Сто лет назад в интеллигентских кругах Волыни родилась новаторская идея — основать Братство имени князей Острожских. Намерение небезосновательное: княжеский род Острожских вписан в историю фигурами крупных меценатов украинского образования, науки и культуры, выдающихся политических деятелей и полководцев. Следовательно, цель новообразованного религиозно-просветительского и музейно-научного товарищества была высокая и благородная — изучать, хранить, популяризировать, реставрировать памятники острожской старины.
Учредительное собрание этой незаурядной общественной организации состоялось в феврале 1909 года. Устав обнародовали 24 мая 1909 года, а уже через три месяца, 24 августа, в день преподобного Федора, князя Острожского, Братство начало работать. По случаю этой даты в древнем, более чем 900-летнем городе Остроге недавно состоялась Всеукраинская научная конференция, посвященная музейной, памятнико-охранной работе, краеведению и туризму.
Начало работы Братства ничем чрезвычайным не выделялось — проводились научные чтения на историко-краеведческие темы, выпускались популярные издания о преподобном Федоре, князе Острожском, замке и городе. Но уже в следующем, 1910 году его деятельность существенно расширилась и стала более разнообразной: основали древнехранилище, библиотеку, начали составлять сборники старопечатных книг, рукописных книг, архивных документов, нумизматическую коллекцию, материалы по археологии, церковному искусству, связанные с эпохой князей Острожских.
Подсвечник (1575 г.) князя Василия-Константина Острожского — ценный экспонат нынешнего музея |
Тем не менее главная заслуга Братства в том, что оно сохранило для нас архитектурную жемчужину XIV века — замок князей Острожских. На народные пожертвования под руководством волынского епархиального архитектора Владимира Леонтовича еще к началу Первой мировой войны удалось провести реставрацию Мурованной башни. А 24 августа 1916 года, в день преподобного Федора Острожского, в ней открыли музей. Кстати, князь был участником Грюнвальдской битвы и Гуситских войн, в 20—30-е годы XV века поддержал Свидригайла Ольгердовича в его борьбе за великокняжеский литовский престол (в те времена Волынь была в составе Великого княжества Литовского). В конце жизни князь Федор Острожский постригся в монахи. Похоронен в Киево-Печерской лавре. Основу музейного собрания составили коллекции, собранные под руководством священника Михаила Тучемского. Именно этот церковный деятель стал первым хранителем музея.
Студент Московской духовной семинарии, выходец из Острожчины, Михаил Струменский опубликовал первый каталог музейных книг, в котором подробно описаны 30 рукописей. Даже неспециалисту известно: рукописная книга имеет большую ценность, нежели старопечатная книга, поскольку существует в единственном экземпляре.
Этот опыт сотрудничества музеев и церкви достоин уважения, и очень хотелось бы, чтобы ему чаще следовали в наше время.
Межвоенное двадцатилетие для музея стало мертвым сезоном — Острожчина вошла в состав возродившейся Речи Посполитой. Режим санации, проводимый фактическим диктатором Польши Юзефом Пилсудским, не отличался толерантным отношением к национальным меньшинствам и некатоликам. Прежде всего это касалось украинцев — и православных волынян, и грекокатоликов Галичины. Работа Братства, которое всегда возглавляли деятели православного вероисповедания, постепенно пошла на спад, его руководителей сместили с должностей, научные исследования прекратились. К тому же Волынское общество друзей науки основало в Луцке свой музей, и очень много рукописных, архивных книг, в том числе архив Братства, вывезли именно туда. Луч надежды блеснул только в 1938 году, когда музей перешел в подчинение Польского краеведческого общества. В Острог прибыл известный музеевед и археолог Ян Фитцке, и занялся упорядочением заброшенных музейных коллекций. Но судьба ученого была печальной: в числе нескольких тысяч польских офицеров его расстреляли в Катыни большевики.
Музей Братства в Остроге был не единственным. Параллельно действовал частный русский музей Иосифа Новицкого. В сентябре 1939 г. в город вошла Красная армия, учреждение национализировали, а его частную коллекцию закупил единственный в то время исторический музей, получивший бюджетное финансирование. А любитель музейного дела вернулся к своей работе только после продолжительного перерыва, став директором музея в замке.
Этот храм памятников старины, к счастью, не прекратил работу и в период немецкой оккупации. Иосиф Новицкий как только мог спасал древности, в том числе иудейские, которые остались после уничтожения нацистами местного еврейского населения. Благодаря его подвижничеству около 60 свитков Торы острожской синагоги мы можем увидеть сегодня среди экспонатов музея и найти в его фондах.
В послевоенные годы работники острожского музея продолжили свой кропотливый труд.
— Когда закрывали церкви, костелы, наши сотрудники, выезжавшие в экспедиции, спасли от уничтожения немало предметов сакрального искусства, — рассказывает заместитель директора по научной работе Государственного историко-культурного заповедника в Остроге Николай Манько. — Кроме того, мы активно сотрудничали с книгохранилищами в Украине и России. Оттуда нам присылали дублетные издания, существовавшие всего в нескольких экземплярах. При содействии Министерства культуры Украины удалось приобрести произведения современных художников Украины — Татьяны Яблонской, Николая Глущенко, часть коллекции Ивана Гончара. Еще одно направление нашей деятельности — археологические экспедиции. В советское время была собрана большая коллекция керамики: у нас есть уже около тысячи единиц посуды XIV—XIX веков. Из этого собрания можно создать полноценный музей керамики...
В XX веке, когда наши люди переживали последствия двух мировых войн и маразматической политики коммунистического воинствующего атеизма, члены Братства князей Острожских как большие энтузиасты музейного и памятнико-охранного дела спасали от уничтожения тысячи памяток. На их основе в 1981 году в Остроге был создан Государственный историко-культурный заповедник. Тогда и началась широкомасштабная работа по пополнению музейных собраний. Кроме того, заповедник дал толчок не менее важному делу — созданию в историческом городе музейной сети. Раньше в Остроге существовал лишь краеведческий музей, унифицированный по советскому образцу — от отдела природы до эпохи социализма. А в 1985 году в отреставрированной Луцкой башне замка в Остроге был открыт второй в Украине музей книги и книгопечатания, где собраны оригиналы и муляжи редчайших старопечатных книг. Его появлению способствовало тогдашнее Общество книголюбов Украины, которое профинансировало реставрационные роботов и создание экспозиции.
Через некоторое время областная ривненская власть сняла с себя «лишнее» бремя, передав музей-усадьбу писателя Николая Островского в селе Вилия на баланс заповедника. Пять лет назад, по случаю сотой годовщины со дня рождения автора романа «Как закалялась сталь», здание было отреставрировано, а экспозиция обновлена.
Есть в Остроге и музей нумизматических коллекций, действующий с 1997 года. Здесь хранятся экспонаты XVII века (талеры, отчеканенные во многих западноевропейских странах, польские орты и тому подобное). Есть царские деньги времен Российской империи, монеты Второй Речи Посполитой междувоенного времени, деньги времен гетманата, УНР, СССР... Кстати, этот музей бесплатно получает памятные и юбилейные монеты Национального банка. Такую привилегию имеет только музей НБУ. Есть в музее нумизматических коллекций, конечно, и деньги, отражающие славную историю Острога: стогривневая золотая монета «Острожская Библия», десятигривневая серебряная монета «Семья князей Острожских», пятигривневая монета «Острожская академия» (из нейзильбера).
Сейчас в состав заповедника входят 11 памятников национального и местного значения, из которых четыре — действующие музеи с 54 тысячами экспонатов.
Но, к сожалению, краеведческий музей в замке страдает не только от времени, но и от чиновников.
— У него нет всех компонентов краеведческого музея, — убежден Николай Манько. — Здесь представлены средневековые и новейшие история и искусство. А следовательно, музею нужно вернуть историческое название — музей Братства князей Острожских, или просто музей князей Острожских...
Каждый год Острог посещают почти 40 тысяч туристов из Украины и из-за рубежа. Последняя тенденция обнадеживает. Поскольку, если раньше, по утверждению дирекции заповедника, на одного взрослого посетителя приходилось четыре-пять школьников, то теперь — один к одному. Люди сознательно едут в Острог ощутить дух княжеской эпохи, а не добровольно-принудительно, в рамках учебных программ.
Памятник князьям Острожским — преподобному Федору, Константину Ивановичу и Василию-Константину в городе Остроге (скульптор — заслуженный художник Украины Сергей Чумаков) |
— Наш заповедник областного подчинения, — говорит директор Сергей Кибкало. — И деньги на реставрацию поступают в основном в виде субвенции из госбюджета территориальной общине Острога. В этом году из областного бюджета выделено 250 тыс. грн. на работы, связанные с восстановлением стенописи оборонительного монастыря в селе Междуречье. Но эта сумма просто мизерна по сравнению с реальными потребностями. Основные затраты должно нести государство. Ведь нам нужны средства еще и для завершения реставрации Луцкой башни, чтобы восстановить в ней музейную экспозицию. Ждет мастеров Круглая башня замка, уже подготовлена ее проектно-сметная документация. Профинансирована реставрация купола, крыши и фасада костела Успения Девы Марии, который также входит в состав заповедника. Но работы здесь еще очень много.
Если мы уважаем свою историю, то должны приложить все усилия для сохранности и восстановления ее важной части — музейного комплекса в Остроге. Опыт Братства князей Острожских побуждает к ответственным действиям.