К написанию этой статьи меня спровоцировало высказывание, вначале опубликованное различными интернет-изданиями, а затем обнародованное УТ-1, «Эра» и наконец журналом «Політика і культура» (29 января — 4 февраля 2002 года) в своей печально известной — поскольку удостоверяет низкий уровень политической культуры — рубрике «Рейтинг ненормативної мудрості». Речь идет о комментарии второго президента Украины Леонида Кравчука в отношении радиодебатов Юлии Тимошенко с Виктором Медведчуком, в котором прозвучало некорректное высказывание в адрес женщин, стремящихся реализовать себя в качестве политиков: «Женщина должна смотреть на мужика не через теледебаты, а через постель». Я не привожу всей фразы полностью, поскольку она пронизана такими же мудрствованиями. Заранее скажу, что не принадлежу ни к одной из политических партий, ни к одной женской организации, не собираюсь баллотироваться на ближайших выборах и отнюдь не заинтересована в очередном возбуждении и без того дезориентированного в предвыборных гонках украинского сообщества. Пишу прежде всего как переводчик книги Анны Арендт «Положение человека», в которой с блеском показано появление и становление человека как политической личности, и вместе с тем как переводчик обращения Папы Иоанна Павла II «К женщинам всего мира», в котором открыто признана традиционная маргинализация роли и значения женщин в общественно-политической и культурной жизни европейских государств. Папа Иоанн Павел II попросил прощения за эту непоправимую и драматическую ошибку человечества и обратился, возможно, с запоздалой, но искренней благодарностью: «Благодарю вас, женщины-труженицы! Вы присутствуете и деятельны в каждой сфере общественной, экономической, культурной, художественной и политической жизни. Таким образом вы делаете значительный вклад в обогащение культуры, объединяющей чувства и ум, вносите вклад в модель жизни, всегда открытой к ощущению «таинства», к установлению экономических и политических структур, которые всегда достойны человечества». Поэтому спрашиваю уже как проректор одного из старейших и престижнейших украинских университетов: камо грядеши с нашим цинизмом, нигилизмом, абсолютным отсутствием толерантности? Редчайшей ценностью стали сегодня положительная установка на мир и конструктивный диалог с оппонентами. Исчезла эристика — культура ведения какой-либо дискуссии, требующая принципов корректности и толерирования самых разнообразных мыслей и взглядов, даже несмотря на их неприятие. И если на этот ландшафт политической агрессивности спроектировать еще неуважение не только права, а даже возможности гендерного равновесия в молодом украинском государстве, возникает следующий вопрос: как в условиях, когда половина студенчества в нашем государстве женского пола и из них мы надеемся воспитать новую генерацию будущих журналистов, бизнесменов, политологов и т.п., прививать демократические ценности, лелеять гендерную культуру и стремиться к гендерной симметрии, если с уст политических деятелей, которые войдут в историю нашего государства, срываются фантастически необдуманные и обидные комментарии? Да, им начнет аплодировать дедушка Фрейд, на которого в очередной раз спишут дискриминационную интерпретацию женского поведения.
Недавно на львовском телевидении я согласилась принять участие в передаче «Женщина в политике» и пыталась популярно донести до зрителя, когда именно женщина появляется в парадигме европейской политической культуры, какие признаки присущи женскому политическому дискурсу, показать типы «новых женщин» в историческом срезе. Сама тема «женщина в политике», теоретический и практический аспекты этой проблемы свидетельствуют о попытке приблизиться к гендерному равновесию в обществе, в культуре. Вопрос чрезвычайно живой и актуальный в смысле создания открытого публичного мышления. Речь идет о паритетном представлении двух миров: мира женских и мира мужских ценностей, иначе говоря — общечеловеческих ценностей. То есть говорим об авторитетности женского голоса в обществе, политике, бизнесе и т.п. Мы говорим не о войне двух культур, двух дискурсов, а об изменениях в их соотношении, вызванных общественными изменениями. Это признал весь мир, отбросив проблему насилия в культуре и сделав попытку разрушить стереотип женщины как существа с потребительскими мещанскими наклонностями, украшения мужчины, традиционной хранительницы домашнего очага. Вместе с тем я хочу подчеркнуть, что гендерные исследования или феминистические студии не стоит рассматривать как какую-то нетипичную для нашей культуры интеллектуальную практику.
Доминирование патриархальных ценностей в традиционной украинской культуре, по-видимому, имеет почву. Свидетельство этого — модификация патриархальных мифов и стереотипов в современном культурном и политическом дискурсах в Украине, нашедших свое конкретное выражение в высказывании Леонида Кравчука, человека с огромным политическим опытом. Пугает тенденция к публичной открытости различных форм цинизма, которые, как вирусные заболевания, молниеносно охватывают все общество. И тогда бессильны школы, высшие учебные заведения, общественные организации.
Острое неприятие женского голоса в политике, как и в других сферах общественной жизни, удостоверяет, что избавление от стереотипных представлений — весьма продолжительный и мучительный процесс. Такие попытки не слышать женского голоса и не обращать внимание на присутствие женщины отнюдь не является приметой демократического общества, один из признаков которого — гендерное равновесие. К сожалению, в украинском обществе гендерная асимметрия разительна, тогда как в парламентах и правительствах западных стран эта диспропорция уменьшается, а кое-где — как в странах Северной Европы — достигнуто не только равновесие, но и преобладание женщин-политиков в общем спектре. Гендерная асимметрия тесно связана с общеизвестной закономерностью: стремление загнать в угол общественной, политической или культурной жизни всегда маргинализирует и радикализирует тех, кто не имеет права голоса. Возможно, это объясняет специфичность звучания женских голосов в политике, а часто и присущую им радикальную модель публичного поведения. Я умышленно не останавливаюсь на симпатиях или антипатиях к современным женщинам-политикам в Украине. Меня беспокоит сам принцип невосприятия иного в любом измерении общественной, политической или культурной жизни. Это болезненный симптом.
Ироничное или циничное отношение к женщине в политике как нельзя лучше свидетельствует о глобальной проблеме женской нереализованности в обществе и драматических последствиях такой нереализованности. Именно это подчеркивала Анна Арендт, об этом писал Папа Иоанн Павел II и ряд других выдающихся мыслителей и моральных авторитетов XX века. Возможно, это в какой-то мере объясняет, почему сегодня безработица в Украине имеет «женское лицо», почему поиски, как метафорически сказал Милан Кундера, «жизни где-то в другом месте» — что в украинском контексте означает в Италии, Испании, Греции, Португалии — также очерчивают женскую ипостась?
Мне обидно, что такое возможно в государстве, в котором я живу, которым все-таки горжусь, несмотря на все финансовые, моральные и культурные неурядицы. Я искренне желаю всем политикам той внутренней гармонии и культуры ведения диалога, которые базируются на достижениях, объединяющих и вселяющих веру в непреходящие человеческие ценности. Ибо, как метко сказала Лина Костенко, моральный авторитет нашей литературы и культуры: «Буквально на глазах происходит варваризация общества, что особенно опасно для наций, которые еще не прошли свои престижные стадии, которые в рецепциях мира еще не имеют духовной ауры, и вдруг получили доступ к мировой культуре в ее плебейской интерпретации».
По-моему, Леонид Кравчук должен был бы во всех средствах массовой информации, растиражировавших его некорректное высказывание, попросить у украинских женщин прощения за очередное их унижение. Попросить достойно и как Человек, и как второй президент Украины.