UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТАНОВЛЕНИЕ

Я шла на встречу с кавалером ордена княгини Ольги, чемпионкой и серебряной призеркой чемпионата м...

Автор: Людмила Радченко

Я шла на встречу с кавалером ордена княгини Ольги, чемпионкой и серебряной призеркой чемпионата мира-97 по легкой атлетике Жанной Пинтусевич и со смущением думала: наблюдая за постепенным превращением колючего и резкого подростка во взрослого спортсмена (а Жанна Тарнапольская четыре года выступала за юниорскую сборную СССР и именно в ее составе была чемпионкой Европы среди юниоров в беге на 100 и 200 м, да еще «заработала» там же серебряную медаль за эстафету 4х400 м), пропустила интереснейший момент становления Женщины - именно с большой буквы.

Вспоминая мимолетные встречи с Жанной в разных ситуациях, убеждала себя, что спортсменка на спортивной дорожке, да еще в момент отчаянной борьбы за победу, меньше всего способна восхитить женственностью. И восхищаемся мы в эти мгновения - мужеством бойца, мастерством, характером - всем чем угодно, но не женской красой…

Но потом я вспомнила, что даже во время учебы в Республиканской школе-интернате спортивного профиля Жанна была девочкой видной и гордой. А почему бы и не быть такой единственному и к тому же позднему ребенку, в котором мать души не чает? И в Киев-то из маленького Нежина, города для способного спортсмена - бесперспективного, отдали ее из семьи с большим опасением. По сегодняшний день у дочери и матери прекрасные теплые отношения.

Жанна не полные три года тренируется с броварчанином Валентином Бондаренко. В Афинах, после ее ошеломляющего двойного успеха на первом же «послефинишном» интервью она не уставала повторять репортерам, что очень благодарна своему тренеру, буквально раскрывшему перед ней таинственный и волшебный мир спринта.

Это признание поражало, ведь оно звучало из уст спортсменки с 13-летним стажем в мире большого спорта. А спортсмен высокого класса, если он - личность, как правило, вносит в свою победу вклад не меньший, чем тренер, если не больший. Во взрослом спорте спортсмен и тренер - фигуры равноправные.

Беседуя с Жанной в первые дни ее подготовки к сезону-98, я не преминула возвратиться к вопросу о роли тренера.

- Тренер - это помощник, и я считаю, что он должен быть и настоящим товарищем. У меня, за всю спортивную жизнь было три тренера, с которыми я работала длительное время, и со всеми остались прекрасные отношения, все они - мои друзья. Я, - продолжала Жанна, - считаю исключительно важной возможность поделиться с тренером и своими личными проблемами, спросить у него совета в трудную минуту. Это не менее важно, чем непосредственно тренировки, по крайней мере для меня. К сожалению, далеко не всем спортсменам везет на такие отношения.

- А что же за тайны он перед вами открыл?

- До него я практически исполняла механическую работу. В задаче ставилось исполнение определенного объема работы, конкретного количества беговых отрезков. Важным считалось не то, как я их пробегаю, а за сколько… Это неплохой путь к успеху, но не перспективный. На определенном этапе стал вопрос: а что дальше? Тренироваться еще больше уже было невозможно, а оставляя предыдущий объем работы, нечего было и думать о дальнейшем улучшении результатов.

- Действительно гамлетовский вопрос: быть или не быть…

- Похоже. Пользуясь определенной техникой бега десять лет кряду, рано или поздно полностью исчерпываешь резерв и загоняешь себя в глухой угол. В таком состоянии я и выступала на чемпионате мира-95 в Гетеборге. Наша работа с Валентином Бондаренко исчислялась днями. Мне надо было все поломать и наново выстроить, умудрившись сделать все это «на ходу», потому что шел олимпийский год, никуда не девались чемпионаты мира, где нужно было выступать… Валентин умудрился выстроить систему именно под ситуацию, в которой я очутилась. Разнообразными упражнениями и манипуляциями обеспечил перестройку техники без явного провала.

- А сколько понадобилось времени, чтобы поймать чувство управления собственными мышцами после технических нововведений?

- Около двух лет.

- И это после стольких лет тренировок… Вы считаете, что именно это искусство самоуправления привело вас к триумфу в Афинах?

- Да, если к этому добавить количество лет, проведенных в спорте, соревнований, что прошли, - все вместе и обеспечило необходимые для победы качества. У меня была очень сильная психологическая установка, моральный настрой на любое развитие событий и обязательно на медаль, без уточнения ее достоинства.

- А на Играх-96 вы так не настраивались?

- Нет, ведь к тому времени мы работали с тренером только год. Олимпиада пришлась на пик «ломки» техники. Ко всему этому добавилось еще масса личных проблем. Поэтому мечтать о медали в Атланте не приходилось. Спринт - дело тонкое, требует полного душевного спокойствия.

- Мы все проходим через несколько жизненных этапов. Сначала - девочками, когда окружающий мир видится в исключительно розовых тонах, потом - девушками, когда начинается пора влюбленности и переживаний, не столько реальных, сколько выдуманных. Потом мы формируемся в определенную личность, которая уже точно знает, что именно ей нужно в этой жизни. И стараемся достичь всего исключительно собственными усилиями. Я имею в виду прежде всего - семью, прочность которой всегда зависит от женского такта, от нашей способности ее сберечь. Мне хотелось бы, чтобы вы посмотрели на себя со стороны и попытались определить: во-первых, на каком этапе становления женщины вы сегодня пребываете, а во-вторых, есть ли разница между вашими детскими мечтами и сегодняшней реальностью? Ведь вы теперь, без преувеличения, приобрели ранг «дамы мира».

- Думаю, что я пребываю на этапе, когда становление уже состоялось. Когда знаешь, чего хочешь, и планомерно к этому идешь.

- А у вас дом теплый? Спрашиваю про микроклимат, а не про мощность батарей отопления.

- Я думаю, что теплый. Во всяком случае, усилия для этого прилагаю… Гостям у нас нравится.

- Эти усилия для вас приятны?

- В принципе да. Вот ремонт только закончили. Тяжелое было время. Зато теперь я много про все знаю, хотя ремонт и наслаивался на сборы, соревнования.

- Какая сверхзадача следующая?

- Начинаю серьезно заниматься английским языком.

- Ну, это вам просто необходимо. Я же видела в Афинах, что вам на пресс-конференциях было тяжело адекватно воспринимать вопросы, тем более, те из них, что имели двоякий смысл. А их было немало.

- Таких тонкостей я пока различить не могу. Но стараюсь говорить по-английски.

- А как вы будете выстраивать тренировочный цикл сезона-98? Насколько мне известно, у Федерации легкой атлетики Украины на сборы пока денег нет. Есть ли у вас «про запас» солидный спонсор?

- У меня один спонсор - фирма «Найк», с которой подписан контракт, но сборы там не предусматриваются. Поэтому первый сбор - в Испании, где мы постоянно тренируемся, проведу за свой счет. Поскольку теперь спорт - большая коммерция, то положение: сначала вложи, а потом получишь - можно принять как норму.

Такой вот разговор состоялся у меня с удивительно красивой женщиной, причем не только внешне, но и духовно. Ибо этот человек беспрерывно совершенствуется, отнюдь не отворачиваясь от реальной жизни. К слову, о ее качествах хозяйки - квартира обустроена с таким тонким вкусом, с исключительным чувством меры в обстановке, с учетом максимального жизненного комфорта, что поинтересовалась, кто же занимался тут дизайном. И услышала, что все это - творение самой Жанны. Той самой молодой женщины, одухотворенное лицо которой было высвечено на огромном табло афинского стадиона, когда над ними плыли звуки Гимна Украины.