UA / RU
Поддержать ZN.ua

СУДЬБА ПОЛПРЕДА УНР, или "ПРАЖСКАЯ ОСЕНЬ" НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Начальник Лукьяновской тюрьмы НКВД УССР привычно подмахнул розовым карандашом составленный на четвертинке писчей бумаги акт: «...Разрешаю предать земле труп з/к Славинского М.А., умершего в камере 23.XI.1945 г...

Авторы: Дмитрий Веденеев, Сергей Шевченко

Начальник Лукьяновской тюрьмы НКВД УССР привычно подмахнул розовым карандашом составленный на четвертинке писчей бумаги акт: "...Разрешаю предать земле труп з/к Славинского М.А., умершего в камере 23.XI.1945 г. в 23 ч. 30 м." Так завершился земной путь активного борца за национальное возрождение Украины, известного дипломата, ученого, поэта и публициста Максима Славинского. К 55-й годовщине со дня смерти патриота приурочена эта публикация.

Максим Славинский родился в семье мелкой шляхты на Киевщине 12 августа 1868 года. По окончании гимназии в 1886-1895 гг. учился на юридическом и историко-филологическом факультетах столичного университета св. Владимира. Гражданское сознание, патриотизм и передовые политические убеждения Славинского-студента формировались на фоне общего подъема украинского национально- культурного движения - т. н. "громадівського руху" 80-х годов ХIX столетия. Немалое влияние оказали на него и романтическая дружба с Лесей Украинкой, и товарищеские отношения с Михаилом Коцюбинским.

Максим рано примкнул к национал-патриотам. С 1888 по 1905-й участвует в деятельности Радикально-демократической партии, созданной Михаилом Драгомановым, стал одним из ее ведущих идеологов и публицистов. Отстаивал идеи социального равенства, справедливого разрешения аграрно- крестьянского вопроса, достижения автономии Украины в составе Российской империи. Из-под пера молодого партийного деятеля выходят десятки злободневных публикаций в различных печатных изданиях - "Северный курьер", "Жизнь", "Мир божий", "Труд", "Приднепровский край". После закрытия последнего царской цензурой перебирается в Одессу, где редактирует "Южные записки".

Плодотворную публицистическую деятельность прервала российско-японская война, на которую попал и прапорщик (в царской армии - первый офицерский чин военного времени) Максим Славинский. После демобилизации он вновь энергично включается в общественно-политическую жизнь. "Милостиво дарованная" императорским Манифестом 17 октября 1905 года толика политических и гражданских прав вызвала взрыв активности национально-сознательной интеллигенции. В этот период Славинскому поручают возглавить печатный орган украинской фракции Государственной думы России "Украинский вестник" (май - сентябрь 1906 г.). Здесь же, в Санкт-Петербурге, завязывается личное знакомство и сотрудничество с Михаилом Грушевским.

С началом Первой мировой войны М. Славинский, числившийся с 1901 года политически неблагонадежным, вновь надевает армейский мундир. После свержения царизма по всей территории бывшей империи возникают органы местного самоуправления; М. Славинский становится членом Украинского комитета Петрограда, где в то время проживало не менее 40 тысяч этнических украинцев. Он непосредственно занимается оформлением паспортов желающим выехать на родину. Не забывает и о публицистике, критикуя Временное правительство за ошибки в решении национального вопроса. Вступает в новообразованную партию социалистов-федералистов, отличавшуюся широкой прослойкой интеллигенции. Из ее среды, к примеру, вышли заместитель председателя Центральной Рады Сергей Ефремов, первый в ХХ веке министр иностранных дел Украины Александр Шульгин, генеральный писарь Центральной Рады и дипломат Александр Лотоцкий, большинство глав дипломатических миссий УНР.

Октябрьский переворот наш соотечественник встретил враждебно. В мае 1918-го он перебирается в Киев. В условиях полного отсутствия среди украинцев карьерных дипломатов представители интеллектуальной элиты служили единственным источником комплектования зарубежных представительств молодой Украинской державы. М.Славинский, по личному приглашению гетмана Павла Скоропадского, становится сначала советником министра иностранных дел Дмитрия Дорошенко, членом делегации на ответственных переговорах о мире с Советской Россией, а с сентября 1918-го возглавляет дипломатическую миссию во Всевеликое Войско Донское.

Переговоры с Новочеркасским правительством генерала Краснова увенчались подписанием украинско-донского соглашения об установлении границ, развитии торговых отношений, гарантии прав украинцев на Дону. Признанием заслуг Славинского стало его назначение министром труда в правительстве Федора Лизогуба, после чего Максим Антонович принципиально прекращает членство в партии.

Успешное антигетманское восстание под руководством Директории привело к смене режима. Интересно, что именно к М. Славинскому П. Скоропадский обратился с просьбой отредактировать грамоту о своем отречении 14 декабря 1918 года.

Глава миссии УНР

Руководство Украинской Народной Республики, весьма настороженно относившееся к чиновникам "ясновельможного", тем не менее ценило способности и опыт М.Славинского. С 19 января 1919 года он возглавил чрезвычайную дипломатическую миссию УНР в тогдашней Чехо-Словацкой Республике (ЧСР). Работать пришлось в условиях практически полной международной изоляции Украины, отсутствия признания ее "де-юре" ведущими державами, обструкционизма стран Антанты, откровенно ориентировавшихся на "белое движение" сторонников "единой и неделимой России" и шовинистическую Польшу с амбициями "от моря до моря".

Приоритетной становилась не дипломатическая как таковая, а пропагандистско-информационная деятельность - объективное осведомление зарубежных правительств и общественности об истории, культуре, традициях, современном политическом курсе Украинской державы. Очень непростая это была задача. "Европа, - отмечалось в дипломатических документах УНР, - ничего о нас не знала, а если и знала, то все было против нас. Украина и Россия не перестали быть для нее синонимами". В сентябре 1919-го полпред создает пресс-бюро миссии и т. н. "Кошицкий пункт" для обеспечения национально- культурных потребностей украинцев оккупированного Чехо-Словакией Закарпатья. Усилиями дипломатов миссии УНР учреждается Украинский общественный клуб, ведущий лекционную пропаганду, курсы украинского языка.

До середины 1920 года издается на украинском языке журнал "Народ". Серьезной акцией становится учреждение украинско-чешского издательства "Всесвіт", развернувшего проект "Узнаем Украину", направленный на пропаганду национального дела, этнокультурной общности славянских народов. Первой в этой серии увидела свет брошюра известного ученого Станислава Днистрянского "Украинцы и чехи" (всего же вышло 41 издание, авторами которых в основном были сотрудники диппредставительства). В сборник "Культура Украины" вошли статьи об истории национальной литературы, театра, музыки, прессы, архитектуры. В серии брошюр напечатаны биографические очерки о Т. Шевченко, О. Кобылянской, Л. Украинке, В. Винниченко. Наконец, в июле того же года бывшие участники хоровой капеллы Александра Кошица создают в Закарпатье музыкально-драматическое общество "Кобзарь".

Но не только слово правды о стране несли ее посланники: благодаря им и военно-санитарной миссии УНР на родину вернулось до 10 тысяч украинцев-военнопленных периода Первой мировой. Достойный вклад внесли дипломаты и в обеспечение действующей армии республики, истекавшей кровью в "треугольнике смерти": на Украину было отправлено три вагона медикаментов и два - белья и перевязочных средств для госпиталей.

Заметным успехом молодой национальной дипломатии стало подписание с ЧСР торгового договора о поставках промышленных товаров в обмен на нефть Прикарпатья. Однако вследствие оккупации Польшей Восточной Галичины он так и остался на бумаге.

Жизнь в эмиграции

После поражения УНР в боях с Советской Россией в ноябре 1920 года дипмиссия в Праге утратила статус официальной. К тому же в стране аккредитации просоветские левые силы настойчиво поднимали перед высшими инстанциями вопрос о правомочности пребывания в ЧСР украинских дипломатов. Как результат - в марте 1923 года М.Славинский был приглашен к главе МИД ЧСР Бенешу, заявившему о нецелесообразности дальнейшей работы миссии УНР в Чехо-Словакии.

Отставной глава представительства остается в Праге, ставшей ведущим центром украинской политической эмиграции межвоенного периода. Благодаря т. н. "русскому проекту" президента Масарика (с большим сочувствием относившегося к украинскому народу и его проблемам) политэмигрантам бывшей Российской империи была предоставлена материальная помощь для обустройства, развития национальных учебных, культурных, научных учреждений. В соседней стране возникают многочисленные научно-культурные общества, создаются вузы, Музей освободительной борьбы Украины, издаются газеты и журналы.

У Максима Антоновича наконец появляется возможность для активной научно-педагогической деятельности. С большим интересом воспринимались студентами Украинского высокого педагогического института в Праге и Украинской хозяйственной академии в Подебрадах его содержательные лекции по национальной, европейской истории и литературе. В 1934-м издается академический курс лекций по истории Украины, одновременно его автор выступает и переводчиком произведений западноевропейских литераторов. В те годы гонорары и пенсия были основными доходами М. Славинского и его супруги Марии Федоровны (детей они не имели).

Преподавательская работа сопровождалась активной публицистической деятельностью на страницах газеты "Діло", знаменитого "Літературно-наукового вісника", парижского журнала "Тризуб", постоянным пражским корреспондентом которого он был в 1927-1934 годах. Ведущие темы печатных выступлений Славинского - обличение национальной политики советского режима, критика идеологии большевизма, пропаганда республиканско-демократического устройства будущей независимой Украины.

Максима Славинского по праву можно считать одним из лидеров политэмиграции 20-30-х годов. Он избирался заместителем председателя "Головної української еміграційної ради", представлял ее на Будапештском совещании обществ сотрудничества с Лигой Наций (1929 г.). Свидетельством высокого авторитета среди украинцев на чужбине стало его десятилетнее (1928-1938 гг.) председательство в "Республіканському демократичному клубі", который объединял интеллигентские и студенческие круги эмиграции.

В мае 1938 года по приглашению председателя Комитета дружбы народов Кавказа, Туркестана и Украины, бывшего члена Государственной думы и посла демократической Грузии в Париже Чхенкели Максим Славинский выступил в парижском географическом обществе с докладом о национальном вопросе в СССР. Среди более 200 присутствующих были министр иностранных дел Государственного центра УНР в эмиграции Александр Шульгин, бывший премьер Александр Керенский, лидер донской казачьей эмиграции Владимир Ефремов. Доклад засвидетельствовал концептуальное видение М. Славинским национальных проблем как таковых и его дар политического предвидения. "...Геть від Москви, - подчеркивал докладчик, - від будь-якої Москви - червоної і білої, від будь-якого режиму - царського, демократичного, большевистського, від усякого імперського єднання". Выступающий заклеймил политику Кремля, основанную на подавлении личности и подчинении народов: "Терор, як відомо, є невід'ємною складовою радянського режиму, він існував завжди, а національні жертви у цьому відношенні неможливо підрахувати. Якщо підрахувати всі втрати, в'язниці та заслання, які часто дорівнюють повільній смерті, то кількість цих жертв підніметься до мільйонів". Только отделение от СССР национальных республик, по мнению М. Славинского, способно радикально решить национальную проблему и обеспечить условия для свободного развития народов.

...С приходом в Прагу нацистов М. Славинского дважды вызывали в гестапо, выясняли его отношение к оккупационному режиму, политические убеждения. Пожилой эмигрант мужественно заявил, что враждебности к немецкому народу не питает, но доктрину гитлеризма не признает. Отверг он и предложения о сотрудничестве в марионеточных "национальных" организациях, ведущих пропаганду в пользу III рейха. Любой тоталитаризм был противен его натуре и взглядам.

Из Праги - в Лукьяновку…

Вступление Советской Армии в страны Восточной Европы сопровождалось "фильтрационной" работой и настоящей "охотой" органов госбезопасности на политэмигрантов. Особый "профессиональный интерес" вызывали государственные и политические деятели, дипломаты, военачальники, священнослужители времен украинской несоветской государственности 1917-1920 гг., объявленные "вне закона" еще в начале 20-х. Двадцать седьмого мая 1945 года сотрудники отдела военной контрразведки "Смерш" 4-й гвардейской танковой армии задержали в Праге и М.Славинского. После месяца допросов в опергруппе его по личному распоряжению генерал-лейтенанта Павла Мешика этапировали в Киев во внутреннюю тюрьму №1 Наркомата госбезопасности УССР.

На многочисленных допросах задержанного расспрашивали об участии в политической жизни эмиграции, настойчиво втолковывали "антисоветизм" его высказываний. Наконец 9 ноября 1945 года нарком генерал-лейтенант Григорий Савченко утвердил обвинительное заключение: М. Славинскому вменялись в вину "активная борьба за отторжение Украины от Советского Союза и создание украинской буржуазной державы", антисоветская агитация за кордоном и сотрудничество с "петлюровскими" печатными органами. Дело планировалось рассмотреть военным трибуналом войск НКВД Киевской области без участия обвинения и защиты и без вызова свидетелей.

Встречавшийся со Славинским в Лукьяновке известный участник вооруженной борьбы 1917- 1920 годов Василий Прохода отмечал в своих мемуарах крайне тяжелое физическое состояние, общее истощение Максима Антоновича. Его здоровье не выдержало и перед позорным судилищем он так и не предстал...

По представлению Службы безопасности Украины Генеральная прокуратура 2 августа 1993 года посмертно реабилитировала М.Славинского за отсутствием в его уголовном деле доказательств обоснованности привлечения к ответственности.