UA / RU
Поддержать ZN.ua

Стань ВПЛ, иди в Ощадбанк…

Что и почему надо изменить в порядке выплаты пенсий на оккупированных территориях.

Автор: Алена Лунева

Для большинства жителей Украины механизм получения пенсионных выплат довольно простой: после достижения определенного законом возраста необходимо подать определенный набор документов в управление Пенсионного фонда Украины.

Потом написать заявление, в котором указать счет банка (или номер почтового отделения). И затем ежемесячно получать свою честно заработанную пенсию. Но так просто система работает, к сожалению, не для всех. Например, для пенсионеров с оккупированных территорий Украины получение надлежащих им выплат превращается в настоящее испытание.

Чтобы получить пенсию, пенсионерам сначала надо выехать с временно оккупированных территорий - пересечь линию размежевания или административную границу с Крымом. По данным международных организаций, в течение месяца фиксируется около одного миллиона пересечений со стороны преимущественно людей преклонного возраста, которые вынуждены с трудностями преодолевать "линию размежевания", чтобы поддерживать родственные связи и иметь доступ к социальным льготам, включительно с пенсиями.

Далее надо получить справку о взятии на учет внутренне перемещенного лица. Это - необходимое условие даже тогда, когда человек, который обращается за пенсией или социальными выплатами, не является переселенцем. То есть ни один пенсионер, выехавший с оккупированных территорий, не получит пенсию, если не встанет на учет как ВПЛ.

Следующий шаг - необходимо открыть счет в Ощадбанке, потому что только через этот банк могут выплачивать пенсии; оформить платежную карту, которая одновременно является пенсионным удостоверением. Это поможет пенсионеру пройти идентификацию, которую, имея обычное пенсионное удостоверение, человек будет обязан проходить раз в три месяца. То есть раз в три месяца приходить в отделение Ощадбанка и совершать какую-то операцию с картой в кассе. Иначе все расходные операции по текущим счетам переселенца "приостанавливают", т.е. пенсию человеку не выплатят.

Так будет, кроме того, и тогда, когда лицо, зарегистрированное как переселенец, вернется к своему местожительству на оккупированной территории. Или если даже не вернется, но попадет в т.н. "списки СБУ". Или поедет временно за границу. Или просто не окажется дома на момент проведения проверки. Такая проверка возможна в любую минуту, если у государственных органов возникнет подозрение, что человек больше не живет по месту регистрации. Кроме того, даже если переселенец имеет жилье на подконтрольной правительству территории и решит отказаться от справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица, выплату пенсии все равно остановят.

Следует отметить, что после прекращения выплат пенсию можно восстановить. Но получить выплаты за прошлое время - нет. Потому что правительство решило, что возвращение невыплаченной пенсии должно проходить не по общей, а по особой процедуре. Пока еще не созданной.

Что говорит власть?

Часто вопрос выплаты пенсий жителям оккупированных территорий сводится к обсуждению физической возможности выплаты пенсий на оккупированных территориях. Последнее, очевидно, невозможно. Первое - вполне реально. Но, к сожалению, эта тема не очень популярна как среди членов правительства, так и среди народных депутатов.

Например, в Верховной Раде уже более года находится законопроект №6692 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно права на получение пенсий отдельным категориям граждан". Его принятие позволило бы лицам, проживающим на оккупированных территориях, получать надлежащие им суммы пенсионных выплат, а переселенцам значительно упростило бы процедуры подсчета или перерасчета сумм пенсионных выплат (например, предполагается, что переселенцы будут освобождены от необходимости подавать документы, подтверждающие страховой стаж, сумму заработной платы и т.п.). Но, к сожалению, несмотря на полную поддержку комитета ВР по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения, законопроект никак не может попасть в повестку дня сессии, а следовательно, не рассматривается депутатами.

Что касается правительства, здесь традиционно называют множество разных причин, почему переселенцев надо контролировать, а пенсионерам, проживающим на оккупированных территориях, невозможно выплачивать пенсии. Например, в одном из интервью министр социальной политики Украины Андрей Рева заметил, что после признания части территории Донецкой и Луганской областей оккупированными Россией именно это государство должно тратиться на управление захваченной территорией, в частности и на выплату пенсий. "И вообще, странная ситуация, - они с оружием в руках воюют против Украины и в то же время требуют, чтобы государство Украина платило им пенсию", - возмущался чиновник.

Но все же есть неопровержимые причины, почему гарантированное Конституцией Украины право на пенсию должно обеспечиваться для всех граждан Украины, даже если они проживают в оккупации.

Три причины
"за" новый порядок

Первая. Если говорить на языке цифр, то до начала военного конфликта, по данным Пенсионного фонда Украины, на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей проживало около 1,2 млн пенсионеров. По данным Министерства социальной политики Украины, на июнь 2018 г. было почти 510 тыс. получателей пенсии из числа внутренне перемещенных лиц. То есть приблизительно 700 тыс. пенсионеров с оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей сейчас не получают пенсионных выплат. Кроме того, суммы невыплаченных этим пенсионерам пенсий на сегодняшний день достигают 60 млрд грн. И это ни в коем случае не экономия, которую смогло сделать государство. Эти суммы составляют постоянно увеличивающийся долг.

Вторая. О необходимости обеспечить возможность получать надлежащие пенсии тем, кто проживает на оккупированных территориях, и о недопустимости прекращения выплаты пенсий на других основаниях, чем указано в Законе, говорят суды, в которые обратились в целом около 4 тыс. заявителей. Так, в образцовом деле №802/402/18 Верховный суд подтвердил вывод о том, что право на пенсию и ее получение не может быть связано с местожительством человека, а также то, что прекращение выплат пенсий по основаниям, которые не содержатся в Законе, может означать вмешательство в право собственности.

Третья. То, как власть выполняет свои обязательства относительно граждан, оказывает непосредственное влияние на отношение граждан к государству, на уровень их лояльности и поддержки действий власти. В ситуации, когда мы постоянно слышим о необходимости реинтеграции оккупированных территорий и ожидания ее после деоккупации или введение миротворческого контингента, не следует забывать, что продолжительные и многочисленные нарушения прав наших соотечественников, остающихся на оккупированных территориях, не будет содействовать их реинтеграции и возвращению к мирной жизни.

Этот тезис поддерживает и специальный представитель Госдепартамента США по вопросам Украины Курт Волкер, который в интервью Радио Свобода заявил, что Киев недостаточно делает для соотечественников, живущих на неподконтрольной правительству Украины территории. Предыдущие идеи по реинтеграции, по его словам, не имеют мощной политической поддержки, и есть мало признаков, что это было бы приоритетом для украинского правительства. Люди, живущие на контролируемых вооруженными формированиями территориях, прошли через многие испытания. И это заставляет их быть недовольными правительством Украины.

Кроме того, г-н Волкер отметил, что Киев должен сотрудничать с Красным Крестом, чтобы помочь получать государственные пенсии людям преклонного возраста и людям, которые не могут самостоятельно передвигаться.

Как изменить ситуацию, когда для тех, кто вынужден был покинуть свой дом из-за войны или по разным причинам остался на оккупированных Россией территориях, государство устанавливает отдельные, жесткие и дискриминационные, правила получения пенсии? Надо разработать новый порядок выплат.

Альтернативный механизм подали правозащитники. Разработанная ими система учитывает многолетние наработки профильных организаций, предоставляющих правовую помощь переселенцам на протяжении всего периода конфликта в Украине.

Что предлагает альтернативный
порядок выплат?

Коалиция общественных организаций, которые занимаются правами людей, пострадавших от конфликта в Украине, презентовали предложения относительно построения нового механизма выплат пенсий внутренне перемещенным лицам и тем, кто остался проживать на оккупированных территориях. Наработки, переданные правительству, содержат видение того, каким образом возможно сбалансировать государственный интерес индивидуальных пенсионных выплат без злоупотреблений с обеспечением реализации права на социальную защиту лиц без дискриминации.

В частности, новый подход к организации выплат пенсии жителям оккупированных территорий освобождает их от необходимости получать справку о взятии на учет внутренне перемещенного лица или соблюдать какие-либо другие формальности. Это позволит, в частности, уточнить количество ВПЛ, которые действительно выехали и нуждаются в помощи государства в обеспечении жильем, работой и т.п.

Предполагается, что пенсионеры с оккупированных территорий будут получать надлежащие им пенсионные выплаты на подконтрольной правительству Украины территории. Для этого им надо будет обратиться в любой орган, назначающий пенсию, лично или через представителя, который действует на основании выданной ему доверенности, заверенной нотариально.

При этом пенсионеру не придется везти с собой дополнительные документы, поскольку выплата пенсии гражданам, местожительством которых являются временно оккупированные территории Украины, проводится на основании данных, имеющихся в персональной электронной учетной карточке.

После взятия заявителя на учет в управлении Пенсионного фонда Украины первый будет открывать счет в Ощадбанке, на который в дальнейшем и будет получать надлежащие ему суммы пенсионных выплат, в частности за прошлое время. Следует заметить, что пенсионеру придется периодически выезжать на контролируемую правительством Украины территорию для прохождения идентификации в отделениях банка, но только один раз в год.

Разработчики порядка уверены, что применение такой модели позволит избежать многочисленных нарушений прав человека, упростит процедуры получения пенсионных выплат тем, кто больше всего нуждается в поддержке государства. Ведь для людей преклонного возраста пенсия обычно является единственным источником доходов, и потому вопрос ее получения - это вопрос выживания.