UA / RU
Поддержать ZN.ua

Социальное предпринимательство: бизнес для бедных, или эволюция сознания

Социальное предпринимательство становится реальным механизмом решения проблем общества, и в Украине появляются новые примеры такой работы...

Автор: Андрей Скипальский
«Оселя». В мастерской

Социальное предпринимательство становится реальным механизмом решения проблем общества, и в Украине появляются новые примеры такой работы. Предпринимательство в социальной сфере, бизнес с социальной миссией или предпринимательская деятельность благотворительных и общественных организаций охватывают разные социально уязвимые слои населения. Цель такого предпринимательства — трудотерапия, социальная реабилитация, введение новых механизмов решения имеющихся социальных проблем. В тот же время оно должно быть и «доходным», иначе мы говорим о благотворительной или общественной деятельности. Предпринимательство для бездомных имеет в первую очередь социальную составляющую. Вряд ли работодатель наймет такого человека на работу, разве что в крайнем случае.

Новая жизнь —
нова робота

Приютов, где бездомные могли бы жить и работать, во Львове нет. Точнее, не было до создания общества взаимопомощи «Оселя». Несколько лет назад на окраине города, в селе Винники, один из домов стал приютом и предоставил жилье первым восьми обитателям улиц. После жилья насущной потребностью оказались работа и питание. Новое жилье — новая жизнь. Уже весной возделали огород, а позже создали мастерскую по ремонту и реставрации мебели — социальное предприятие. Философия деятельности мастерских проста: мебель получает новую жизнь — бездомные получают новые возможности. Пожалуй, каждый из нас сталкивался с проблемой старой мебели: и негде держать, и выбросить жаль. Что уж говорить о реставрации и восстановлении. На это и была рассчитана предпринимательская инициатива — собирать старую мебель, ремонтировать и декорировать ее, а также принимать заказы на реставрацию. Среди двенадцати жителей «дома для бомжей», как сперва называли его соседи по улице, нашлись умельцы и желающие учиться. Опыт переняли у поляков.

Первые шаги к диалогу

Представители «Оселі» устроили небольшую выставку-аукцион работ членов общества на первой в Украине международной конференции по социальному предпринимательству, проходившей во Львове 12 мая. Название конференции говорит само за себя — «Социальное предпринимательство: перспективы развития в Украине». В конференции приняли участие представители свыше 50 общественных организаций, предприниматели, журналисты и студенты Украинского католического университета, под крышей которого и происходило событие. На итоговом обсуждении выступил мэр города Львова Андрей Садовый. Программа предусматривала ознакомление с польским и венгерским опытом, изучение законодательной базы для развития социального предпринимательства, обмен украинским опытом. За день нужно было определить вероятные пути развития социального предпринимательства на краткосрочную перспективу. Перспективы — это частично результат работы мечты. А по определению Клауса Шваба, известного читателю из предыдущих статей «ЗН», основателя фундации по развитию социального предпринимательства, социальные предприниматели — это мечтатели, пионеры, новаторы. Именно на такие категории можно было разделить участников. И не только их — всех, кто определенным образом причастен к этому направлению социально-экономической деятельности.

Мечтатели, пионеры, новаторы

Мечтатели. Помечтать можно о тех временах, когда неприбыльные организации (НПО) будут свободно вести предпринимательскую деятельность для реализации своих социальных целей, направленных на обслуживание целевых групп, ради которых они создавались. И, соответственно, не будут платить налогов, ведь есть социальная миссия. В таком случае для политиков и бизнесменов могут настать времена «благотворительных бензоколонок», и все захотят перейти в социальные предприниматели. Так уже было с коммерческой деятельностью предприятий инвалидов на льготном налогообложении, когда такие предприятия становились механизмом отмывания денег и контрабанды товаров. Общество и бизнес еще не готовы к этому — слишком велик соблазн воспользоваться возможностями уклонения от налогов. Но на конференции звучала мысль о введении реформы в налогообложении «третьего сектора». Есть даже смельчаки, желающие возглавить этот процесс. С нынешними фискальной политикой и нагрузкой вряд ли это возможно. И стоит ли менять законодательство, если НПО еще не знают и не используют всех его возможностей?

Пионеры. К ним причислим тех, кто занимается социальным предпринимательством в нынешних условиях. Среди них лидеры НПО, пытающиеся отыскать новые (кроме донорских средств) пути финансирования деятельности организаций. Например, кроме своей основной деятельности — реабилитации и дневного центра для умственно отсталых детей-инвалидов, — организация предоставляет услуги по копированию и изготовлению печатной продукции. Есть помещение, удалось закупить оборудование за донорские средства. Дополнительная предпринимательская деятельность центра — это и часть реабилитационного процесса клиентов центра: упражнения для развития моторики и внимания, а небольшой доход дает возможность вывозить детей на экскурсии и устраивать им праздники. Работники центра, в основном мамы больных детей, рассказывают о радости 19-летней девушки, которая на первую в жизни зарплату купила себе сумочку и теперь не разлучается с ней; или о парне, который сразу накупил всем мороженого и, возможно, впервые в жизни почувствовал, что давать всегда приятнее, чем получать. Женщинам — социальным предпринимателям необходимо было найти партнера-предпринимателя, который согласился бы продавать продукцию «через себя» и возвращать доходы в организацию. И теперь тест для читателя — кто этот предприниматель? Правильно. Отец такого же ребенка, который просто не может стоять в стороне и таким образом помогает многим. Вряд ли в период несколько затянувшегося накопления первичного капитала многие частные фирмы взялись бы реализовывать продукцию реабилитационного центра. Вы не согласны со мной? Скажете — не предлагали. Тогда будьте готовы, что предложат. И вы станете одними из первых...

Новаторы. Что-то они в последнее время исчезли — те, кто носился с «перпетуум мобиле» и солнечной энергией. Невыгодно, неинтересно, немодно. Но мы говорим о социальных новаторах. Здесь в Украине непаханое поле: проблем много, и они не исчезают сами по себе. Наоборот — приумножаются. Такими новаторами можно считать тех, кто отвергает традиционные методы борьбы с проблемой и стремится системно изменить ситуацию. Один знакомый, которого уже не надеялись увидеть среди живых, оказался именно таким предпринимателем. После очередного лечения от наркомании и реабилитации, когда врачи, как говорится, вытащили с того света, Александр решил разорвать роковой круг и устроился вместе с бывшими знакомыми «по игле» на строительство подсобным рабочим. Изучили весь комплекс работ, сэкономили средства на инструменты. Через три года — частная фирма из восьми человек в г. Житомире занимается строительством коттеджей. На стажировку и для овладения профессиями постоянно привлекаются ребята из реабилитационных центров. Александр отмечает, что прибыль — это не основная цель — скорее, она становится мотивацией для бывших наркозависимых, стимулом и оценкой их труда. Целью же является привлечение как можно большего количества ребят к эффективной трудотерапии. Бизнес с социальной миссией — новаторство для Украины.

Можно ли продавать?

И все-таки, возвращаясь к деятельности многих организаций, нельзя говорить об устойчивом развитии без использования механизмов социального предпринимательства и диверсификации источников поступлений в НПО. Насколько это реально в настоящих условиях, и о каких неиспользованных возможностях шла речь выше? Эксперты говорят, что законодательство, регулирующее предпринимательскую, хозяйственную или коммерческую деятельность НПО в Украине, едва ли не самое либеральное в Восточной Европе. Во-первых, НПО имеют право заниматься хозяйственной деятельностью и получать доходы от своей основной деятельности. Во-вторых, они могут самостоятельно основывать предприятия, а также имеют корпоративные права. В-третьих, существует определенный перечень пассивных доходов НПО, освобождаемых от налогообложения, — дивиденды, страховые выплаты, аренда, роялти. Освобождение от налогообложения, а также безвозвратная и возвратная финансовая помощь НПО, техническая помощь международных организаций, безвозмездная передача товаров, работ и услуг — в пользу НПО. А еще все то же социальное контрактирование с местной властью — выполнение работ в пользу общества, оплаченных из местных бюджетов, — дотации, субсидии. Конечно, в каждом частном случае набор возможных механизмов «зарабатывания» денег зависит от формы регистрации НПО и кода ее неприбыльности, предоставленного налоговыми органами при регистрации. Таких форм регистрации есть 16. Поэтому возможности НПО зависят от грамотно составленного устава, который должен содержать исчерпывающий перечень видов основной деятельности и кода неприбыльности. Именно вокруг основной деятельности разворачивается множество дискуссий. И хотя Закон «О налоге на прибыль» объясняет, какая деятельность относится к основной, возникает много недоразумений по этому поводу. Большинство уставов организаций составлялись не с мыслью о том, что в будущем необходимо будет как-то зарабатывать на себя. Зарегистрироваться бы, а там получим грант, и зачем заниматься этими пассивными доходами, договорами да и еще бюджетными средствами? Поэтому и получается: для того, чтобы заниматься хозяйственной деятельностью, нужно тщательно изучить возможности, предоставляемые законодательством; просмотреть, а нередко и изменить устав, получить консультации и отстоять свое право в налоговой.

Учитесь основам бизнеса

Но и этого для многих НПО недостаточно. Нужны предприниматели в социальной сфере. Этому в Украине никто не учит. Нужен бизнес-подход к деятельности организации — другие критерии успешности, другие правила игры, другие условия финансирования. Наконец, необходимо иметь такие товары и услуги, которые НПО хочет продать. И они должны быть качественными и конкурентными на рынке. Опыт показывает: организации, имеющие продукт, на который есть спрос, успешно реализуют свои проекты по социальному предпринимательству и в существующей правовой среде. Опять мы задаем вечные вопросы — кто? что? как? Как — это уже дело маркетинга: его тонкости социальные предприниматели еще должны изучить. Один из участников конференции, представитель львовского бизнеса, отметил, что общественным организациям нужно учиться бизнесу, а им (бизнесу) — учиться у них. Адекватно прозвучали и слова обращения мэра Львова к участникам конференции, что его команда готова рассматривать качественные социальные проекты, предложенные НПО. Почему же на фоне таких положительных выводов и примеров многие участники оставляли конференцию, не видя для себя перспектив в социальном предпринимательстве?

Революция
или эволюция

Польский гость, господин Анджей Юрось, профессор Института социологии, а также социальный предприниматель Польши 2000 года, отобранный международной фундацией Ашока (Ashoka), начал свой доклад с констатации факта: в последние годы в его стране произошла революция социального предпринимательства. Практически это означает, что такая деятельность приобрела большое распространение в разных социальных сферах, не ограничиваясь лишь НПО. Это означает: о социальном предпринимательстве в обществе говорят и знают о его преимуществах и достижениях. Знают, кто такие социальные предприниматели, создавшие критическую массу и изменившие сознание граждан, бизнеса, неприбыльного сектора и государства. Около 60 социальных предпринимателей объединены в единую сеть Ашока-партнеров. О них можно прочитать, их можно увидеть и услышать. Они решают проблемы национального и местного значения, изменяя общество в лучшую сторону. Среди них — Фонд «Барка», оказавший поддержку знакомой нам «Оселі» в их обучении и обмене опытом.

В поисках талантов

Возможно, и Украине следует пойти по пути признания социального предпринимательства как эффективного средства достижения устойчивого развития общества и экономики, а социальных предпринимателей — как лидеров преобразований. Возможно, и нам необходимо искать их среди ученых, предпринимателей, сознательных граждан, работающих на благо общества и нашего будущего? Нужно оказать поддержку со стороны государства — финансовую, информационную, консультативную. Ведь таланты человека по-настоящему раскрываются и развиваются лишь тогда, когда они нужны обществу. Необходимо также предоставить определенную платформу для диалога между бизнесом и социальным сектором. По словам того же предпринимателя, участвовавшего в конференции, социальное предпринимательство возникает и действует при встрече идей и капитала. Упомянутая платформа станет основанием для формирования нового типа предпринимателей в Украине — социальных новаторов. Выгода очевидна для всех, и на данном этапе их просто нужно найти и поддержать. Этим занимается Центр развития социального предпринимательства в Украине. Но это уже забегая на несколько лет вперед.

Во время одного из путешествий мне посчастливилось встретить очень интересного человека из города Коломыя. Василий Козак, так отрекомендовался новый знакомый, медик по специальности, основатель организации «Спас». Он разработал и внедряет систему реабилитации, что-то наподобие украинской йоги. По этой системе занимаются несколько реабилитационных центров в Украине. Пару лет назад его программа реабилитации была включена в программу средней школы в Беларуси. На уроках физкультуры дети борются с известным всем нам сколиозом вместо неконтролируемой беготни в футбол. Так что социальные предприниматели в Украине есть, но мы мало знаем о них.