UA / RU
Поддержать ZN.ua

Социальная карточка киевлянина: добро или зло?

На первом этапе главной целью нововведения под названием «карточка киевлянина» является «упорядочение льгот», а по сути — лишение этих льгот и без того малозащищенных слоев населения.

Автор: Владимир Петровский

Реалии жизни приучили многострадального украинца по поводу каждого нового шага власти мысленно спрашивать себя: «Как это понимать?» и « Как это может ухудшить мою жизнь?». Такие и многие другие вопросы возникают в голове у жителя Киева в ответ на идею ввести в столице Украины карточку киевлянина. Но если житель любого другого украинского города или села, прочитав название статьи, подумал, что его это не касается, то он очень ошибается. У каждого дела, доб­рого или злого, есть свое начало. Вот киевляне и дождались...

Так о чем же, собственно, речь? В конце августа состоялся круглый стол на тему «Карточка киевлянина: какой она должна быть?». Организаторы - Киевс­кая городская ассоциация работодателей и ресурсный центр «Гурт». О том, какой в идеале должна стать эта «карточка киевлянина» и какие функции будет выполнять, еще в 2010 году сказал в своем интервью первый заместитель председателя КГГА А.Голубченко. Согласно его уверениям, карточка может быть:
1) идентификационным документом (удостоверением личнос­ти); 2) средством достоверного учета: персонифицированных данных граждан; льгот, которые предоставляются органами государственной власти и местного самоуправления; социального обслуживания одиноких нетрудоспособных граждан в территориальных центрах районов города; 3) средством реализации льгот, положенных соответствующим категориям граждан: в городском пассажирском транспорте (метрополитен, электротранспорт, автобусы и маршрутные микроавтобусы); при оплате жилищно-коммунальных услуг; при бесплатном получении или покупке медикаментов; при получении медицинских услуг; при регист­рации в льготных очередях - например, на получение средств передвижения для граждан с ограниченными возможностями или обеспечение средствами реа­би­литации и протезирования; при получении других льгот - например, бесплатного обеспечения твердым топливом; 4) дисконтной карточкой для оплаты товаров в магазинах и супермаркетах; 5) платежным средством, счетом для перечисления пенсий и адресной материальной помощи (по желанию граждан); 6) средством хранения информации медицинского характера (группа крови, медицинские препараты, вызывающие аллергические реакции, и т.п. - по желанию граждан); 7) средством хранения другой информации - например, о медицинском страховании, программах лояльности и т.п.

Все перечисленное выглядит очень привлекательно. Однако анализируя выступления большинства участников круглого стола и результаты общения, можем заметить: либо инициаторы этого проекта сами не понимают до конца, что именно хотят создать (и неважно, по какой причине это происходит), либо нас в который раз уже пытаются обмануть. По нашему мнению, на круг­лом столе доминировало именно это желание представителей органов власти. По их уверениям, на первом этапе главной целью нововведения под названием «карточка киевлянина» является «упорядочение льгот», а по сути - лишение этих льгот и без того малозащищенных слоев населения.

На чем базируется наша уверенность? Прежде всего на том, что начальный этап введения карточки призван ограничить проезд льготных категорий населения в городском транспорте. Ведь планируется установить турникеты во всех видах городского транспорта, сделав проход через них платным для всех без исключения льготных категорий населения, ежемесячно перечисляя льготникам на карточку для оплаты проезда аж по 120 гривен. Такую цифру назвал в своем докладе заместитель председателя КГГА Руслан Крамаренко, который в материалах, розданных во время круглого стола, дает такое разъяснение: «Мы знаем, что проездной билет стоит от 80 до 120 гривен в месяц, поэтому 120 гривен будут перечислены на счет каждого человека, который имеет на это право…».

Но, например, для незрячего метро - самый удобный вид транспорта, которым он пользуется не раз в день, а чаще. И как ему, учитывая выделенную сумму, ездить в метро? А тому, кто сопровождает незрячего?

А пытался ли кто-то вставить карточку в отверстие турникета с завязанными глазами? А снять с нее деньги без посторонней помощи? Попробуйте как-нибудь. Может, тогда поймете, почему большинство незрячих харьковчан перестали ездить в метро, как только ввели карточки. Трудно утверждать наверняка, потому что нет возможности получить официальную информацию, но по имеющимся у нас данным, тот самый чиновник, усилиями которого большинство харьковских незрячих были вытеснены из харьковского метрополитена, занимается этим «благородным» делом теперь уже на киевских просторах.

А как проехать через турникет инвалиду на коляске? Мало того, что по существующим стандартам спуск или подъем инвалида на коляске с помощью эскалатора может занять по меньшей мере час (проверено на собственном опыте), так тут еще и турникеты, не говоря о горе-пандусах. Вот и вспомните, когда вы пос­ледний раз видели в метро инвалида-колясочника?

Могут упрекнуть, что я преувеличиваю, что социальная карточка киевлянина, как было задекларировано на круглом столе, создается именно для того, чтобы увеличить специальные вып­латы упомянутым выше слоям населения. Однако почему-то никто из киевской мэрии, продуцируя эту идею, не спросил у общества, и прежде всего у малозащищенных, нужна ли такая карточка вообще. В течение многих лет проблемы инвалидов решали физически здоровые люди, которые, ничегошеньки в них не понимая, и сейчас продолжают эту практику, начиная с Кабмина и заканчивая сельским советом.

Возможно, у чиновника ка­кие-то свои соображения, а мы хотели бы получить ответы на очень простые вопросы: если карточка киевлянина действительно нужна, то чью конкретно жизнь и как именно она должна облегчить? Если же это коммерческий проект, который реализуется за бюджетные средства (вспомним, что турникеты кто-то должен изготовить и установить, а все это - деньги, и немалые), тогда что-то более или менее понятно. Но при чем здесь социальная составляющая? Ведь в результате может получиться вред и инвалидам, и всему об­щест­ву в целом.

Только после этого возможен профессиональный разговор о том, как вывести проблему из тупика и перевести ее решение в конкретную плоскость.

А пока что мнения граждан никто не спрашивал. Вероятно, чиновники считают, что ни одна из настоятельных проблем Киева не нуждается в таком внимании, как льготы для инвалидов и других малозащищенных слоев населения. Может, лучше было бы сосредоточиться на решении вопроса безбарьерности на транспорте (в частности и в метрополитене) и на улицах, на повышении пенсий и приведении их в соответствие к международным нормам и стандартам, на развитии отечественной экономики, что и позволит осуществить все перечисленные выше меры, а потом уже упорядочивать льготы?

А относительно того, что украинские инвалиды, пользуясь своими льготами, скоро будут жить, как в Европе, хочется заметить: в Европе такого понятия, как «льготы», нет вообще, вмес­то этого есть понятие «социальные гарантии».

Когда Украина начнет наконец выполнять взятые на себя обязательства и обеспечит инвалидам, как и другим малообеспеченным слоям населения, социальные гарантии, льготы будут не нужны. Да только складывается впечатление, что с инвалидов льготы снимут, а у чиновников, депутатов и других «самых бедных» и «самых заслуженных» они останутся. Возможно, все-таки следует ввести специальные налоги на роскошь, недвижимость, чтобы богатейшие граждане приняли на себя основное налоговое бремя? Хватит уже решать проб­лемы наполнения государственного бюджета за счет самых незащищенных жителей Украины.