Стефан Кульженко. Хромолитография начала XX века |
Несмотря на то, что Киев в конце XIX — начале XX века был столицей Юго-Западного края, он не входил даже в пятерку крупнейших центров Российской империи. И по населению, и по торгово-промышленному потенциалу город на Днепре уступал не только Санкт-Петербургу, Москве, но и Варшаве, Одессе, Риге; сопоставим был разве что с Харьковом, Екатеринославом, Лодзем, Екатеринбургом. Но в одном Киев, остававшийся признанным центром православия («Второй Иерусалим»), к которому не зарастала тропа паломников, достиг неоспоримого первенства — здесь находилось более половины всех крупнейших полиграфических предприятий империи Романовых. Жаль, но все это в прошлом. Теперь даже иллюстрированные журналы «новые Кульженки» стараются печатать в Италии, Словакии, Чехии, Финляндии…
С именем нашего соотечественника Стефана Васильевича Кульженко (1836 — 1906) связана целая эпоха в развитии печатного дела в Украине. Он совершил настоящий прорыв, создав в Киеве мощный полиграфический центр воистину европейского уровня.
Перелистывая в букинистических магазинах старинные, дорогие дореволюционные издания, я многократно убеждался, что равных «продукту» марки «Типолитография С.В.Кульженко» нет. Характерной, можно сказать эксклюзивной, особенностью буквально всей продукции, которую производил киевский промышленник, было чрезвычайно высокое ее качество. А ведь это тысячи наименований книг, альбомы, фоторепродукции, литографии, брошюры, газеты, журналы, открытки, конверты, канцелярские принадлежности, производство бумаги. Таков неполный перечень «интересов» неутомимого профессионала своего дела. С этим «валом» мог справиться только одаренный и неординарный человек. Совершенно случайно (можно сказать, что это перст судьбы) пару месяцев назад я увидел очень скромный надгробный памятник Стефану Кульженко на Байковом кладбище в Киеве, совсем рядом с могилой Леси Украинки. Тест на любознательность проходил в столичных библиотеках, но материалы собирал долго, буквально по крупицам.
Родился Стефан Кульженко в селе Барышевка (сейчас город Киевской области) в казацкой семье. Дух вольницы передавался в ней из поколения в поколение. Прадед Стефана, пользовавшийся непререкаемым авторитетом в своей среде и получивший многозначительное прозвище Царек, был в депутации казаков, отправившихся в далекий Петербург к Екатерине II отстаивать свои права и привилегии. Отец занимался винной торговлей в Киеве, мать умерла, когда мальчик был еще совсем маленьким. Казалось, ему была уготована судьба «казачка» и долгие мытарства в поисках своего места в жизни. Но трудолюбие и сметка, помноженные на фарт и предприимчивость в условиях развернувшегося «капиталистического строительства», дали всходы. Впрочем, не так скоро. Прошел все ступени пути наверх.
Три года учебы в духовном училище при Софийском соборе, страшная нищета. И наконец в 1848 году Стефан делает первый шаг — поступает в киевскую типолитографию венгра И.Вальнера учеником. Очень скоро мальчик становится незаменимым, овладевает всеми тонкостями профессии; он единственный научился обслуживать скоропечатную машину и даже обучает работе на ней печатников-послушников из типографии Киево-Печерской лавры. Насколько тяжелой была работа, говорит тот факт, что даже в 90-е годы ни одна типография (в том числе и самого С. Кульженко) не имела вентиляции и продолжала использовать почти дармовой труд учеников.
После банкротства Вальнера Стефан работает печатником у Гаммершмидта, руководит типографией (в 22 года!) известного историка Сементовского, издававшего журнал «Киевские достопримечательности и древности». Нового хозяина тоже подстерегает удар — велика конкуренция, да и рынок пока еще слишком размыт.
Вместе с другом В.Давиденко Стефан с 1862 года работает в типографии у его родственника И.Давиденко; вскоре приходит мысль — а почему бы не попробовать отправиться «на вольные хлеба»? Аренда типографии (5000 рублей в год — воистину астрономическая сумма) и покупка дорогого оборудования (в том числе и за рубежом), а главное — каторжная работа постепенно дают первые результаты, а за ними и начальный капитал.
В 1865 году у молодой четы Кульженко рождается первенец — Василий, в будущем продолжатель дела отца; позже появятся на свет еще три сына — Сергей, Алексей и Михаил.
Но двум компаньонам становится тесно под одной крышей. «Развод» был цивилизованным. В августе 1874 года Стефан Васильевич уже самостоятельно арендует типографию, а на следующий год открывает знаменитый в дореволюционное время писчебумажный магазин на Крещатике. На повестке дня — расширение дела. И Кульженко решается на рискованный шаг. Это сейчас улица Пушкинская (тогда Ново-Елизаветинская) в Киеве — самый что ни на есть центр. А во второй половине XIX века «улицы», примыкающие к Крещатику с запада и юго-запада, представляли собой необустроенные участки с цепью валов. Так что купить землю здесь мог лишь человек уверенный в своих силах. Стефан Васильевич позже писал: «Я приобрел у Тарновского участок в 666 кв.с. (до 1400 кв. метров. — С.М.) по 8 рублей за кв. сажень. Началось строительство (летом 1879 года. — С.М.) и было закончено 15 августа 1880 г. И типографию начали перевозить в новое помещение».
Открылась «золотая эра» в жизни предпринимателя. Фотолитотипография на Ново-Елизаветинской,4 была оборудована пятью большими скоропечатными станками, приводимыми в действие паровыми двигателями, а также четырьмя малыми типографическими прессами и тремя литографическими станками. В 1887 году здесь работали 85, к началу XX века — 220, а в 1905 году — 300 человек. Для сравнения приведем количество работников на крупнейших киевских заводах: на «Гретера и Криванека» (современный «Большевик») — до 1000 человек, на Южнорусском машиностроительном заводе — около 900, на «Арсенале» — 800 человек.
Нельзя сказать, что у Кульженко не было конкурентов. Многие пытались бросаться в лихие кавалерийские атаки, но качество их продукции оставляло желать лучшего. Часто интриги заканчивались банкротством. Так, Кульженко в 80—90-х годах приобрел типографии Розенталя, Завадского. В 1897 году Стефан Васильевич выкупил типографию университета святого Владимира, приобретя для нее шесть электрических машин для скоропечатания. Вскоре он вместе с И.Чоколовым, Г.Фронцкевичем и К.Милевским становится у истоков создания школы для учеников типографий. Принимались в нее на трехгодичный курс дети 12—16 лет с символической платой — 30 рублей в год. Главным меценатом школы стал известный промышленник Никола Терещенко, внесший на ее счет 10000 рублей! С 1905 года занятия проводились в отдельном доме на улице Софиевской,7.
Настоящими шедеврами стали такие издания Стефана Васильевича, как книги М.Захарченко «Киев теперь и прежде» (1888 г.), И.Александровского «Собор св.Владимира в Киеве» (42 большие фототипии, 105 фотоцинкографий в тексте) в виде древнерусской рукописи (1898 г.). В роскошно изданной в 1902 г. «Истории искусств» С.Байе в тексте было помещено 350 иллюстраций и 30 фототипических таблиц. В 1898—1899 годах Кульженко сотрудничает с Киевским обществом грамотности; он печатает научно-популярную литературу, произведения Т.Шевченко, М.Конопницкой, К.Станюка…
Занимая в общем-то умеренно-либеральные позиции, Стефан Васильевич к 100-й годовщине смерти Ивана Котляревского издает в 1904 году знаменитый сборник произведений украинских писателей «На вічну пам’ять Котляревському». На рынке СМИ роль издателя также не была третьестепенной. В разное время выходят газеты «Заря», «Киевское слово», «Киевская газета». В «Киевском слове» активно печатался писатель Александр Куприн. Именно здесь вышли его «Миниатюры» и почти весь цикл хрестоматийных «Киевских типов». Журналы «Земледелие» и «Инженер» были заметным явлением не только для Украины. В «Инженере» увидели свет работы исследователей и практиков по различным отраслям знаний.
На северной окраине Киева Стефан Васильевич в 90-х годах покупает несколько дачных участков, где занимается сельским хозяйством: разводит пчел, выращивает овощи, устраивает фруктовый сад. Название эта местность получила весьма необычное — «Кинь-грусть». По преданию, российская императрица Екатерина II, находясь в поездке по Украине, останавливалась именно здесь. Увидев, что ее фаворит Григорий Потемкин находится в плохом расположении духа, она сказала: «Гриша, родной, кинь грусть, посмотри какая красота вокруг!».
Как видим, машина времени вернула нового хозяина этих мест в прошлое, когда Царек общался с самой императрицей… Его потомок уже в конце XIX века стал некоронованным царем печатного дела в Российской империи.
Умер Стефан Васильевич Кульженко в Киеве 16 ноября 1906 года. Несколько последних лет он болел, фактически передав управление своей типографической империей сыну Василию. Его судьба, как и судьба невестки — искусствоведа Полины Аркадьевны Кульженко, пытавшейся во время Великой Отечественной войны спасти сокровища Киевского музея западноевропейского искусства, заслуживают отдельной статьи. Возвращение из небытия имен деятелей науки, культуры, искусства этого предгрозового для нашей родины времени продолжается. Трудно не согласиться с тем, что о далеком прошлом (часто бывшем более безопасным с идеологической точки зрения) мы знаем куда больше. «Мы ленивы и не любопытны»…