UA / RU
Поддержать ZN.ua

Статистик, но не статист

Владимир Ефимович Андриенко был и остается выдающимся статистиком, у него «статистический талант», без него эта наука много бы потеряла… Так отзываются о нем коллеги...

Автор: Валерий Иваненко

Владимир Ефимович Андриенко был и остается выдающимся статистиком, у него «статистический талант», без него эта наука много бы потеряла… Так отзываются о нем коллеги. И это правда. Всю свою сознательную жизнь Владимир Ефимович посвятил любимой, хотя и не слишком известной и престижной профессии — статистике. Когда такой человек безвременно уходит из жизни, все, знавшие его, со скорбью думают: как много он мог бы еще сделать…

Что такое статистика, казалось бы, знают все. Учет, учет и еще раз учет... Не многие задумываются над тем, что слово «статистика» происходит от латинского «stato» — государство. Статистика собирает, обрабатывает и анализирует различную информацию, характеризирующую количественные закономерности развития государства и общества. Статистика — наука, охватывающая экономику, здравоохранение, культуру, политику, мораль.., то есть абсолютно все стороны жизни государства и ее граждан.

Свои первые шаги в науке Владимир Андриенко сделал в Киевском институте народного хозяйства, где был аспирантом на кафедре общей теории статистики. В 1971 году защитил кандидатскую диссертацию. Книга «Статистические индексы в экономических исследованиях» актуальна и сегодня, свидетельством чего является ее переиздание через 25 лет после выхода в свет. Работа, в которой рассматриваются проблемы внедрения в практику экономических исследований многофакторных моделей анализа конечных результатов деятельности различных отраслей экономики, стала основой для более фундаментальной разработки темы уже в докторской диссертации — «Методология индексных моделей», которую Владимир Ефимович защитил в 1990 году.

С 1997 года и до конца своей жизни Андриенко работал в Институте подготовки специалистов статистики Госкомстата Украины (сейчас — Государственная академия статистики, учета и аудита). Заведовал кафедрой экономической статистики и рынка, был проректором, профессором.

Не являясь членом партии (что в советское время для большинства ученых было скорее исключением), Владимир Андриенко в 1987 году опубликовал в журнале «Комуніст України» статью «Противоречия и движущие силы социалистического труда», получившую большой общественный резонанс. В 1996 году Владимира Ефимовича, единственного представителя от украинской науки, пригласили в Москву, в редакцию газеты «Правда», на заседание Делового клуба…

Во времена перестройки ряд научных работ Андриенко привлекли внимание не только отраслевых исследователей, но и специалистов по экономике, политике, философии, государственному строительству. В 1995 году его приглашают на работу в Аналитический отдел Секретариата Верховной Рады Украины. Внимание ученого в это время сосредоточено на проблемах усовершенствования как современной теории и практики статистических исследований, так и анализа украинской экономики. В 1996 году Владимир Ефимович возглавил первую делегацию исследовательских служб Секретариата Верховного Совета Украины в Конгрессе США.

В наше время трудно оставаться «чистым ученым». Как экономист, глубоко изучивший законы рынка, Андриенко много выступал в печати, доходчиво и образно писал о самых сложных экономических вопросах. Доказывал, что в цивилизованном рынке привилегированное положение должно быть у потребителя, а не у производителя и посредника. У нас же, по словам Владимира Ефимовича, привилегии отданы приближенному к власти посреднику, дерущему три шкуры и с производителя, и с потребителя. Вся наша производственная сфера оказалась окутанной густой сетью посреднических структур, причем поголовно кланово-мафиозного пошиба. Еще пять лет назад Андриенко писал: «Наш рынок, где на одной стороне прилавка находится денег на несколько порядков меньше, чем товаров, является, без преувеличения, реликтом натурального обмена доисторической эпохи. А правящий режим выдает это за свое особое достижение, подчеркивая, что он обеспечил «товарное изобилие» — сродни цивилизованным странам. Воистину, чем циничнее свирепствующий в стране денежный голод подается обывателю как наступившая эпоха товарного изобилия, тем сильнее обыватель впадает в безмятежную прострацию: мол, главное, что есть товары, а деньги обещают подать если не в конце текущего, то в начале следующего года. Обещают выплатитить все невыплаты, добавить пенсии и стипендии, увеличить субсидии. Но к просроченному сроку деньги, естественно, не появляются и обывателю бросается новая наживка. Если же выдать все, то тут же их съест инфляция. А может, чтобы не было с инфляцией проблем, лучше не иметь денег вообще? Вот почему нынешнее товарное изобилие является не признаком приближающегося благополучия, а наиболее яркой визитной карточкой дремучей нечистоплотности экономической политики последних лет, загнавшей страну в тупик».

Владимир Ефимович не жаловался на внезапное недомогание, казалось, был полон сил и энергии, очень много работал. Одна за другой появлялись в печати его новые научные статьи. Создавалось впечатление, что в своем творческом развитии он «вышел на новый виток», что пришла пора максимальной реализации огромного потенциала его личности. Он завершил работу над учебником «Статистика: методология и практика исследований социально-экономических явлений», который был издан уже после его ухода из жизни. А свою последнюю, неоконченную (оставалось дописать последний абзац) аналитическую статью Владимир Ефимович начал словами о главной функции государственной статистики: правдивое отображение социально-экономического положения страны и ее регионов на основе использования макроэкономических показателей…

С ним было интересно общаться, он был разносторонне образованным человеком, остроумным, всегда умел сказать нужное слово, пошутить, разрядить обстановку, поддержать. Был простым, искренним и добрым, спокойным и уравновешенным. Сотрудники кафедры за долгие годы работы с ним ни разу не видели Владимира Ефимовича в дурном настроении. Он всегда понимал и всегда шел навстречу сотрудницам, ибо в каждой видел, в первую очередь, чью-то жену или мать, у которой много забот не только на работе, но и дома, в семье.

Бесхитростность Владимир Ефимович ценил весьма высоко. Он часто говорил о том, что в жизни каждого есть дела и мысли, которых впоследствии приходится стыдиться, поэтому жить в гармонии с самим собой всегда непросто. Вот почему он не судил людей за невольно проявленные ими слабости. У Андриенко было то нравственное чутье, которое позволяло видеть суть человека. Это делало его проницательным по отношению к людям.

Человек живет до тех пор, пока его помнят. Значит, Владимир Ефимович еще долго будет жить в сердцах коллег, друзей и молодых экономистов, которые благодаря его книгам, учебникам и статьям захотят посвятить себя очень важной науке — статистике.