UA / RU
Поддержать ZN.ua

СРЕДСТВ НЕ ХВАТАЕТ

А распорядительности? Более двух месяцев прошло с тех пор, как вернулись не солоно хлебавши наши олимпийцы из Нагано...

Автор: Юлиан Кордияк

А распорядительности?

Более двух месяцев прошло с тех пор, как вернулись не солоно хлебавши наши олимпийцы из Нагано. Но до сего времени не сделаны надлежащие выводы из неудач. Более того, приложено немало усилий, чтобы оправдать многочисленные организационные просчеты функционеров Госкомспорта, возложить часть вины на непродуманные поступки тренеров, а остальное на… соперников, судей, погоду и т.п.

Как водится, в период формирования сборной перед поездкой на Олимпиаду, несмотря на преимущественно неутешительные результаты предварительных состязаний, оптимизма в прогнозах было достаточно. Надежды на медали из Японии плохо информированных любителей активно подогревали руководители зимнего спорта, не афишируя действительного положения дел, ведь тогда не было бы смысла засылать в Нагано столь многочисленный десант…

Впрочем, численность спортсменов несколько урезали, хотя не удалось сократить общую цифру делегации. Ясное дело, добровольно никто не откажется от такой поездки, но все же делегация в 156 человек - для Украины в ее нынешнем положении - излишняя роскошь. Тут уж никакой принцип Кубэртена в аргументы не пришьешь. Затратный принцип, активно применяемый еще в подготовительный период, продолжал жить.

Например, к 10 биатлонистам было «приставлено» 12 опекунов. Правда, это был наш «козырный» вид, тут и медаль добыли, но какой ценой? Оказывается, что при стольких опекунах и в мазь не попадали, и на старт опаздывали, и состав для отдельных гонок с ошибками определяли… Как говорится, у семи нянек…

Это наиболее характерный пример, а в других видах спорта также были подобные явления. В конце концов не следовало летать в Японию, чтобы убедиться, что мужчинам-гонщикам, их коллегам биатлонистам, конькобежцам, в том числе шорт-трековикам на олимпийских трассах делать было нечего. Набираться опыта и мастерства можно в других местах, где не так накладно…

Как сказал на совещании в Тисовце зампред Госкомспорта Николай Костенко, основной причиной не совсем удачных выступлений нашей команды в Нагано является отсутствие в Украине современных баз для зимних видов спорта, нехватка инвентаря и высококвалифицированных тренеров. А разве об этом не было известно ранее, до Олимпиады? А разве что-то изменилось в этих наболевших проблемах после Лиллехамера-94, когда, прикрывшись медалями Оксаны Баюл и Валентины Цербе, руководители зимнего спорта успокаивали всех «пессимистов», считавших напрасным засыл столь громоздкой компании на Олимпиаду. И тогда выводы не были сделаны, изменений не произошло.

Новый председатель Госкомспорта Иван Федоренко, видимо, чувствует, что нынешними методами работы прогресса в зимних видах не достичь. Что совмещение руководящих должностей в отделе Госкомспорта и Федерации лыжных видов теми же лицами не дает положительных результатов. Наоборот, идет взаимооправдание, отметание всех новшеств и предложений, процветает коррупция и самообман. Общественное мнение не учитывается, попытки изменить ситуацию отметаются напрочь.

Общеизвестно, что Карпаты - отличный природой данный полигон для зимних видов спорта. Тут еще 15-20 лет назад созданы лучшие в Украине базы в Ворохте, Славском, Тисовце. С тех пор, особенно последние годы, этим базам «высочайше позволено» потихоньку умирать, разваливаться. Огромные средства, вложенные в их создание, не были подкреплены своевременно текущими «вложениями», позволившими бы поддержать потенциал этих баз. Теперь там немало делается для туристов-любителей, «отдыхающих руководителей», но почти ничего не делается для спортсменов.

Базы эти, естественно, ведомственные - армейская (Тисовец), динамовская (Славское) и профсоюзная (Ворохта). Госкомспорт же ограничился тем, что назвал их «базами олимпийской подготовки», а под свою юрисдикцию взять, хотя бы частично, не пожелал. Сборные команды, как правило, раскатывают месяцами по заграницам, беспредметно растрачивая немалые средства, которые так нужны сегодня карпатским базам.

Теперь, кажется, осознали стратегическую ошибку. Готовится приказ «О результатах участия в XVIII зимней Олимпиаде 1998 года и главных направлениях дальнейшего развития зимних видов спорта». Много в проекте приказа хороших и своевременных предложений, но финансовая тенденция та же, что и прежде. Например, из 17,1 млн. гривен, предусмотренных на капремонт, реконструкцию и обустройство основных баз олимпийской подготовки, только 2,17 млн. пойдут из госбюджета, остальные же - из местных бюджетов областей, в основном дотационных! Кто же на местах пойдет на такие затраты, чтобы угождать Госкомспорту? Неужели наши спортивные чиновники этого не понимают?

Такая неадекватность запросов и возможностей, закладываемая в наши планы, погубила уже не одно начинание. Погубит, не стоит сомневаться, и реконструкцию олимпийских баз. Никем всерьез не контролируемые их хозяева сами вдруг не прозреют, не начнут вкладывать накопленное в развитие баз (они же, по сути, ничейные!), а глубоко заинтересованный Госкомспорт снова «умывает руки».

Похожая история с тренерскими кадрами. Скажем, давно известно, что горные лыжи - один из наиболее популярных в мире видов спорта, в то же время - средство массового зимнего отдыха, оздоровления. Понятно, что достичь олимпийских высот украинским горнолыжникам удастся не так скоро, но развивать этот вид, используя его популярность, следует непременно, прежде чем, скажем, биатлон или двоеборье. Что же в Госкомспорте? Горные лыжи числятся в третьеразрядных, их финансирование крайне ограничено. И все же, что мы видим? На фактически существующих 5-6 членов сборной Украины «кормится» на ставках Госкомспорта 9-10 тренеров, из которых лишь 3-4 практически занимались подготовкой олимпийцев. Тем не менее старший тренер сборной Леонид Тикун предлагает взять в штат (сохранив там всех «бездельников») еще 65-летнего Игоря Скрябина, уволенного осенью из сборной России за ненадобностью. Напомним, что в свое время, работавший в Славском Скрябин, прихватив двух лучших украинских горнолыжниц - львовянку Светлану Гладышеву и киевлянку Татьяну Лебедеву, - укатил в Москву и долго работал там в сборной. Да, у нас опытных тренеров не хватает, но ставить Игоря Скрябина с ходу на сборную - это плевок в лицо всем работающим в Украине специалистам. Жаль, что они этого не понимают. А Леонид Тикун этим «ходом» хочет прикрыть свою многолетнюю бездеятельность, приведшую к увяданию «корней» сборной. На наш взгляд, первоочередная задача (кроме, конечно, поднятия до нормального уровня основных баз) это создание ЦОПов - центров олимпийской подготовки по основным видам спорта на местах. Это опять-таки очень нужное дело практически полностью возложено Госкомспортом на местные администрации, их создание намечается по принципу строительства «песчаных замков».

Вновь, как и прежде, развитие вида спорта, его обеспечение, подготовка резерва возлагается на периферию, а гостренеры и многочисленные «специалисты» Госкомспорта «возлагают» на себя в основном функции контролеров и попечителей сборных команд. Глянешь в календарь мероприятий на текущий год - чего там только нет. В основном из 18-30 соревнований по каждому виду большинство - заграничные выезды, а перед ними - сборы, также заграничные. Ведь у нас нет (так уже принято!) соответствующих баз, да и суточные не той валютой начисляют…

Так может продолжаться без конца, если не изменить принципы подхода к развитию зимних видов спорта. И это, пожалуй, под силу коллегии Госкомспорта и оргкомитету по подготовке к Олимпийским играм - нашему высшему коллегиальному спортивному органу. Оргкомитет этот, кстати, также пока не выразил своей оценки олимпийским достижениям украинцев в Нагано, хотя большинство авторитетных органов печати высказались в этом плане вполне однозначно.

Там говорится, что пока в Украине не будут созданы надлежащие условия для массового зимнего спорта, подготовки резервов и тренерских кадров, пока не определимся с приоритетностью зимних видов, не обеспечим полноценную реконструкцию баз, не следует разбрасывать средства на выезды функционеров в зарубежные вояжи, на участие в сомнительных турнирах и псевдорейтинговых состязаниях. Ведь не секрет, что для детей, юношей и юниоров соревнований официальных в год проводится в 3-4 раза меньше, чем для взрослых, а то и вовсе юношеские первенства объединяются со взрослыми чемпионатами, прикрывая тем самым низкий уровень работы с резервом. Кстати, это все знают, но как говорится, воз и ныне там…

Есть надежда, что отдел зимних видов Госкомспорта основательно «перетрясет» свои ряды и совместно с федерациями по отдельным видам, многие из которых вполне дееспособны, создаст наконец реальную программу развития зимнего спорта, наладит продуктивную подготовку резерва олимпийским командам, задействовав при этом уже существующие базы (поскольку мечтать о строительстве новых совсем уж нереально!), которые должны стать воистину базами олимпийской подготовки.

В ином случае быстро пролетят четыре года межолимпийского цикла и вновь, перед Солт Лейк Сити-2002, нас будут убеждать в заоблачных перспективах, а потом сетовать на полное отсутствие всего того, о чем здесь упомянуто.