UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОВЕТСКО-ФИНСКАЯ ВОЙНА

История советско-финской войны 1939 — 40 гг. содержит немало нерешенных вопросов. Один из них — о намерениях советского руководства в отношении Финляндии...

История советско-финской войны 1939 — 40 гг. содержит немало нерешенных вопросов. Один из них — о намерениях советского руководства в отношении Финляндии. На этот счет высказывались различные мнения, сводящиеся к положительному или отрицательному ответу на вопрос: собиралось ли советское правительство присоединить Финляндию к СССР, как это произошло с Эстонией, Латвией, Литвой? Частично ответить на этот вопрос позволяет недавно обнаруженный в личном фонде секретаря ЦК ВКП(б) А.А.Жданова проект инструкции о деятельности коммунистов на финской территории, оккупированной Красной Армией.

Исходя из практики того времени, представляется весьма вероятным, что этот примечательный документ был разработан по распоряжению Сталина. Подготовка подобных документов являлась прерогативой «вождя».

Засекреченная ждановская инструкция и другие материалы позволяют, повторю, составить представление об истинных целях так называемой «зимней войны». В соответствии с официальной версией для обеспечения безопасности Ленинграда СССР хотел получить некоторые финские территории: острова в Финском заливе, часть Карельского перешейка и Восточной Карелии. Однако финское правительство полностью на эти условия не соглашалось. На частичные уступки оно готово было пойти, так как отлично понимало, что война с огромной державой для Финляндии бесперспективна. Поэтому на переговорах финны вели себя весьма тактично.

Но достижение соглашения не входило в планы советского руководства. 26 ноября 1939 г. советская артиллерия обстреляла финскую территорию, а 28-го СССР объявил о расторжении договора о ненападении с Финляндией. 30 ноября был осуществлен налет советской авиации на Хельсинки, и между обеими сторонами начались военные действия. Эта война для Финляндии означала по сути «продолжение войны за независимость и ее заключительный акт», как об этом заявил в приказе по армии главнокомандующий — маршал Маннергейм. Весь финский народ выразил готовность принять участие в защите страны, — в том числе и левые силы, бывшие красные.

Перед лицом внешнего врага нация объединилась. Однако этого не хотели учитывать в СССР. Игнорировала Москва и международную реакцию на события. За нападение на Финляндию СССР был исключен из Лиги Наций. Это была важная моральная поддержка для Финляндии. А в стране Советов в это время вынашивали планы послевоенного устройства Финляндии. Планируя молниеносный поход против маленькой страны, советское руководство сочло необходимым прежде всего создать просоветское марионеточное правительство под руководством секретаря исполкома Коминтерна О.Куусинена, которое, по мнению Москвы, должно было довольно скоро обосноваться в Хельсинки.

Войска Ленинградского военного округа получили приказ «полностью уничтожить белофинскую армию и тем самым навсегда закрыть доступ в Финский залив и к городу Ленинграду поджигателям войны».

В «Обращении ЦК Компартии Финляндии», опубликованном в «Правде» 2 декабря 1939 года, предлагалось создать широкий «Народный фронт», в который бы вошли рабочие, крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы и трудовая интеллигенция. К власти необходимо было выдвинуть опирающееся на этот фронт «правительство трудового народа», т.е. куусиненовских марионеток.

При этом нельзя забывать, что Народный фронт рассматривался идеологами Коминтерна, к коим относился и сам Куусинен, лишь как промежуточная ступень на пути к «полновластию трудящихся»: «...Но мы открыто говорим массам: окончательного спасения это правительство не может принести. Оно не в состоянии свергнуть классовое господство эксплуататоров... Следовательно, необходимо готовиться к социалистической революции! Спасение принесет только советская власть» (цитирую по изданию: «VII Конгресс Коммунистического Интернационала и борьба против фашизма и войны». М. 1975, с. 177).

Основанную на решениях VII Конгресса Коминтерна тактику советское руководство решило применить в отношении Финляндии. Создав 1 декабря в захваченном Красной Армией поселке Териоки правительство Финляндской Демократической Республики, Советский Союз в тот же день установил с ним дипломатические отношения и вплоть до конца января 1940 года отказывался вести какие бы то ни было переговоры с законным правительством Финляндии. О практических мерах, которые следовало развернуть на оккупированной финской территории, дает представление проект инструкции «С чего начать политическую и организационную работу коммунистов» в районах, освобожденных от власти «белых».

В каждой местности, освобожденной от власти белых, предлагалось сразу же приступить к следующим неотложным мероприятиям:

«1. Распространять Декларацию Народного правительства, договор, заключенный между Финляндией и СССР (имеется в виду Договор о взаимной помощи и дружбе между СССР и правительством Куусинена от 2 декабря 1939 года — В.Л.), газету «Кансан валта» («Власть народа»), обращение ЦК Компартии Финляндии и другие коммунистические издания.

2. Выяснить настроения и острейшие нужды населения, в первую очередь рабочих и крестьян. Если белым удалось внушить части трудового народа такое предубеждение, что виновниками его страданий являются коммунисты или Советский Союз и Красная Армия, то надо немедленно принять особые энергичные меры — развернуть работу пропагандистов, распространять особые листовки, составленные с учетом условий данной местности и т.д., для того, чтобы как устными, так и печатными средствами пропаганды убедительно показать лживость демагогии белых...»

После этих и ряда других организационных мер рекомендуется приступить к созданию на местах организаций Народного фронта.

При этом предписывалось тщательно отфильтровать членов общественных организаций, устранив из политической жизни тех, что не спешат стать подручными коммунистов. «В этом отношении, — отмечается в документе, — первая задача состоит в том, чтобы обеспечить поддержку рабочего общества и других рабочих организаций данной местности. Сперва надо установить связь с местными коммунистическими и лучшими сочувствующими рабочими и, если окажется возможным, создать местный комитет коммунистической партии или же инициативную группу для его создания. Необходимо также найти несколько левых социалистов — членов рабочего общества и, посоветовавшись с ними, созвать собрание рабочего общества. На этом собрании следует осветить создавшееся положение и разъяснить позицию Народного правительства, призвать очистить рабочее общество, особенно его руководящие органы, от (...) агентов белого режима. Необходимо фактически превратить рабочее общество из социал-демократической организации в организацию рабочего единого фронта, руководство которой будет в руках коммунистов и честных левых социалистов или беспартийных рабочих, находящихся в тесном сотрудничестве с коммунистами». Таким же образом рекомендуется поступать и в отношении городских организаций социал-демократической партии.

Если первые собрания не приведут к желаемым результатам, то их следует повторить для разрешения всех вопросов. Одновременно надо и в рядах других рабочих организаций, в частности, профсоюзах и по возможности также в рабочих кооперативах, подыскивать подходящих лиц, поддерживающих «народное правительство», и с их помощью мобилизовать эти организации на работу по созданию Народного фронта.

Собрание Народного фронта должно было определить свою позицию в первую очередь по следующим вопросам: осуждение бывшего режима и «затеянной им войны»; одобрение образования «народного правительства» и его программы; неотложные меры, которые необходимо провести комитету Народного фронта, местным органам управления в каждой данной местности.

До тех пор, пока в Финляндии не будет налажена деятельность административного аппарата новой власти, эти комитеты должны были выполнять часть его функций. Народный фронт должен был стать единой политической силой, формально состоящей из самостоятельных организаций. В итоге к власти в Финляндии должны были прийти коммунисты, прикрывающиеся фиговым листком Народного фронта.

Учитывая все, что известно на сегодня, можно с уверенностью сказать, что целью агрессии Советского Союза против Финляндии было не изменение ее границ, а приведение к власти просоветского правительства Куусинена, что вообще сняло бы вопрос о границах. Как неосторожно написал 1 февраля 1940 года в Обращении к солдатам финской армии от имени «Народного правительства» Жданов, «ведь Советский Союз не хочет ничего большего, чем такого правительства в Финляндии, которое не строило бы козни совместно с империалистическими державами, угрожая безопасности Ленинграда». При этом не предполагалось немедленно вводить в стране советскую власть и присоединять ее к СССР. Так, 30 ноября 1939 года в беседе с германским послом в Москве Шуленбургом Молотов заявил: «Не исключено, что в Финляндии будет создано другое правительство — дружественное Советскому Союзу, а также Германии. Это правительство будет не советским, а типа демократической республики. Советы там никто не будет создавать, но мы надеемся, что это будет правительство, с которым мы сможем договориться и обеспечить безопасность Ленинграда». А как отмечал еще на VII Конгрессе Коминтерна, задолго до этой войны, Г.Димитров, «быть может правительство единого фронта в ряде стран окажется одной из важнейших переходных форм» и проложит путь к «диктатуре пролетариата».

Согласно Договору о взаимопомощи и дружбе между Советским Союзом и правительством Куусинена, к Финляндии присоединялись районы Восточной Карелии площадью 70 тысяч кв. км, что значительно приближало границу к Мурманской железной дороге, безопасность которой должна была якобы обеспечить война с Финляндией. Таким образом становится ясным, что политика «умножения числа советских республик», о которой говорилось на XVIII съезде ВКП(б), должна была в конечном счете привести к образованию Карело-Финской ССР со столицей в Хельсинки.

Но события в мире развивались по другому сценарию. Положение финнов было исключительно тяжелым. Связанная договором Молотова — Риббентропа Германия не помогала Финляндии в ходе «зимней войны». Позиция шведов тоже разочаровала финнов, хотя под воздействием общественного мнения из Швеции в конце концов поступила помощь оружием и добровольцами. От Англии и Франции Финляндия получила некоторое количество боеприпасов. Следует отметить, что на стороне Финляндии воевали отряды, созданные из числа красноармейцев, попавших в плен в ходе войны.

Один из этих отрядов под командованием Киселева довольно успешно вел боевые действия. Причем в эти части охотно вступали плененные красноармейцы. Так, в одном из лагерей, где было 500 военнопленных, записалось в отряды 450 человек. Офицеры в них были из числа русских эмигрантов.

Между тем, противник Финляндии был гораздо более мощным и намного превосходил ее в вооружении. То, что Финляндия успешно держалась в этой войне 105 дней, объясняется высокой степенью национального единства. Кроме того, в течение осени 1939 года основные оборонительные сооружения Финляндии были укреплены и составили так называемую линию Маннергейма, и хотя мощность ее была советскими органами пропаганды и военным командованием явно преувеличена, все же в боях на Карельском перешейке она сыграла огромную роль. Союзником финнов оказалась и суровая зима: финны были гораздо лучше подготовлены к войне в зимних условиях, чем Красная Армия.

Как уже отмечалось, до конца января 1940 года СССР отказывался вести переговоры с законным правительством Финляндии. Лишь после официального обращения Финляндии с просьбой о посредничестве к Швеции, которое последовало 24 января 1940 года, советское руководство 29 января изъявило готовность вступить в переговоры об условиях достижения мира. Правда, этот зондаж не дал никаких ощутимых результатов. Новый раунд переговоров начался лишь в конце февраля, когда обстановка изменилась. Во-первых, прорвав на главном участке линию Маннергейма, Красная Армия продвигалась вперед крайне медленно, ведя бой на тыловых рубежах этой линии (Выборг — последний укрепленный узел — был взят лишь 13 марта, одновременно с заключением мира). Во-вторых, после того, как 5 февраля Англия и Франция решили вмешаться в советско-финскую войну и к 19 февраля разработали конкретный план операции в районе Петсамо (Печенга), опасность военного столкновения СССР с этими странами резко возросла. Поэтому советское правительство решило окончательно отказаться от ставки на правительство Куусинена и достичь более скромных целей: передвинуть границу к северу от Ладожского озера.

Хотя условия мира были очень суровые, Финляндия избежала оккупации.

«Зимняя война» закончилась заключением Московского мирного договора в марте 1940-го. Для Финляндии это означало утрату значительной территории. В качестве границы была избрана так называемая «линия Петра I» 1721 года. Финляндии предстояло эвакуировать с территорий, отходящих к Советскому Союзу, примерно 400 тысяч человек — почти 15 процентов населения страны.

Время действия Московского договора — до июня 1941-го — называют в Финляндии периодом перемирия. Это очень показательно, ибо Финляндия не жила тогда мирной жизнью, а находилась в состоянии постоянного страха. Оккупация Эстонии, Латвии, Литвы летом 1940 года свидетельствовала, что Советский Союз последовательно осуществляет договор Молотова — Риббентропа.

С началом войны между СССР и Германией ситуация, в которой оказалась Финляндия, была весьма своеобразной. Прежде всего следует отметить, что не она первой начала боевые действия в этом противоборстве двух гигантов. Советский Союз начал первым войну против государства, с которым его связывал мирный договор: 22 и 25 июня военные самолеты СССР подвергли финскую территорию бомбардировке.

Финляндия воевала на стороне Германии, но все же это для нее была своя война. Маннергейм настаивал на этом и всегда это подчеркивал. Он как бы использовал немцев для защиты Финляндии, но старался избегать далеко идущих военных услуг союзнику. При этом Финляндия подчеркивала, что «ее война» не связана с целями Германии. Этим и объясняется своеобразное поведение финнов: финские части с началом боевых действий продвинулись к государственной границе страны, оговоренной в Тартуском мирном договоре 1920 года и существовавшей до «зимней войны».

2 августа 1941 года начальник Генерального штаба Германии потребовал наступления на Ленинград. Маннергейм ответил, что Финляндия не намерена переходить на Карельском перешейке бывшую государственную границу. Это было хорошо продуманное по своему замыслу политическое решение: Россия не должна была видеть в Финляндии угрозу для своей второй столицы. Маннергейм отверг и немецкий план перерезать Мурманскую железную дорогу: это была важная магистраль, по которой поступали грузы от союзников СССР.

С помощью финнов дорогу можно было легко перерезать, однако финны на это не пошли. А уже в конце 1941 года война на финском фронте перешла в позиционную. Линия фронта оставалась почти неизменной вплоть до лета 1944 года, года началось наступление советских войск. В августе 1944 года Финляндия сделала попытку выхода из войны. Перемирие между Финляндией и Советским Союзом вступило в силу 4 сентября 1944 года, а мирные переговоры начались 6 сентября. Соглашение о перемирии было подписано 19 сентября в Москве. Условия мира, очень суровые, были Финляндией выполнены. Ей пришлось уступить Советскому Союзу в аренду расположенную близко к ее столице территорию Порккала под военную базу. «Граница Петра I» была восстановлена. Финляндия обязалась обеспечить полное изгнание из страны немецких войск. Мирный договор между антигитлеровской коалицией и Финляндией был подписан только в 1947 году. При всех его издержках, финны добились главного — они отстояли независимость своей страны и пошли не той дорогой, которой пришлось идти так называемым «странам народной демократии». Результат известен.