UA / RU
Поддержать ZN.ua

СВЕТ СЕРГЕЯ СВЕТОСЛАВСКОГО

В Национальном художественном музее Украины прошла очередная выставка в рамках проекта «Классическое наследие», — «Свет Сергея Светославского»...

Автор: Ольга Жбанкова

В Национальном художественном музее Украины прошла очередная выставка в рамках проекта «Классическое наследие», — «Свет Сергея Светославского». Уже в самом ее названии спрессовалось многое — мир художника, включающий в себя образы природы Украины, России, Средней Азии, и свет в самом прямом его смысле — тот, что озаряет и землю, и полотна мастера, а также тот мир души Светославского, наполняющий его творчество светом добра, красоты и любви.

Сергей Светославский (1857—1931) — представитель поколения художников, к которому принадлежат В.Орловский, С.Васильковский, П.Левченко… С их именами связан расцвет национальной пейзажной живописи второй половины ХIХ века. Искусство этих мастеров — выявление осознанной любви к земле Украины, ее народу. Критерий их мировосприятия — реальный взгляд на природу, предстающую во всем многообразии ее явлений и форм. Путь их изобразительных поисков — овладение законами пленэрной живописи, открывающей широкие возможности в передаче световоздушных эффектов и яркого многообразия красок солнечных южных ландшафтов.

Время меняло особенности живописных приемов мастера, но не затрагивало главного — Светославский до конца оставался верным своим единожды выбранным эстетическим идеалам, утверждавшим красоту обыденного, будничного, верный своему, сформировавшемуся еще в молодые годы, творческому методу — реализму. И в этом усматривается цельность натуры мастера, преданность заветам его учителей и друзей-передвижников.

Москва

Сергей Светославский называл Москву своей второй родиной. Здесь находилось училище живописи, ваяния и зодчества, в котором он обучался (1875—1883), здесь проходили выставки передвижников, представителей самого передового в то время художественного направления, идейные постулаты которых он безоговорочно принял. С 1884 года Светославский становится экспонентом, а затем (1891) и активным членом Товарищества.

Преподаватели В.Перов, А.Саврасов, корифеи передвижничества, учили молодежь не только законам мастерства, но и приобщали их к основам новой эстетики, возводившей реальный, подчас грубый и «некрасивый» мир, с покосившимися убогими крестьянскими избами, размытыми дождями грязными дорогами, последними кабаками у заставы, в категорию прекрасного, достойного высокого искусства.

В Москве к Светославскому приходит и первое признание — сам П.Третьяков обращает внимание на молодого студента. В одном из своих писем он замечает: «На сегодня в Московском училище есть несколько талантливых учеников: по пейзажу Светославский, Элерт, Левитан». Известный меценат покупает с ученической выставки (1879) работу начинающего художника «Из окна Московского училища живописи», отмеченную своеобразием композиции, звучностью колорита. И сегодня она экспонируется в залах Третьяковской галереи среди других произведений мастера. Сохранившиеся в архивах Национального художественного музея письма П.Третьякова к Светославскому передают те доверительные, теплые отношения, что установились между ними. Московский коллекционер приобретал картины украинского живописца. В Киеве же их с большой охотой покупал прямо «на корню» (как вспоминает художник М.Ковалевский) богатый сахарозаводчик и известный покровитель искусств Н.Терещенко.

Светославский по нескольку лет жил в Москве (это относится к годам его недолгого брака), привозил на передвижные выставки новые картины, встречался с товарищами и, конечно же, рисовал этот город. Одно из наиболее известных его полотен «Москва. Москворецкий мост». Над сутолокой улиц, с их суматошным движением пешеходов, извозчиков, застыли в своем молчаливом величии купола собора Василия Блаженного. «Вот она матушка Москва, во всей своей откровенности. Серенькая и не во всем опрятная. Как это он ловко и правдиво передал,— воскликнул Н.Ге, увидев на ХХI передвижной выставке эту работу.— Публике не нравится, говорит бесцветно очень, серо, тускло. Не судите их. Откуда им научиться узнавать правду, когда сами художники бьют в картинах на эффект…»

Возможно, что внимание, уделенное Москве в нашем рассказе о художнике, вызовет раздражение тех, кто стремится отделить национальную культуру от российских влияний, но в разговоре об украинских передвижниках вряд ли это получится. Именно на той единой идейной платформе, что была заложена передвижниками, и вырастала самобытная реалистическая живопись Украины второй половины ХІХ века, в частности пейзаж, ставший для художников олицетворением родины.

Украина

Родиной Сергея Светославского была Украина. Именно здесь он создал лучшие произведения, определившие самобытность его искусства.

Национальное своеобразие работ художника заключено в самом выборе мотива: здесь и величественные днепровские пороги — места былой запорожской славы, и дремлющие на пашне, разморенные весенним солнцем трудяги-волы — верные помощники крестьянина, рядом — широкие речные дали, зеленые луга, ветряки в степи, могучие стены каменец-подольской крепости — немые свидетели народных подвигов, и даже знаменитая огромная лужа, на пропыленной, обожженной солнцем улице Миргорода, с таким юмором описанная Н.Гоголем и так колоритно изображенная художником. Картину эту Светославский очень любил и долго не соглашался продавать.

Созданные в Украине пейзажи отразили и путь постепенного отхода Светославского от любимой передвижниками серо-коричневой гаммы, эмоционально созвучной с однообразием будней. В отказе от ранней «черной» живописи (как называл ее мастер) сыграли свою роль и художественные новации времени, и, безусловно, сама красочная природа Украины. Светоносные полотна Светославского насыщаются цветом, яркими созвучиями широко положенных на холст красок, создающих иной, мажорный настрой. Особенно заметно это в изображениях Днепра, ставшего для художника и излюбленным объектом внимания, и образом, воспринимаемым, пожалуй, больше, чем просто река, — он соотносится у Светославского с понятием Украины.

Голубая бесконечность неба, с медленно плывущими бело-розовыми облаками, тихий плеск спокойной воды, цвет которой меняется на глазах — от прибрежной тепло-желтой, до сине-холодной в глубине. Полоска низкого берега на горизонте — таким предстает Днепр на картине «Паром». Простая и лаконичная композиция с подчеркнутой горизонтальностью форм (характерная для большинства работ мастера) создает ощущение, что пейзаж «выходит» за рамки холста, продолжаясь безгранично…

Сергей Светославский создал лирико-эпический образ Украины, выступая здесь, в основном, художником крестьянской темы. Но в его творчестве нашлось и место для города, в котором он родился, жил и работал.

Киев

Киев стал для Светославского неисчерпаемым источником вдохновения. На тихой Куреневке, где жизнь текла размеренно, быт походил скорее на крестьянский, чем на городской, — за водой ходили с ведрами к колодцу, во дворах держали коров, лошадей и другую домашнюю скотину,— находилась небольшая усадьба его родителей. Улица Кирилловская, 96… Чудом сохранившаяся фотография да многочисленные работы художника дают представление о его домишке. Семьи у Светославского не было, жил он со своей старенькой матерью. Это и был его мир…

«Днепр заходил к нему в гости своими весенними водами». Каждый год река заливала большую часть его усадьбы. Вот откуда такое количество пейзажей, изображающих разливы Днепра. На Куреневке Светославский писал свой Киев, которого не коснулась урбанизация, — глухие улочки с приземистыми домиками, поросшие деревьями склоны возле Кирилловской церкви, суматоху местных ярмарок, таинственные заросли заброшенного парка «Кинь грусть». «В парке я встречал только старого художника. Он сидел под большим полотняным зонтом и писал этюды. Художник уже издали так сердито поглядывал на меня, что я ни разу не решился к нему подойти», — вспоминает в своей книге «Далекие годы» К.Паустовский. И хотя он не называет имени художника, можно понять, о ком идет речь: таким зафиксировал Светославского в те «далекие годы» объектив фотоаппарата — высокий человек с окладистой бородой сидит под зонтом около незавершенного этюда. Его внешность, напоминающая современникам Дарвина или Толстого, привлекала к себе внимание. В.Васнецов увидел в нем пророка Моисея и изобразил художника в этом образе на одном из пилонов Владимирского собора.

Недружелюбное отношение к посторонним наблюдателям также находит свое объяснение. Светославский с юмором рассказывал на страницах одной из киевских газет про курьезный случай, происшедший в 1903 году. Только он приладил к этюднику полотно, начал писать лодки на Днепре, как его забрал в отделение слишком ретивый городовой. Личность художника установили быстро, настолько он был известен в городе, да и сам предмет изображения не вызывал у начальника возражений — писал художник все то, что видел за порогом своей мастерской.

В отличие от русских передвижников Светославский в большинстве своих пейзажей не стремился к социальной определенности мотива. Природа — вот что для него главное. И даже в таком монументальном полотне, как «Наводнение», где жизнь города показана, по словам Н.Мурашко, «сурово и правдиво», он в первую очередь создает впечатляющую картину природной стихии, заложниками которой оказались жители бедного предместья.

На выставке впервые представлены (их не видели даже специалисты) росписи художника, выполненные по заказу киевского мецената, купца С.Могилевцева. Десять металлических панно украшали известный в городе «шоколадный домик». Написанные по мотивам исторической повести А.Толстого «Князь Серебряный», они свидетельствуют о мастерстве автора, его умении создавать сложные сюжетные композиции.

Как в творчестве, так и в жизни, Сергей Светославский был честным, бескомпромиссным, гуманным. Он не мог пройти мимо несправедливости, подлости. Смело выступал в газетах против черносотенцев. Встал на защиту 45 студентов, исключенных из Киевского художественного училища за участие в революционных событиях 1905 года. Спасая юношей от армии, Светославский специально для них организовал свою студию. Среди его учеников были два друга, два Александра — Богомазов и Архипенко, принесшие славу новому искусству ХХ века, один — украинскому, другой — мировому.

Художник сделал много добрых дел для городского зоосада. Почетный член Киевского отделения Всероссийского товарищества покровительства животным, он усматривал в своей деятельности не только научное, но и воспитательное значение: «Дети со всех школ и училищ посещали сад, получая тут наслаждение и восхищение, какие можно было наблюдать на их привлекательных детских лицах», — отмечал художник. Птиц и зверей — белоголовых сипов, беркутов, тибетских быков — он привозил из самой Средней Азии.

Средняя Азия

В эту далекую от Украины землю Светославский ездил дважды — в 1899 и 1910 годах. Перед его глазами предстал совсем иной мир, такой не схожий с тем, что он писал ранее. Не только пластика ландшафта, но и сами свет и цвет здесь были иными. Яркие сочные краски, контрасты света и тени передают своеобразие восточной природы, словно застывшей в своем многовековом величии и силе.

«…Вот где настоящее солнце! Мы солнца писать не умеем. Среднеазиатское солнце должно быть написано так, чтобы от него глаза болели. Писать солнце надо не в комнате, а против солнца, иначе оно выходит бледным, как у Верещагина», — утверждал художник.

Его пейзажи лишены салонной, ненавистной ему «олеографичности». Художник увидел в Средней Азии не восточную пышность и экзотику, а бедность, разрушения. На его картинах — бескрайние желтые, раскаленные солнцем пески, скупая растительность, караваны верблюдов (вот где проявился его талант анималиста), шествующие пустыней, развалины старых городов, яркие красочные базары…

Эти работы были последними, что видел теряющий зрение мастер. Так и остались они висеть неоконченными в его маленькой мастерской на окраине города. Для одинокого, немощного человека они были бесконечно дороги. В них жили его воспоминания о прошлом. Для не раз наведывавшихся к художнику в лихое, голодное время разрухи воришек они не представляли никакой ценности. Больше же у художника не было ничего...

В годы бурных революционных событий и советской действительности о Светославском забыли. Новая власть создавала новое искусство. Зачем ей были старые, да еще слепые мастера? Больно читать строки из письма, написанного художником в газету «Правда» (он наивно пытался найти там защиту): «Тут меня не жалуют, даже права голоса лишили, не знаю сам за что, а то, что сделал для города, для ссылаемых политических, то все это забыто». Вот и оставалось ему лудить ведра, делать кастрюли, выменивая их на хлеб, сажать на маленькой грядке картошку… Так и жил этот гордый, несмотря на свою слепоту, «большой мастер кисти, имеющий свои огромные, неоспоримые заслуги перед искусством и перед наукой» («Вечерний Киев», 1930). Умер он в 1931 году. Было ему всего 74 года…

Выставка в Национальном художественном музее заставила вспомнить о Сергее Светославском. Представляя все этапы творчества мастера, ввела нас в его мир, озаряя светом немеркнущего, такого живого, прекрасного и доброго искусства.