UA / RU
Поддержать ZN.ua

Стрессы не щадят ни взрослых, ни детей

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что детям нужно уделять внимание. Но далеко не всегда удается побыть наедине со своим ребенком, пообщаться с ним, выслушать новости, принесенные из школы или детского сада...

Авторы: Анна Яценко, Мария Кириленко

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что детям нужно уделять внимание. Но далеко не всегда удается побыть наедине со своим ребенком, пообщаться с ним, выслушать новости, принесенные из школы или детского сада. И нередко случается так, что лишь когда малыш уснул, мы вспоминаем, что был он каким-то вялым, грустным, не мешал смотреть любимый телесериал. «Ничего, расспрошу завтра», — утешаем мы себя. А завтрашний день приносит новые хлопоты и заботы… А ведь именно так можно проглядеть детский стресс.

Стресс — это не всегда плохо

Стресс — это потрясение, реакция на раздражитель или стрес­согенный фактор (в переводе с английского stress — это давление, нажим, напряжение). Стрессов бояться не следует, ведь человек нуждается в регулярных встрясках для ощущения всей полноты жизни и для того, чтобы его организм нормально функционировал. И просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает собраться, мобилизовать все силы на экзамене, во время визита к врачу, на публичных выступлениях или спортивных состязаниях. Но возможна и деструктивная реакция на аналогичные ситуации, при которых возникают растерянность, тревога, апатия. То есть опасным является не сам стресс, а патологическая реакция на него.

Далеко не всем известно, что стрессом можно назвать не только какое-то серьезное, драматическое или даже трагическое событие. Стресс может вызвать и жизнь в тяжелой безвыходной ситуации: сложные бытовые условия, материальные затруднения, перегруженность и хроническая занятость, постоянное недосыпание, череда мелких травмирующих событий (так называемая черная полоса). Поэтому даже взрослый человек не всегда отдает себе отчет в том, что находится в состоянии хронического стресса. Что уж говорить о том, если нечто подобное переживает ребенок.

Причины стресса у детей

Насколько применимо к малышу такое понятие, как «стресс»? Увы, в такой же мере, как и к взрослому. С той лишь разницей, что незрелая детская психика порой просто не в состоянии справиться с неприятностями без посторонней помощи. И многое зависит от отношения родителей к детским горестям и радостям, от того, насколько уважительно они относятся к личности малыша, сумели ли научить справляться с проблемами.

Стрессогенные ситуации у детей могут быть те же, что и у взрослых: потеря близкого человека, развод родителей, смена коллектива, переезд на новое место проживания... Вместе с тем существуют и сугубо детские проблемы, которые связаны с возрастными изменениями, учебой, отношениями с родителями, сверстниками, учителями.

Стрессу подвержены даже грудные дети. У них он проявляется в повышенной раздражительности, отказе от принятия пищи, неожиданном и резком нарушении общей картины сна. Среди причин могут быть болезнь, госпитализация, разлука с близкими людьми, нарушение режима кормления, неприятности, переживаемые родителями.

У детей дошкольного возраста психологические сбои могут произойти из-за изменений в режиме дня; поступления в детский сад и необходимости соблюдать дисциплину; из-за появления нового ребенка в семье; выхода матери на работу; гибели домашнего питомца...

Дети от 6 до 12 лет подвержены стрессам, которые вызваны требованиями к ним и дома, и в школе. Типичные стрессогенные ситуации в этом возрасте: давление по поводу успеваемости, зависть, чувство соперничества со старшими братьями и сестрами, ссоры с родителями и друзьями, возрастные изменения в строении тела.

Особо чреват наличием юношеских потрясений подростковый возраст. Тинейджеры драматически переживают сложности в отношениях с противоположным полом, страдают от различных комплексов и заниженной самооценки, переживают из-за неприятия их определенной группой сверстников.

Как распознать стресс у ребенка?

К сожалению, вне зависимости от возраста определить наличие у детей стресса достаточно сложно. Ведь пока ребенок мал, он еще не в состоянии сформулировать свои проблемы, а когда становится постарше, то уже не счи­тает возможным делиться ими со своими близкими. Поэтому родителям следует научиться распознавать косвенные признаки того, что ребенок находится в состоянии хронического стресса.

Итак, есть все основания заподозрить, что у вашего ребенка серьезные проблемы, если он стал раздражительным, неспокойным, у него преимущественно плохое настроение. Он может стать напряженным, тревожным, недовольным собой, склонным к необдуманным импульсивным поступкам. Иногда можно наблюдать проблемы в общении, непродуктивное распределение времени, агрессивное поведение, склонность ко лжи, проявления отчужденности («никому я не нужен, никто меня не любит»). Одновременно могут возникнуть проблемы с учебой из-за ослабления памяти, спутанного мышления, ухудшения способности концентрироваться. Бывает, что ребенок плохо спит из-за кошмаров или, напротив, страдает повышенной сонливостью. Нередки и такие признаки стресса, как потеря аппетита или, наоборот, склонность к перееданию; речевые нарушения; головные боли; расстройства пищеварения (запоры или поносы); сердцебиение; тошнота; повышенная утомляемость; потливость; неопределенные боли, не поддающиеся врачебной диагностике; склонность к аллергическим реакциям; частые простудные заболевания и инфекции.

Как помочь ребенку в стрессовой ситуации?

Заподозрив, что ваш ребенок находится в стрессовой ситуации, лучше всего, конечно, обратиться к психологу. При этом нужно быть готовым к ряду индивидуальных консультаций, подключению ребенка к групповой работе со сверстниками. Но не исключено, что вы и сами сможете справиться с ситуацией. Для этого пообщайтесь с ребенком, расспросите его о том, что происходит в школе, об отношениях с друзьями. Если вам удалось выяснить, в чем заключается проблема, постарайтесь вместе с малышом конструктивно ее разрешить: поговорите с классным руководителем, школьным психологом, наймите репетитора. Поддержите ребенка морально — пусть он почувствует себя любимым и защищенным. Проана­лизируйте, не предъявляете ли вы к нему завышенных требований, не перегружен ли он дополнительными занятиями, секциями и кружками. Не забывайте, что хорошие оценки не стоят потерянного здоровья.

Дошкольника очень важно научить и приучить рассказывать вам о своих страхах (например, «я боюсь оставаться один» или «я боюсь заходить в темную комнату»). При этом следует спокойно и уважительно относиться к этим рассказам, не высмеивать их, вместе искать пути преодоления.

Если ваш ребенок в подростковом возрасте и не склонен делиться своими проблемами, посоветуйте ему завести дневник. Пусть записывает все, что его беспокоит, обижает или раздражает; то, чего он стыдится. Тем самым будет сделан первый шаг к самоанализу, что поможет подростку научиться формулировать свои проблемы, анализировать их причины, а со временем решать их самостоятельно. Вместе с тем не оставляйте попыток вызвать подростка на разговор, находите темы, на которые вы с ним можете поболтать «просто так». В этом случае резко возрастают шансы, что ваш сын или дочь, «разговорившись», поделятся с вами своими переживаниями.

Так как стресс негативно влияет на физическое состояние ребенка, то крайне необходимы и очень эффективны методы борьбы с ним, направленные на укрепление нервной и иммунной систем. Проследите, чтобы ваш ребенок бывал на свежем воздухе, регулярно полноценно питался. Помогите ему установить здоровый режим дня, обратив особое внимание на достаточное количество часов, отведенных на сон. Запишите ребенка по его выбору в спортивную секцию, бассейн, кружок рисования. Или, напротив, откажитесь от дополнительных нагрузок, если ребенок им противится. Ограничьте количество времени, проводимого ребенком перед экраном телевизора или компьютера. Проследите, чтобы ребенок ежедневно получал свою порцию тишины. Ему необходимо как минимум два часа в день проводить в спокойной обстановке без лишних звуков. Научитесь сами и научите ребенка простеньким упражнениям для релаксации. Спокойно и уверенно реагируйте на все неприятности, «заразите» своего ребенка оптимизмом и умением радоваться жизни.