27 сентября — 110 лет со дня рождения всемирно известного украинского математика Михаила Филипповича Кравчука. Многие ученые знают q-многочлены Кравчука, q-функции Кравчука-Мейкснера, а так называемые «ряды Кравчука» ученые США и Японии десятки лет назад использовали в телеаппаратуре. В своих математических трудах М.Кравчук указал много перспективных проблем. Но долгие годы мало кто знал, что великий украинский ученый был репрессирован в 1938 году.
Родился М.Кравчук в 1892 году в селе Челница Волынской губернии (ныне Киверцовский район Волынской области). Отец его был землемером. Выходец из низов, окончивший Петровско-Разумовскую академию, он ценил знания и сделал все, чтобы любознательный Михайлик получил хорошее образование .
В 1901 году семья переехала в Луцк, где будущий великий математик с золотой медалью окончил гимназию. В 1910-м Михаил Филиппович — студент физико-математического факультета Киевского университета Святого Владимира. Блестяще окончив учебу, М.Кравчук несколько лет преподавал в разных вузах Киева. Во время Первой мировой войны эвакуировался в Москву. После революционных событий математик возвращается в златоглавый Киев, чтобы полностью посвятить себя науке и народу. Преподавая в украинских гимназиях и Украинском народном университете, он разрабатывает украиноязычную математическую терминологию, переводит на украинский весьма популярный в то время учебник геометрии Киселева. Но после свержения УНР и прихода советской власти молодому ученому пришлось уехать в село Саварку (ныне Богуславского района Киевской области). Здесь М.Кравчук будет и директором школы, и преподавателем математики. В этом же селе он поможет окрепнуть будущему талантливому ученому, известному конструктору авиационных двигателей Архипу Люльке. А уже по возвращении в Киев многому научит «звездного» конструктора Сергея Королева. Эти два ученика будут достойными своего учителя!
На протяжении всей жизни Михаил Филиппович с благодарностью вспоминал маму, польку по национальности, которая с детства обучала его иностранным языкам. Французский, немецкий, итальянский, польский — вот языки, которые М.Кравчук использовал в работе. Свои научные труды он печатал как в СССР, так и за границей.
В 1924 году М.Кравчук защищает докторскую диссертацию, становится членом математических товариществ Франции, Германии, Италии, в 1929-м — действительным членом Украинской академии наук.
Теории квадратических форм, матриц и определителей, алгебраических сравнений и аналитических функций, дифференциальные и интегральные уравнения, математическая статистика, различные отделы анализа, теории чисел, геометрии — неполный спектр работ ученого.
Профессор Киевского политехнического института, исследователь жизни и научных трудов М.Кравчука Нина Афанасьевна Вирченко придет к выводу, что основное направление развития математики академик видел в изучении диалектических закономерностей развития понятий и положений, которые возникают в реальной действительности. Труды «Простір, час, матерія», «Сучасний атомізм», «Математична наука на Україні», «Вплив Ейлера на дальший розвиток математики», «Математика та математики в Київському університеті за сто років», «Вступ до вищої математики», «Вибрані питания з основ аналізу нескінченно малих» отличаются широким научным кругозором, анализом проблем из области близких к математике наук. М.Кравчуку принадлежат разработки программы курса «Элементы высшей математики применительно к сельскому хозяйству», учебника «Математика для сельскохозяйственных профшкол». Мировую науку пополнили многочлены биноминального распределения — многочлены Кравчука.
Ученый, будучи в расцвете творческих сил, имел много планов и надежд. К сожалению, его не обошла репрессивная сталинская машина…
Шел 1937 год. В газете «Коммунист» 14 сентября появилась заметка, которая упрекала академика в том, что он возносит врагов народа, поскольку в своей статье «Успехи математических наук» были упомянуты имена нескольких репрессированных ученых. В октябре президиум Академии наук УССР признал действия М.Кравчука антисоветскими и буржуазно-националистическими. 21 февраля 1938 года академика арестовали сотрудники НКВД, в Киеве в его квартире произвели обыск. Для «ученого с лицом Иисуса Христа», как замечали многие его современники, начнется восхождение на Голгофу.
Михаилу Филипповичу особенно тяжело было сознавать, что на него донес учитель, математик Д.Граве. Многие коллег отреклись от М.Кравчука, лишь некоторым хватило смелости и честности не поверить сталинским сатрапам. А.Смогоржевский, И.Погребинский, П.Бондаренко — люди, которые не пошли на сделку с совестью...
23 сентября 1938 года выездная сессия военной коллегии Верховного суда СССР приговорила М.Кравчука к 20 годам лишения свободы с поражением в политических правах на пять лет. Приговор обжалованию не подлежал. Академика обвиняли в предательстве и шпионаже, поскольку он был членом Научного товарищества во Львове, часто ездил за рубеж. Обвинением послужило даже знание иностранных языков и переписка с учеными капиталистических стран.
«Я был ошеломлен этими дикими обвинениями, разбит физически ночными допросами, в частности, полным лишением сна в течение одиннадцати суток, обострением болезни сердца, мерами прямого физического воздействия, морально на меня воздействовали криками, стонами истязаемых в соседних комнатах», — напишет М.Кравчук в жалобе 16.08.1940 года из Магадана председателю Верховного суда СССР. Окончательно сломали М.Кравчука угрозы: в случае отказа взять на себя инкриминируемые ему преступления — арестуют и уничтожат семью.
После суда супруга М.Кравчука Эсфирь Иосифовна обращалась во многие инстанции с жалобами на несправедливые обвинения, однако ответов не последовало. В июне 1945 года на очередное ходатайство в Народный комиссариат Государственной безопасности СССР о пересмотре дела мужа она получила извещение, что академик М.Кравчук умер в Магадане в марте 1942 года.
Михаил Филиппович так и не узнал, что в злополучном 1937 году американский ученый Атанасов, изобретатель первого компьютера, написал ему в письме: при разработке изобретения он использовал его, украинского ученого, труды.
Многие годы М.Кравчук работал над одной математической проблемой, но никому о ней конкретно не рассказывал. Уже из Магадана он написал жене, что проблему эту он разрешил. Расчеты ученого были переданы лагерному начальству. К сожалению, судьба рукописей академика осталась неизвестной.
Невероятно тяжелым был путь М.Кравчука по местам лишения свободы. Из Лукьяновской тюрьмы его перевезли в Новочеркасск, откуда в апреле 1939 года этапировали во Владивосток.
Организатору первой в мире комнаты-музея М.Кравчука в школе его родного села Чолница Степану Лукашуку удалось узнать, что до Хабаровска узников везли в товарных вагонах, а от Хабаровска к Владивостоку они шли пешком. Конные энкавэдэшники расстреливали тех, кто, ослабев, не мог идти... Во Владивостоке осужденных, погрузив на баржи, две недели везли через Охотское море в Магадан, потом через горные хребты — на рудники.
Некоторое время академик работал на строительстве железной дороги, делал расчеты трансформаторных подстанций и электросетей. Но это длилось только три недели, поскольку М.Кравчук обосновал вывод, что строить железную дорогу в том месте нецелесообразно. Академик снова очутился в штреке. Дневная норма для шахтеров-узников составляла полторы тонны породы (в 30 раз больше, чем каторжным при царе).
В марте 1940 года М.Кравчук был признан негодным к физическому труду. В июне 1941-го его освободили от работ на шахтах. Но на лечение направили только 23 февраля 1942 года. К сожалению, было уже поздно, и 9 марта академик умер. Причиной смерти стали нефросклероз, кардиосклероз и нефрогенный язвенный гастроэнтероколит. Место погребения М.Кравчука, как и многих других узников, осталось неизвестным.
Профессор Нина Вирченко много сделала, чтобы имя М.Кравчука, величайшего патриота Украины, заняло свое достойное место и в науке, и в истории. Нина Афанасьевна — организатор международных научных конференций имени академика Михаила Кравчука, которые проходят в Киеве с участием ученых из многих стран мира. О талантливом земляке жителям Волыни рассказала смелыми публикациями в прессе дочь директора Челницкой школы С.Лукашука Леся Свиновей-Лукашук. Непросто пришлось прорываться к читателю и роману киевского писателя Николая Сороки «Михаил Кравчук». Возле школы в Челнице возвели бюст ученого. Долгие годы вынашивается идея открыть в родном селе всемирно известного математика музей. А пока существует только комната-музей в местной школе.
Несколько лет назад жители Челницы решили в день рождения великого земляка отмечать день села. Традиция эта сохранилась. На базе Челницкой школы проводятся школьные математические олимпиады. (Кстати, в 1935 г. М.Кравчук организовал первую математическую олимпиаду в Киеве). К сожалению, местным одержимым почитателям М.Кравчука никак не удается насобирать денег для открытия музея. Но это, конечно, вопрос времени, которое многое расставляет по своим местам. «Знаете, — как-то сказал мне организатор комнаты-музея М.Кравчука С.Лукашук, — на VIII научной конференции, которая проводилась в 2000 году в Киеве, авторитетные ученые из многих стран заявляли, что труды нашего земляка надо разрабатывать еще лет сто...» И это еще одно подтверждение, что имя академика из волынского села Челницы не забывается и будет жить.