UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сокровища Украины на ощупь

Недавно в Киеве представили первые в Украине тактильные арт-альбомы о культурных сокровищах нашей страны и мира для людей с нарушением зрения.

Автор: Ирина Выртосу

Эти альбомы уже в скором времени получат пять специализированных школ, где учатся дети с инвалидностью по зрению, - в Киеве, Львове, Харькове, Одессе и на Волыни.

"Я училась в обычной школе. И когда учителя приносили какие-то иллюстрации или картины, я просто их не видела,- рассказывает председатель общественной организации "Борьба за права" Юлия Сачук, у которой инвалидность по зрению. -Думала, что искусство - это не для меня. Пока не увидела за рубежом, как можно его адаптировать, сделать доступным для незрячих людей".

Позднее, уже работая в сфере защиты прав человека, Юлию шокировало, что в специализированных школах почти нет материалов, которые помогают незрячим детям сложить представление о мире. На уроках географии, истории, биологии пользовались рельефно-графическими материалами, которые сохранились еще… с 1970–1980-х. До 2012 г. в классах не было современной карты Украины! Школьники учились по старым картам Советского Союза…

На донорские средства и при содействии волонтеров, Юлия Сачук с друзьями и коллегами инициировала создание сначала доступной для незрячих людей современной карты Украины, затем - схемы Киевского метрополитена (сейчас есть на каждой станции метро), а позже - и атласа мира.

"Наконец дошли руки и до искусства", - радостно улыбается моя собеседница и показывает два арт-альбома, только что вышедших из печати - "Сокровища культуры. Мир" и "Сокровища культуры. Украина" с тактильными изображениями художественных произведений в технике тифлографики, а также их описанием шрифтом Брайля.

Некоторых страниц альбома с образцами мировой культуры не хватало - коллеги с нарушениями зрения взяли их на "тестирование". Такое инклюзивное взаимодействие, когда к разработке продукта с самого начала приобщаются те, для кого собственно и создается этот продукт, наиболее эффективно, считает Юлия Сачук. В формировании списка из 30 экспонатов участвовали учащиеся, музейные ценители с инвалидностью по зрению, тифлопедагоги и другие.

В арт-альбомы вошли образцы мозаики "Богоматерь Оранта", скульптура Пинзеля, картины Василькивского, Мурашко, Яблонской, барочное шитье, петриковская роспись, гуцульская керамика.

Подобных художественных объектов в Украине очень мало. Эти альбомы бесплатно передадут специализированным школам.

К слову, один такой альбом из 15–17 произведений культуры стоит около 15 тыс. грн: это стоимость не только печати, но и всей работы, а это - коммуникация с музеями, отбор экспонатов, создание описаний, подготовка к печати.

Активисты из ОО "Борьба за права" сейчас ищут средства для печати дополнительных экземпляров - для музеев, библиотек, реабилитационных центров. Макеты альбомов они готовы бесплатно передать людям и организациям, которые хотят и могут их напечатать.

"Незрячие люди смотрят картину на ощупь. Смотрят! Я призываю употреблять это слово и не бояться", - настаивает Юлия Сачук.

"Произведение познается постепенно: если не разделять его на части, чтобы потом собрать целостный образ, произведение искусства не постичь", - убеждена и специалист отдела музейно-образовательной работы Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Ольга Гончаренко, которая в течение нескольких месяцев общалась с украинскими музеями. Запрос на культуру можно воспитывать, а для этого просто надо устранить барьеры, которые, в частности, людям с инвалидностью мешают знакомиться с искусством, считает Ольга.

Вообще музеями и учреждениями культуры интересуются не более 5–10% людей, вместе с теми, кто имеет инвалидность. Об этом говорит ведущий научный сотрудник отдела архивов НЦНК "Музей Ивана Гончара" Юлия Патлань: "Люди разные, музеи разные. Например, что касается архитектурной доступности, то труднее всего людям на колясках. Некоторые незрячие опасаются визуальных музеев, поскольку у них нет положительного опыта того, что в музее можно услышать интересный рассказ или осмотреть макеты музейных предметов. Но если музей радушно готов общаться с разными людьми, предлагает познавать новое, тогда люди пойдут - и незрячие, и зрячие".

Если физические возможности у людей не равные, то это неравенство должно компенсироваться доступностью и инклюзивностью, считает Юлия Патлань. Речь идет и о маркированной территории, которая поможет сориентироваться в пространстве. А для этого нужно решить проблему всех памятников архитектуры: насколько реально и возможно их адаптировать и архитектурно изменять.

Также на входе должна быть большая тактильная карта, которой можно без ограничений воспользоваться. Возле каждого важного памятника рекомендуют размещать 3D-модель объекта.

Для посетителей с нарушением слуха обязательно должны быть видеогиды на жестовом языке. Для незрячих - тактильная наглядность, аудиоописание.

Касаться произведений живописи нет ни смысла, ни необходимости, поскольку есть аудиоописание и рельефно-точечная копия на А4 с информацией шрифтом Брайля, которую посетителю дают в руки.

Рекомендовано формировать небольшие экскурсионные группы, чтобы обеспечить полноценное общение, максимально полное понимание произведения. Часто устраивают тактильные туры, когда посетителям дают перчатки и позволяют взять в руки оригинальную скульптуру.

К слову, для незрячих доступна экскурсия, когда они могут получить не только словесную информацию, но и задействовать как можно больше органов чувств: им дают возможность понюхать предмет, ощутить текстуру, материал, из которого он сделан, если есть возможность - попробовать на вкус и т.п.

Мировые и украинские музеи предлагают много разных услуг. Но все начинается с понимания, сможет ли посетитель самостоятельно дойти до музея от ближайшей остановки общественного транспорта, применены ли принципы универсального дизайна, когда дизайн предметов, среды, программ и услуг максимально безопасны и комфортны для использования. Ведь то, что удобно для незрячего человека, удобно и для детей, и для пожилых людей, которые уже не очень хорошо видят, и для кого-нибудь из нас.

"Самое главное - каждый работник музея, от директора до кассира, должен понимать, что мы работаем для людей", - подчеркивает Ольга Гончаренко.

Материал подготовлен при поддержке Украинского культурного фонда в рамках программы "Инклюзивное искусство"