UA / RU
Поддержать ZN.ua

Страх народа

О них говорят: застенчивые, необщительные, скованные, напряженные. Они больше симпатизируют животным, чем людям...

Автор: Алевтина Шевченко

О них говорят: застенчивые, необщительные, скованные, напряженные. Они больше симпатизируют животным, чем людям. Они неприветливы и нелюдимы или, наоборот, очень стараются произвести хорошее впечатление. И в то же время не уверены в позитивном результате. Исследования показали, что подавляющее большинство людей ответили утвердительно на вопрос, чувствовали ли они когда-либо робость в ситуациях общения. А более трети считают себя застенчивыми.

А вдруг заурчит в животе?

Почти каждый из нас может вспомнить, как испытывал тревогу или напряжение, почти неизбежные в конфликтных ситуациях, при оценивании или публичности. Но если при этом вы не избегаете ситуаций, связанных с этими переживаниями, то о социальной фобии речь не идет. Скорее, это тревожность. Социофоб же испытывает такую сильную тревогу, боязнь оказаться в унизительном или постыдном положении, что добровольно отказывается от действий, которые, по его мнению, могут к этому привести.

Доходит до того, что жертвы социофобий перестают выходить из дома, вступать в социальные контакты. Благо или нет, но сейчас Интернет позволяет таким людям адаптироваться экономически — зарабатывать деньги, не выходя на люди. А раньше выбор был невелик — алкоголик-тунеядец или очень застенчивая домохозяйка.

Чтобы избежать предполагаемого негативного отношения к себе со стороны окружающих, опасения, что другие люди заметят что-то нехорошее в поведении или внешнем виде, страдающий социальной фобией отказывается от многих форм социальной жизни. Он вовсю старается быть неприметным. Многие жизненные ценности отходят на второй план, жизнь превращается в существование.

Впрочем, некоторым, как, например, лауреату Нобелевской премии писательнице Эльфриде Елинек, это даже идет на пользу — ничто не отвлекает от кропотливого литературного труда. Даже ради получения Нобелевки из дома она не вышла.

Приступами страха могут сопровождаться не только экзамены, выступления, вечеринки, но и посещение ресторанов (социофоб уверен, что обязательно что-нибудь прольет или уронит, и все окружающие будут показывать на него пальцем), разговор в компании, занятия музыкой «на людях», ответы у доски. Безукоризненной работой социофобы стараются предупредить критику коллег или начальника. А если в гостях рот все время наполнен едой, то это всего лишь способ избежать беседы.

Одних социофобов очень волнует реакция окружающих на их поведение, они боятся, что над ними посмеются, что они потеряют авторитет и доверие, поэтому ведут себя в компаниях чересчур оживленно или заискивающе, так как боятся критики своего внешнего вида, поведения или характера. Окружающие, понятное дело, часто и не догадываются о переживаниях этих людей. Для других страдающих социофобией важнее собственное мнение о себе.

Человеку, живущему страхами, неведомы истинные чувства. Любовь для него — страх потерять любимого. Материнство — страх потерять ребенка. Особый вопрос — контакт с противоположным полом. Исследования показали, что у людей с социальной фобией меньше шансов вступить в брак. Под рубрику социальной дезадаптированности, порождаемой страхами, нынче подводится даже гомосексуализм — как попытка справиться со страхом общения с «непонятным» противоположным полом.

Воспитание в стиле «как бы чего не вышло»

Врожденный страх не приобретается с жизненным опытом, а изначально, как принято говорить, «сидит в генах». В основном это защитные реакции, порожденные нашим инстинктом самосохранения. Социальные же страхи — полностью продукт взаимодействия со значимыми другими.

В происхождении фобий большую роль играют будничные, ежедневно повторяющиеся образцы поведения взрослых, поневоле копируемые детьми. Воспитание ребенка определяется не тем, что ему говорят, а прежде всего тем, что делают в его присутствии и по отношению к нему.

Склонные к социальным фобиям люди, скорее всего, имели гиперопекающего, тревожного родителя, который ограничивал свободу своего чада неусыпным контролем. Либо значимый взрослый был мнительным, подозревал у ребенка различные заболевания, постоянно беспокоился о том, что с ним может что-то случиться.

Другой тип порождающего страхи воспитания — критикующий. Когда родитель предъявляет ребенку высокие требования, критикует его намного чаще, чем хвалит. Социальные страхи и неуверенное поведение в будущем появятся, если есть привычка сравнивать ребенка с другими детьми, указывая на его минусы (а ведь они обязательно должны быть у каждого). Человек, воспитанный на подобных сравнениях, будет сильнее зависеть от оценки окружающих. В таких случаях внешние механизмы общения между родителем и ребенком постепенно становятся внутренним отношением к самому себе и окружающим. Кроме того, происходит заражение тревожностью, так называемая психическая индукция. Это же явление заставляет толпу футбольных фанатов переворачивать машины, а потом в отделении милиции недоумевать — как я мог принять в этом непосредственное и активное участие?

На эффекте психического заражения построены многие действенные способы идеологического влияния. Своя собственная идеология есть в каждой семье, согласитесь. Если регулярно с озабоченным видом прикладывать руку ко лбу ребенка, тревожно на него поглядывать, каждый день спрашивать: «Как себя чувствуешь?», то можно заразить его вирусом тревожной неопределенности: а все ли со мной в порядке? А от тревожности до социальных и других страхов рукой подать.

Парадоксальным образом страх родителей, что ребенок вырастет неуверенным в себе человеком (а он чаще всего бывает у недостаточно уверенных в себе людей), заражает и детей. И гены здесь могут быть ни при чем. Существует теория имитации ребенком социофобического поведения родителей. Если незамедлительно не принять меры, социальная фобия примет затяжную форму.

Парадоксы страха

Социальная фобия в повседневной жизни причиняет массу неудобств. На моих глазах она полностью меняла образ жизни талантливых, жизнерадостных людей.

Крайним выражением любой фобии может быть паническая атака, когда наше тело не ограничивается чувством страха, а выдает разнообразные симптомы, которые трудно не принять за опасную, страшную болезнь. На самом же деле это просто реакция организма на страх у людей определенного типа.

Любое отрицание, отталкивание есть разновидность страха. Когда мы «просто не хотим» или ненавидим — это все чувственные проявления страха. Выйти победителем из схватки с собственным страхом можно, если вовремя понять и принять тот факт, что на многие явления и события человек влиять не в состоянии.

Есть два пути покончить со страхом — преодоление и избегание. И первый и второй могут носить самые захватывающие и изобретательные формы. Нельзя сказать однозначно, что преодоление — это хорошо, а избегание — плохо. Но если стратегия избегания дискомфортных ситуаций — единственно возможная для человека, то можно говорить о неприспособленности к жизни в обществе, а также о виктимном поведении жертвы.

Терапия, помощь при социофобии включает, во-первых, этап осмысления всей иррациональности страхов, во-вторых, поведенческой тренировки «смелости». Но любительский подход может превратить помощь социофобу в пытку для него — ведь любое напоминание о проблеме еще больше пугает. Настоящая помощь будет идти через принятие личности напуганного социумом человека и опору на его внутренние психические ресурсы.

Известно, что многие справляются с психологическим дискомфортом при помощи так называемых ритуалов — однообразных символических поступков, снимающих напряжение. Их можно заменить вспомогательными упражнениями. В любом случае это долгая и кропотливая работа, и лучше всех ее сделает психолог или психотерапевт.

Социальная фобия совсем не зависит от уровня интеллекта человека. Поиски путей избавления от разных видов социальных фобий приводят к фармацевтическим препаратам, купирующим тревожность. Они популярны. Но это не решение проблемы.

Программу самопомощи при социофобии можно сравнить с заочным обучением: знания получить можно, но отрабатывать новые навыки придется самому. Потребуются и дисциплина, и мотивация. Однако усилия стоят того: преодолеть социофобию — значит избавиться от одиночества, не прибегать к алкоголю, успешнее решать проблемы с образованием и карьерой... Иными словами, привнести в свою жизнь новые краски, ощущение смысла и радость.