UA / RU
Поддержать ZN.ua

Суд в интернет-базилике

Упомянутая в Евангелии от Луки перепись населения Римского государства зафиксировала, помимо прочих, 4233 тысячи римских граждан.

Автор: Евгений Зарудный

Почую кожного!

Предвыборный слоган

Упомянутая в Евангелии от Луки перепись населения Римского государства зафиксировала, помимо прочих, 4233 тысячи римских граждан. В те времена лишь они обладали всей полнотой имущественных и политических прав. Весьма широких, среди которых было право лично обратиться за защитой к высшему магистрату - потребовать имперского суда.

Известный римский гражданин Тарсянин Павел так и сделал, когда кесарийский магистрат Порций Фест, желая угодить иудеям и затрудняясь в решении вопроса, предложил обвиняемому перенести суд во враждебный Иерусалим. «Павел сказал: я стою пред судом кесаревым, где мне и следует быть судиму» (Деян. 25, 10).

По прибытии в Рим обвиняемый содержался под домашним арестом. Мерой пресечения было избрано «жить особо с воином, стерегшим его». И прожил так апостол в ожидании слушания своего дела в имперском суде «целых два года». На дому принимал всех приходивших к нему, «проповедуя и уча невозбранно».

До такого уровня обеспечения прав обвиняемого гражданина нам - как до Древнего Рима. Не говоря уже о гуманности римской криминальной юстиции. Целых два года! - сокрушается автор Деяний по поводу сроков. Разве такие сроки называют «судовою тяганиною»? Для нас это норма. В буклете о судебной системе Украины (проект USAID «Украина: верховенство права» в сотрудничестве с Советом судей и Госсудадминистрацией Украины) граждан предостерегают от скорого обращения за судебной защитой ссылкой прежде всего на длительность (два-три года!) ожидания результата.

Четыре с лишним миллиона граждан и один император, для которого отправление правосудия отнюдь не единственная обязанность. Один в том смысле, что построение жесткой и эффективной вертикали римской власти привело к тому, что «император стал верховным, а в принципе даже единственным судьей в империи» (Поль Гиро). Тем не менее римский высший магистрат исправно отвечал на исковые требования своих граждан.

Первый из кесарей, Гай Юлий, «суд правил необычайно тщательно и строго». Подчеркнув это обстоятельство, Светоний приводит пример кесарева решения в области семейного права: «Брак одного бывшего претора с женщиной, которая только накануне развелась с мужем, он объявил недействительным, хотя подозрений в измене и не было». С места верховного судьи Цезарь решал также кому, в каком возрасте и в какие дни носить пурпурные платья и жемчужные украшения; какие яства запрещены к продаже на рынках и какой части имущества будет лишен убийца римского гражданина. Такую широту охвата различных правоотношений ошибочно было бы приписать исключительно экстраординарной способности Цезаря заниматься одновременно многими делами. Император процессуально обязан лично вникать в каждое дело; выражаясь современными нам метафорами, он должен «лично заниматься проблемой яйца».

С окончанием гражданской смуты и наступлением стабильности количество дел, требующих имперского разбирательства, резко возросло. Уже не хватает места для судопроизводства в построенных в республиканские времена базиликах. Принцепс Октавиан Август заканчивает строительство базилики Julia, начатое его предшественником, а также строит новые. По свидетельству Светония, «форум он начал строить, видя, что для толп народа и множества судебных дел уже недостаточно двух площадей и нужна третья; поэтому он поспешил открыть этот форум и отвел его для уголовных судов и для жеребьевки судей». Чтобы никакое судебное дело не затягивалось, принцепс сократил число праздничных дней, в которые дела не рассматривались (хотя впоследствии вынужден был согласиться - под угрозой массового дезертирства из рядов судейских - на каникулы в ноябре и декабре), увеличил число судей и пр.

«Сам он правил суд с большим усердием, иногда даже ночью; если же бывал болен - то с носилок, которые ставили возле судейских мест, или даже дома, лежа в постели. При судопроизводстве он обнаруживал не только высокую тщательность, но и мягкость… Выступая свидетелем в суде, он терпел допросы и возражения с редким спокойствием» (Светоний). Политическую ответственность перед своими гражданами он ощущал настолько остро, что не мог оставить их дела без внимания ни на день; однажды он собрался сопровождать наследника, отправленного по делам в Иллирик, «но жалобщики удерживали его все новыми и новыми судебными делами».

Таков удел всякого, кто находится на вершине жесткой вертикали власти. Народ, согласившись жить под нависающей над ним властной вертикалью, вправе требовать и ожидать от верховного правителя эффективного решения ежедневных мелколюдских дел - без ссылок на якобы полномочные суды, администрации, исполкомы, жэки etc.

Принцип этот, похоже, понимают, устраивая время от времени заседания в кремлевской интернет-базилике, нынешние третьеримские кесари. В результате многочасовых заседаний парочка-тройка конкретных мелких дел эффективно рассматриваются. Кому-то дадут жилье, кого-то отрешат от должности. Вдохновленные подданные с удвоенным энтузиазмом славят правителя и строчат челобитные к следующей сессии в интернет-базилике.

Наш опыт в этом новом для украинцев деле оказался не слишком удачным. Целый год экспертное сообщество повторяло словно мантру: после отмены политреформы президент Виктор Янукович единолично ответственен за все. В том числе и за отсутствие спортивных площадок в харьковских дворах (эта проблема, как оказалось, более всего волнует харьковчан). Если бы 25 февраля 2011 года от Р.Х. в киевской интернет-базилике хотя бы одно нижайшее прошение получило положительный (повеление к такому-то сроку оборудовать спортплощадку в таком-то дворе) или отрицательный (площадки не предусмотрены программой радикальных реформ) ответ, а не общие рассуждения на заявленную тему, то такой показ жесткой вертикальной эффективности, несомненно, добавил бы ей имманентных черт в представлении подданных.

Пренебрегая же повседневными делами маленьких людей, славы и уважения потомков не наживешь. Злодей и развратник Тиберий лишь принимал участие в заседаниях с участием магистратов, которым «давал советы в суде во время следствия, садясь для этого на помосте рядом с ними или напротив них» (Светоний). А Гай Калигула - тот, что ввел в сенат коня («тушку», выражаясь нашим современным термином) - и вовсе разрешил должностным лицам «свободно править суд, ни о чем его не запрашивая».

Чудовищный Нерон низвел открытый и гласный имперский суд («базилика служила в одно и то же время и зданием суда, и залом присутственных мест, и биржей, и местом для прогулки и разговоров со знакомыми», отмечает Гиро) до уровня закрытого чиновничьего письменного разбирательства. «Правя суд, он отвечал на жалобы только на следующий день и только письменно. Удалясь на совещание, он ничего не обсуждал открыто и сообща: каждый подавал ему свое мнение письменно, а он читал их молча, про себя, и потом объявлял угодное ему решение, словно это была воля большинства» (Светоний).

Именно так - закрыто, тайно и единолично - решил Нерон судьбу Савла из иудейского города Тарс. Посему был ли Павел казнен в Риме, как сообщает Тертуллиан, или апостола оправдали, и он отправился, как планировал ранее, нести слово Божье народам Испании, о том Клио молчит по сей день…