UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОЛНЦЕ И МОРЕ НА ЭКСПОРТ

—Туризм вышел сегодня по прибыли на первое место в мире, потеснив нефтепереработку и автомобилестроение...

Автор: Валерия Бондаренко

—Туризм вышел сегодня по прибыли на первое место в мире, потеснив нефтепереработку и автомобилестроение. Конечно, торговля наркотиками и оружием вне конкуренции. Но самые быстрые легальные деньги могут быть получены от туризма.

Одни только немцы ежегодно вывозят на отдых за границу 82 млрд. дойчмарок. Безусловно, Египет, Турция, Греция и другие страны красивы и комфортны. Но ни одна из них не сравнится по красоте, разнообразию и лечебным ресурсам с Украиной. Поверьте, я объездил на своем веку немало стран… И говорить так имею все основания.

И вообще сам по себе Крым, как красивая девушка. Но неопрятная, непричесанная, в рванье и стоптанных башмаках. Ее отмыть, приодеть — любой турист от ее красоты голову потеряет.

За границей курорт привлекает «одежкой», у нас пока что — естественным очарованием.

Мы буквально ходим по деньгам и не поднимаем их исключительно в силу своей потрясающей инертности, медлительности и лени. Ведь чтобы их получить, надо приложить усилия, сменить пусть неудобные, но привычные условия жизни и потрудиться, — так считает министр туризма Автономной Республики Крым Александр Таряник.

— Александр Иванович, как проходит в Крыму этот туристический сезон?

— Очень непросто. Мы даже в некоторой растерянности.

И первое открытие, которое сделали, — это то, что народ проигнорировал государственные здравницы и пошел в частный сектор и пансионаты. То есть туда, где уровень цен соответствует качеству услуг. В результате, наиболее популярные ранее побережья Ялты, Алушты на сегодня востребованы не полностью.

Просто парадокс: в этом году приехало в Крым на 150 тысяч человек больше, чем в прошлом, а процент заполняемости государственных здравниц на 10% ниже и составляет 70%. Мы провели анкетирование. Оказалось, 71% отдыхает у частников.

— «Частный отель» для Крыма — понятие новое. Что оно в себя включает?

— Например, вот объявление в туристическом журнале. Частный отель в Судаке: двухкомнатный люкс, ежедневная смена белья, кондиционер, горячая, холодная вода круглосуточно, бильярд, караоке, ресторанное питание, парковка, семь минут от моря. Оплата — 40 долларов с человека.

В государственном секторе и за 100 долларов таких условий не найдешь. Они из-за непомерных налогов просто не могут себе это позволить. А владелец частного отеля — пожалуйста! Ведь он не платит сборы в госказну. И придраться тут не к чему. У нас до сих пор нет закона о частных отелях, есть только — о сдаче жилья в наем.

— И сколько в Крыму таких гостиниц?

— Думаю около пятисот, точно подсчитать невозможно. Нас туда не пускают — ведь это частная собственность.

— Получается, частники в который раз «обыгрывают» неповоротливое государство?

— Выходит, что так. Кабинетом министров уже подписано специальное постановление о внесении изменений в законодательство. Но к курортному сезону подготовить их не успели в силу ряда субъективных причин. Сейчас мы заканчиваем работу над этим документом и отправляем его в Киев. Только после его принятия можно будет дать юридическое определение понятию «частный отель» и регламентировать его деятельность, а соответственно — лицензировать.

— А значит, и взимать с них в полном объеме налоги? Кто же из частников на такое «самоубийство» решится?

— Вы правы, налоговый прессинг в нашей стране просто не вписывается в рамки нормальной человеческой логики.

Если платить все сборы, то сегодня с гривни прибыли она же на налоги и уходит. И все это сказки, когда говорят, что остается хоть что-то. Не остается ничего! Ведь кроме 30% государственного налога к нему приплюсовывается еще куча выплат: в Пенсионный фонд, фонд Чернобыля, инвалидов и т.д. А частники, да и госпредприятия смогут эффективно работать так: 40% государству отдал — остальное мое! А оно уже пусть само разбирается: куда и в какие фонды свои проценты перечислять.

— Но налоговики, собирая подати, взывают к человеческому состраданию. Еще и рекламы по всей стране полно, мол, «уплатил налог — обеспечил нормальное будущее своим детям»…

— Уж не знаю как насчет детей, но кормильцы семей, честно уплатив все налоги, рискуют пойти по миру. Вот и ищут обходные пути. В результате «по миру идет государство». Оно — «старуха у разбитого корыта», чрезмерная жадность которой приводит к тому, что вся инфраструктура туризма «прячется в тень». Скрыто 95%. И государство реально имеет 5—7%. В бюджет не попадает и десятой доли реальных поступлений.

— Во сколько сегодня обходится отдых в Крыму?

— Сейчас трудно найти как дешевый отдых (6—10 долл.), так и элитный (100 долл. и выше). Все остальное — в пределах 30—40 долларов в день.

— Сколько отелей готовы принять туристов на высоком европейском уровне?

— Немного. Это «Аркадия», «Ореанда», пансионат «Море» и гостиница «Ялта-интурист» И еще несколько здравниц поменьше. Хотя сейчас во многих пансионатах появляются корпуса с евроремонтом или отдельные еврономера. А так же ресторанное питание по заказу. Но дело в том, что даже это не является гарантией успеха. Есть масса примеров, когда в европейского уровня отелях относятся к человеку «по-совдеповски». Помню, одна одесситка подходит к стойке бара, рассматривает ассортимент и восхищается: «Ой! Сколько у вас соков. Дайте мне банановый! Нет—манго. Ой, нет — крыжовниковый. Ой нет…»

«Да что вы мне голову морочите, — возмущается бармен, — сначала определитесь, а потом заказывайте!»

На Западе работник отеля не отошел бы от клиентки, пока она не выбрала то, что ей нужно. А за такое обращение — попросту вылетел бы с работы.

Другой пример. Уборщица в еврокорпусе только что вымыла полы. Зашли несколько иностранных туристов и разговаривают.

«А ну, марш отсюда либо в гостиницу, либо на улицу! — кричит на них уборщица, — пол еще не просох, а вы натаптываете!

Туристы в ужасе. Спрашивают меня: «А для кого она эти полы помыла, разве не для нас?» В наших отелях до сих пор могут позволить себе позвонить человеку в номер и спросить: «А чего, собственно, вы не идете на завтрак?» Или: «Выходите немедленно! Мне надо убрать комнату!» До них никак не доходит, что человек приехал отдыхать, заплатил за это свои деньги, а значит, не он, а они под него должны подстраиваться.

— Получается, евроремонт в отелях сделать легче, чем «евроремонт» в голове? Есть ли у нас достойные внимания центры квалифицированного обучения и переобучения персонала?

— Есть школа и колледж в Симферополе, и частное заведение в Ялте. Но этого крайне недостаточно. Необходимо использовать для обучения каждую свободную минуту.

Например, зимой здравницы пустуют. Почему бы не потратить это время на изучение иностранных языков? Ведь необходимый словарный запас обслуживающего персонала — всего 100 слов. А то иностранец выходит утром и говорит: «Гуд монин», а ему в ответ: «Простите, что вы хотите?»

Это касается не только гостиничного персонала. Пройдите по набережной той же Ялты или по ресторанам Симферополя — меню на двух языках вы не увидите нигде!

Дело до казусов доходит. Пригласили меня французы в один из самых дорогих симферопольских ресторанов. Я на совещании задержался, приехал чуть позже. Смотрю, сидят мои французы и что-то официанту на салфеточке рисуют. Оказывается, таким образом пытаются сделать заказ. Захотели рыбу — нарисовали рыбу и волны, а официант в ответ рисует им барашка. Мол, нет рыбы (и это в Крыму!), а есть баранина…

— А вы сами иностранными языками владеете?

— Как большинство из нас, я тоже был «безъязычным», несмотря на институтское образование. Но выбрал момент, прошел курсы английского языка в Лондоне, кстати, там об Украине в целом почти не знают, а вот о Севастополе — наслышаны. Благодаря крымской войне, в которой принимали участие и англичане. Недалеко от Трафальгарской площади даже стоит памятник воинам, погибшим в этой войне. А их потомки до сих пор в Крыму посещают могилы своих предков.

— Что необходимо сделать в первую очередь для того, чтобы иностранцы потянулись в Крым не только на могилы предков, но и на его солнечные пляжи?

— Прежде всего, принять новый закон о туризме и как можно быстрее. Подготовлен он Государственной туристической администрацией, которую возглавляет Валерий Цыбух. Валерий Иванович — профессионал, занимается этим ни одно десятилетие и знает проблемы туризма изнутри. Я читал законопроект, более того, принимал участие в его разработке. Там все, как говорится, «разложено по полочкам».

Главное, чтобы этот документ как можно быстрее был принят Верховной Радой.

— Что, на ваш взгляд, сейчас особенно тормозит развитие туризма?

— Во-первых, — вопрос государственного дотирования.

До сих пор все здравницы закреплены за министерствами. Получается, что в одном министерстве все сотрудники болеют одними болезнями, в другом — другими?

На дотациях необходимо оставить несколько представительских здравниц. Причем с четкой регламентацией — кто должен платить 10%, а кто — полную сумму. Например, депутатов у нас 450, а им не хватает уже и 1500 мест. Почему их дети, внуки и родственники должны отдыхать за счет государства? Разве депутаты относятся к малоимущим и не в состоянии за них заплатить? Необходимо четко регламентировать категории льготников и закрепить это законодательно.

Сделать такие же четкие госдотации для малообеспеченных детей, чтобы они хоть месяц в году отдохнули на море, в том же «Артеке». А сейчас в лагерях стоимость одной путевки — 200—400 долл.

Вроде бы категории льготников определены. И профсоюзы о своих правах заявляют. Но денег нет и, соответственно, детей на море тоже! Не отдыхают эти дети, несмотря на все красивые слова о бесплатном отдыхе.

Надо четко разделить: кто платит, а кто нет. И придерживаться этого принципа. На дотациях должны быть туберкулезные здравницы и еще несколько санаториев, специализирующихся на лечении болезней, опасных для общества в целом. Остальные надо пустить на аукцион и продать. А «непродажные» закрыть или перепрофилировать.

— Есть ли примеры крупного инвестиционного вливания в гостиничный бизнес Крыма?

— Крупных очень мало. «Ореанда» получила 22 млн. от частной фирмы, которая ее приватизировала.

В гостинице «Ялта-турист» с этого года начнется реконструкция. Проводить ее будет частная структура, которая на аукционе приобрела контрольный пакет акций (67%). И конечно же, курортный комплекс «Море». Единственный комплекс в Крыму, который полностью отвечает европейским стандартам и имеет свои уникальные особенности. Он удачно вписан в настоящий парк реликтовых растений, которых насчитывается более двухсот видов, что создает все условия для круглосуточной естественной фитотерапии.

Что же касается чисто иностранных вливаний в туриндустрию Крыма, то единственный пример — Аквапарк в бухте Голубой Залив, который построили болгары.

Больше инвестиций нет и, думаю, не будет.

— Не будет до каких пор?

— Пока не изменим налоговую политику и законодательство. Наше государство берет на Западе огромные деньги, но в развитие туристической инфраструктуры не вкладывает ни копейки. Вот греки и турки эти средства брали и давали своим гражданам долгосрочные легкие кредиты. По таким правилам: берешься построить гостиницу на 300 мест за 5 млн. долларов на протяжении трех лет. Бери деньги и если уложишься в срок — вернешь 2,5 миллиона, и то — с десятого года эксплуатации.

У нас же до сих пор земля не продается, и государственных программ в этом плане вообще никаких нет.

Берег не укреплен, воды нет, очистных, энергосберегающих систем тоже, а вся эта инфраструктура десятки миллионов долларов стоит.

Был я в Египте, на Красном море. Смотрю — из песка трубы торчат. Объяснили — одна для воды, вторая — отводная, третья — электрический кабель. Их провело государство. И ждут эти три трубы своего бизнесмена, который захочет построить тут гостиницу и к этой инфраструктуре подключиться. А у нас вопрос стоит так: хочешь построить отель за 5 млн. — вложи еще 40 млн. в создание инфраструктуры.

— Получается, те гостиницы, которые годятся разве что «на дрова», могут купить только из-за наличия инфраструктуры?

— В принципе — да. Но она порой настолько стара, что дешевле провести новую.

— Какие еще проблемы?

— Мы продолжаем бездумно загрязнять полуостров. Не последнюю роль в этом играют фосфатные порошки и моющие средства, от которых уже весь цивилизованный мир отказался. И теперь заваливает этим ширпотребом наши прилавки. Фосфаты не поддаются очистке, попадают в реки и способствуют развитию ядовитых сине-зеленых водорослей, которые заполнили низовье Днепра и уже появляются в море. А они «убивают» воду.

И это притом, что у нас в Симферополе сделано открытие мирового значения по производству бесфосфатных моющих средств. Оно запатентовано, признано Минздравом и даже имеет экологический знак.

В фирму-изготовитель «Дакос» обращаются поляки, чтобы этот патент перекупить и начать производство у себя. Говорят, в мире не поверят, что Украина на что-либо способна, кроме Чернобыля. И что самое обидное — у нас это открытие попросту игнорируют…

Имеются проблемы и с очистными сооружениями, которые во многих комплексах безнадежно устарели.

Существует голубой флаг Европы, который вывешивают на экологически чистых пляжах. И те же немцы едут только туда, где есть такой флаг. Но для того, что бы его вывесить, нужно привести побережье в соответствие с западными экологическими стандартами. В этом плане нам очень помогли французы. Дали 100 тысяч долларов на установку по измерению качества питьевой воды. Да еще и уговаривали, измерьте, найдите пляж, который был бы достоин голубого флага. Наши отвечают: «А зачем?»

— Но все-таки хоть какие-то положительные сдвиги имеются?

— Безусловно.

Благодаря указу Президента Украины, значительно облегчено прохождение украино-российской границы, особенно в местах передвижения автотранспорта. Если раньше границу проходили за 10—12 часов, теперь за час-два. Меньше стало бумаг и документов, бюрократической волокиты в целом.

Отменена регистрация всех приезжих в Украину на три месяца.

Сейчас в Кабмине готовится программа функционирования Крыма как круглогодичного курорта, в которой есть и определенные финансовые приоритеты, и расстановка акцентов. Документ будет утвержден в самом ближайшем будущем.

Леонид Данилович Кучма дал указание провести инвентаризацию всех объектов санаторно-курортного направления, чтобы в дальнейшем определиться с целесообразностью их существования. Это первый этап. Следующий — то, о чем я говорил: приватизация, перепрофилирование и т.д. Это уже будут определять Фонд госимущества и специальная комиссия в Киеве.

— Насколько успешно удается внедрять уже принятые правительством меры?

— К сожалению, все происходит в соответствии с известным принципом: «хотелось как лучше, а вышло, как всегда».

Взять хотя бы постановление об отмене регистрации при пересечении границы. На границе просто ставят штампик о пересечении кордона и все. Но у нас с Россией режим безвизовый, и ездим мы друг к другу по внутренним паспортам. Так вот, во внутреннем паспорте России черным по белому написано: «посторонние отметки не допускаются», иначе паспорт считается недействительным.

Естественно, россияне не дают свой паспорт для отметки. Выпустили специальный регистрационный талончик на английском и украинском. В той же Турции анкеты дают на трех языках: русском, английском и немецком, чтобы привлечь россиян, и те к ним толпами едут. А у нас, говорят, талончики на русском, это не патриотично. А россиянин в эту анкету смотрит и спрашивает: «А что такое «прізвище»? При чем тут патриотизм, если это чистой воды экономика! У нас в Крыму из 4,5 миллиона туристов, половина — россияне. Они нам свои деньги везут, а мы их обратно «выпихиваем». Ладно. Вроде бы и эту проблему решили. Но карточек не хватило, и, несмотря на постановление Кабмина, полтора миллиона гривен на их изготовление не дали. Но люди в Крым все равно поехали. В результате пограничники не ставят штампы — некуда, а милиция может их оштрафовать, как незарегистрированных. Потом на границе нашли оригинальный выход из положения: выдавали листок бумаги, заставляли перерисовывать карточку и на этом «художественном полотне» ставили штамп...

Вот вам опять столпотворение на границе! В результате решил проблему один туроператор из Москвы. Договорились с ним напечатать такие бланки. А на обратной стороне разместить рекламу его фирмы. И он доволен, и людям хорошо, и из бюджета ничего тянуть не надо.

— Какая еще чиновничья самодеятельность мешает работе?

— Крым не может выдавать лицензии на право занятия трудовой деятельностью. И все потому, что в законе записано: «лицензии имеет право выдавать только центральное министерство или его филиалы в областях».

Но Крым — республика!!! И его (вместе с Севастополем) посещают более 40% всех туристов!

А в других областях, которые имеют на это право, лицензии не выдают, потому что такое количество туристов не въезжает.

В результате крымчане, чтобы оформить одну лицензию, вынуждены по нескольку раз курсировать между столицей и Крымом, проклиная наши законы. Неужели трудно Кабмину просто выйти с инициативой в Верховную Раду и добавить в этот закон Республику Крым.

Или еще.

Много ума не надо, чтобы написать в законе: «не пускать в страну машины, если за рулем сидит не хозяин или его близкий родственник». У россиян же закон такой: все равно кто за рулем, была бы доверенность. Вот нам и приходится отправлять машины обратно. Чаще всего — в этих авто женщины и дети, мужья которых не смогли поехать сами и наняли водителей, отправив с ними своих детей оздоровиться. Мы обратились в Кабинет министров с просьбой об отмене этого закона. Но реакции никакой. Мне лично, такие вещи непонятны.

— Александр Иванович, если оборудовать Крым «по высшему разряду» и принять соответствующие законы, какую прибыль государству он мог бы приносить?

— Более миллиарда долларов чистого дохода. В Хорватии, например, которая по населению равна Крыму (население около 5 млн. человек), именно столько денег оставляют туристы.

У нас может быть еще больше.

….Я так считаю: шахтер продает уголь, металлург — металл, а мы — море и солнце. Нас за это еще и критикуют. Мол, Крым на последнем месте по торговле на экспорт. А мы на экспорт продаем море и солнце! Только тем же металлургам деньги за границей еще «выбивать» надо. А нам их прямо на место сами отдыхающие и привозят. Главное, по-человечески к ним относиться, принимать как желанных гостей, с уважением, достоинством и любовью.