На этот раз речь пойдет о гарантиях на автомобиль. А это касается как новых машин, так и подержанных. О чем, кстати, многие и не догадываются.
Каждый автомобиль, вне зависимости от того, где он был приобретен (в автосалоне официального дилера или «с рук» на авторынке), может поломаться. Поломки бывают двух видов: связанные с неправильным обращением с деталями и агрегатами автомобиля и с недоработками создателей автомобиля (или же заводским браком). Последние попадают в категорию неисправностей, которые подлежат устранению за счет производителя. Обязательным условием для устранения этих недостатков является документ, подтверждающий покупку автомобиля.
Важную роль при приобретении и ремонте машины играет наличие гарантии. Можно выделить два ее вида: предоставляемая государством и производителем. Суть первой заключается в том, что государство выдвигает к производителям требования о соответствии продукции, предназначенной для долгосрочного использования (в частности автомобиля), различным стандартам. Если продукция допущена на наш рынок, то она «автоматически» получает полугодичную гарантию, регламентированную государством (ст. 235 Гражданского кодекса Украины). Производитель же предоставляет свою собственную гарантию, основанную на уверенности в качестве продукции.
Гарантия производителя - это письменное обязательство бесплатно устранить все неисправности машины, не связанные с нарушением условий эксплуатации. Все новые автомобили, независимо от места приобретения, сопровождаются заводской гарантией. Она дается обычно на весь автомобиль и на его отдельные части. Срок действия гарантии определяется производителем и устанавливается в рамках пробега или срока эксплуатации машины. Например, гарантия на автомобиль - два года и (или) 100 тысяч километров пробега, а также на кузов (от сквозной коррозии) - 10 лет. В инструкции, прилагаемой к каждой машине, подробно указывается как обслуживать каждый узел и время их профилактического осмотра или замены.
Заводская гарантия на автомобиль, уже бывший в эксплуатации, зависит от его «возраста» и пробега. Она вычисляется просто: срок и (или) пробег заводской гарантии «минус» срок и (или) пробег эксплуатации машины. То есть, если заводская гарантия равна двум годам с начала эксплуатации, а вы приобрели автомобиль уже после того, как он эксплуатировался один год, то при переходе к вам права собственности на машину оставшаяся годичная гарантия сохраняет свою силу. Точно так же обстоит дело с пробегом или иной характеристикой.
Тут следует заметить, что если вы приобретаете новый автомобиль, но у «серого» дилера, то существует вероятность купить машину вообще лишенную гарантийного срока. Дело в том, что сама специфика работы «серого» дилера предполагает, что юридически автомобиль покупался у производителя не с целью перепродажи. То есть отсчет гарантийного срока начался с момента приобретения автомобиля «серым» дилером для последующей продажи в своем автосалоне. Таким образом, если машина простояла в автосалоне этого дилера больший срок, нежели предусмотрен гарантией, то за ней сохраняется только гарантия на пробег. Если же срок «стоянки» машины в салоне не превысил гарантийного, то остаток вычисляется так же, как и в случае с подержанным автомобилем.
Однако вне зависимости от того, есть заводская гарантия или нет (закончилась), если продавец не предупредил покупателя о недостатках (поломках и неисправностях) автомобиля (желательно в письменном виде), то, в соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса Украины, покупатель имеет право на замену вещи (автомобиля) на аналогичную или может потребовать уменьшения ее цены, или бесплатного устранения дефектов (неисправностей), возмещения расходов на их устранение, или возврата денег с возмещением всех убытков (в том числе и моральных). При этом, естественно, в случае возврата стоимости машины покупателю, сама машина подлежит возврату продавцу. Правда, право выбирать один из этих вариантов, как это ни печально, принадлежит продавцу.
Отсчет срока гарантии в случае приобретения автомобиля у официального дилера начинается лишь с момента передачи товара, а не с оформления документов купли-продажи. Это играет важную роль, так как не всегда купленный автомобиль, на который уже оформлены документы, подтверждающие переход права собственности к покупателю, сразу же попадает в его руки. До фактического перехода товара к покупателю (вступления во владение) продавец, в соответствии со ст. 230 Гражданского кодекса Украины, обязан сохранять вещь, не допуская ухудшения ее состояния. Распределение труда на эту «охрану» и его оплата оговариваются сторонами (продавцом и покупателем) в каждом случае индивидуально. Следует только добавить, что моментом передачи вещи (машины), согласно ст. 128 Гражданского кодекса Украины, может считаться отгрузка ее для доставки. С этого момента и до получения ее покупателем ответственность за сохранность автомобиля возникает у перевозчика.
Нужно отметить, что продавец несет ответственность за качество продукции, которое, в соответствии со ст. 248 Гражданского кодекса Украины, должно быть не ниже оговоренного при покупке. В случае ненадлежащего качества товара (автомобиля) покупатель может требовать устранения недостатков или отказаться от вещи, а если она уже оплачена - требовать возврата денег. Что касается комплектации автомобиля дополнительным оборудованием, которое было оговорено при покупке, то, в соответствии со ст. 251 Гражданского кодекса Украины, приобретатель имеет право требовать доукомплектации автомобиля или замены его на укомплектованный, в крайнем случае может отказаться от него. Если же он оплачен, согласно ст. 253 Гражданского кодекса Украины, покупатель может потребовать возмещения неустойки (штрафа) - денежной суммы, взыскиваемой за неполное исполнение договорных обязательств (указываются при купле-продаже), и всех убытков (моральных тоже), причиненных недоукомплектованной продукцией (автомобилем), без учета неустойки.
Кстати, в Гражданском кодексе Украины есть еще один интересный момент. Если вы приобрели автомобиль, полностью соответствующий ранее выдвигаемым вами требованиям, но в результате машина все равно не понравилась (цвет не подошел к новому лаку для ногтей жены, задние сиденья плохо отмываются от следов присутствия вашего любимого питбультерьера), - вы также можете вернуть ее и, доплатив (если это необходимо вследствие увеличения ваших запросов), получить другую.
Все эти права, о которых шла речь, согласно ст. 249 Гражданского кодекса Украины, можно отстоять при помощи подачи иска в суд в течение шести месяцев со дня обнаружения таких недостатков. Ясно, что покупателю выгодно как можно позже «обнаружить» эти недостатки, дабы иметь возможность и через пять лет после покупки машины предъявить претензии к продавцу. Ведь то, каким образом можно подтвердить момент их обнаружения, действующим законодательством точно не регламентируется. Перед предъявлением иска в суд необходимо обратиться с претензиями непосредственно к продавцу - «судебная машина» заработает только в том случае, если продавец откажет в удовлетворении ваших «желаний».