UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спасенная усадьба

В селе Затурцы Локачинского состоялось торжественное открытие памятника истории национального значения.

Автор: Петр Чечелюк

Накануне праздника 20-летия независимости Украины в селе Затурцы Локачинского района после продолжительных реставрационно-возобновительных работ состоялось торжественное открытие памятника истории национального значения - усадьбы семьи Липинских, в которой прошли детские и юношеские годы выдающегося историка, политолога, государственного деятеля и дипломата Вячеслава Липинского. Автор этих строк - выпускник Затурцивской средней школы советских времен. Он хорошо помнит, как в те годы большевики выделили помещение под государственную племенную станцию для искусственного осеменения коров именно в этой усадьбе. О том же, кто там родился и жил, очевидно, и не знали. О цинизме и холопстве власти, что канула в Лету, здесь кричал каждый кирпич в сооружении. Усадьба, доведенная до плачевного состояния, нуждалась в серьезной помощи - от изготовления проекта до проведения комплекса строительных, сантехнических и других работ. Сегодня это историческое место можно назвать вотчиной тех, кто подарил Украине и миру выдающуюся личность. Как, кстати, и вотчину, и музей-усадьбу Леси Украинки.

Кто такой Вячеслав Липинский? По утверждению современников, как историк и философ он глубоко осмыслил «час пройдешній і заглянув у день сьогоднішній». Еще в 20-х годах прошлого века в «Листах до братів-хліборобів» он подверг острой критике социалистов, отождествляющих понятие наций с пролетариатом и партиями. Обращаясь к ним, Липинский пишет: «Для вас не соціаліст - не українець. Ви ж, українські націоналісти, ототожнюєте поняття нації з мовою, вірою, плем’ям. І в цьому хаосі, який господарює в вашій національній свідомості, для одних українцем являється лише той, хто розмовляє на «українській мові» і ненавидить «не українців»; інші доповнюють, що він ще обов’язково повинен бути православним, не уніат і не латинник; треті - обов’язково уніат, але не латинник і не православний, а з часом з’являться і четверті, які будуть вимагати від нього «русько-малоросійської» чистокровності з прізвищем на «юк» або на «єнко».

Впервые эта работа была опубликована в Вене в 1920-1925 годах (журнал «Хліборобська Україна»). С того времени прошло почти 100 лет, но в столице Украины под куполом на Грушевского продолжаются дебаты на тему, кто сегодня принадлежит к украинской нации. Не ошибся Вячеслав Липинский и в ментальности украинской псевдоэлиты первой декады XXI века. «Коли українська демократія, - пишет он в «Листах до братів-хліборобів», - невдало поспекулювавши на українському державному патріотизмі, спокійно піде на службу до польських і московських демократичних Наполеонів, а слово «гетьманець» одночасно стане в Україні назвою непримиренного державника і патріота; коли він буде означати не шкурника і грабіжника, а чесного офіцера; не злодія і хабарника, а чесного українського державного службовця; чесного промисловця, а не паразита, чесного інтелігента, а не шарлатана, чесного політика, а не кар’єриста і демагога, то тоді лише… ідея наша гетьманська переможе не якоюсь там демократичною програмою, а тим, чим перемагають всі ідеї: силою свого творчого, яка виховує творчих людей, внутрішнього змісту». Между этими строками поляка, который уважал и любил украинцев, и сегодняшним временем - столетие, но сказано словно вчера, и какие-либо комментарии здесь неуместны.

Судя по разговорам на телевидении столичных чиновников о национальных проектах сохранения нашего прошлого, мечта о подвижничестве испаряется. Может, потому что средства на его восстановление распорошены среди многих «хозяев» украинского наследия? Усадьба-музей Вячеслава Липинского, например, восстановлена, а парк вокруг нее будут восстанавливать (парадокс!) другие хозяева за другие средства? Не потому ли так происходит, что руководят нашим наследием и культурой не очень «окультуренные» люди? Не закончилось бы все только расчетами, и усилия тех, кто уважает прошлое своего края, не были бы умножены на ноль. Ведь о нем не у всех нас хорошая память.

Прошлое - неотъемлемая часть нашей жизни и культуры. Заботливое отношение к нему укрепляет моральное здоровье народа. Ведь недаром в одной из самых мудрых книг Библии - книге Екклезиаста - есть впечатляющие по глубине и поэтической силе слова о том, что человек жив, пока не лопнул серебряный шнур и не треснула золотая чаша, и не разбился кувшин около «ключа». Серебряный шнур - это память, образ духовной связи эпох и поколений.