки, то через 5—10 лет Украина останется с пустыми старообрядческими церквами. И наконец, украинскому правительст­ву, а особенно президенту Украины В.Ющенко — любителю антиквариата и ценителю старообрядческого наследия, — следовало бы задаться вопросом: а каким образом старинные иконы поступают на этот рынок?