UA / RU
Поддержать ZN.ua

Социальные реформы: невежество, популизм или циничное преступление?

Сравнивая теоретические и практические стандарты в области социальной политики европейского сообщества с неконтролируемым (или, может, наоборот?) социальным хаосом в Украине, вряд ли у кого-либо возникает сомнение, что социальной политики как целостного комплекса в нашей стране не существует.

Автор: Владимир Петровский

Сравнивая теоретические и практические стандарты в области социальной политики европейского сообщества с неконтролируемым (или, может, наоборот?) социальным хаосом в Украине, вряд ли у кого-либо возникает сомнение, что социальной политики как целостного комплекса в нашей стране не существует.

Самое печальное, что высокие должностные лица, так и не поняв ее особенностей, в лучшем случае ничего не изменили, а в худшем (как в последние годы) привели к обнищанию "і мертвих, і живих, і ненароджених". И при этом они за свои действия не расплачиваются политическим небытием, наоборот - идут на повышение в правительстве или в дальнейшем передают "передовой опыт" в парламенте.

Подробный анализ всего массива социальной политики Украины не укладывается в рамки этой публикации. Однако на отдельные, особо опасные моменты, связанные с незащищенными слоями населения, прежде всего инвалидами, следует обратить внимание безотлагательно.

Видимо, самыми горячими были и остаются проблемы с заработной платой. Уже на этапе потенциального получения работы перед инвалидом возникает ряд препятствий: практически вся инфраструктура не приспособлена к нуждам никакой нозологии инвалидности; довольно проблематично, несмотря на государственные гарантии, трудоустройство и прочие, не менее значимые проблемы.

На практике средства Фонда социальной защиты инвалидов, который получает штрафы за отсутствие трудоустроенных инвалидов, используются куда угодно, только не по назначению. Соответственно, эффект от такого трудоустройства нулевой, хотя среди людей с инвалидностью есть много высококвалифицированных специалистов в сферах экономики, науки, культуры, услуг. Есть среди них и те, кто получил профессию, обучаясь в реабилитационном центре на средства Фонда социальной защиты инвалидов, но самостоятельно трудоустроиться так и не смог. Реально это практически невозможно - такие люди не нужны работодателю. Таким образом, инвалиды (речь не идет о легких формах инвалидности, когда человек практически сохраняет трудоспособность, но имеет группу инвалидности) трудоустраиваются лишь теоретически, тем более что законом это не запрещено.

На практике все происходит очень просто. Инвалид, по сути, продает свою трудовую книжку, получая за это несколько сотен гривен в месяц. Разница между официальной зарплатой и теми несколькими сотнями гривен на законных основаниях идет в карман работодателя. Такое фиктивное трудоустройство позволяет работодателю не платить штраф в Фонд соцзащиты инвалидов: ведь существует законодательно установленная квота на трудоустройство инвалида. То есть ситуация выгодна всем: инвалид получает небольшую доплату к пенсии, работодатель защищает себя от потенциального штрафа, да еще и имеет бонус в виде вполне легальных наличных средств. По сути, "трудоустройство" трудовой книжки - рабство в законе, но каждый выживает, как может. Скорее всего, причина этого многолетнего очковтирательства не в злых работодателях, которым невыгодны слабые обещания государства, а в государственной политике, которая годами не способствует трудоустройству людей с инвалидностью, а элементарно обманывает как их, так и работодателей.

Но предположим, что человеку с инвалидностью повезло и он смог реально трудоустроиться. Действительно ли это можно считать счастьем? К сожалению, нет. У всех на памяти дебаты в ВР о крайне необходимом для спасения государства (а как же иначе!) налогообложения пенсий работающих инвалидов и пенсионеров. То есть работающий инвалид или пенсионер, уже уплатив установленные законом налоги с зарплаты, должен платить государству еще и налог из мизерной пенсии! И хотя сейчас эти позорные требования вроде упразднены, но кто знает, что нас ожидает завтра?

Есть еще одна проблема, связанная с трудоустройством инвалидов. Среди этих людей много действительно высококвалифицированных специалистов, которые постоянно совершенствуют свои профессиональные возможности. Жаль только, что характер их инвалидности не позволяет им самостоятельно выполнять некоторые действия и операции. Речь о невидящих людях или ограниченных в передвижении, которые нуждаются в профессиональном сопровождении, возможно, секретаря с должной квалификацией. Понятно, что таких специалистов нужно сначала соответствующим образом научить, но их наличие не только позволит лицам с инвалидностью полноценно работать, но и даст гарантированные рабочие места их секретарям-сопроводителям.

После развала Советского Союза была обнародована система льгот и привилегий, которыми пользовались тогдашние вельможи. Досадно говорить, но эта система кажется детской и наивной по сравнению с нынешней. Едва ли не каждый второй украинец сегодня имеет какие-то льготы, закрепленные законодательно. Может ли он ими воспользоваться? Чаще всего нет. Ведь наш госбюджет похож на истлевшую дерюгу. Потянешь в одну сторону - рвется с другой. Предоставив, например, льготы инвалидам, получишь нарекания со стороны чернобыльцев и участников АТО. И это понятно, поскольку на все в бюджете денег не хватит, тем более что суммарная стоимость этих льгот, по некоторым данным, превышает общую сумму бюджета. Поэтому, по нашему мнению, наконец, наступило время заменить льготы государственными гарантиями.

По сути, льготы - рудимент советской системы, который по разным причинам устраивал почти всех. Для власти система льгот означает доступ к неконтролируемому бюджетному ресурсу, ряд личных привилегий для чиновников, наличие ненужного в таких масштабах, но преданного чиновничьего аппарата. Существование льгот - веское основание для бесконечной песни о дыре в бюджете в едва ли не богатейшей по потенциалу и ресурсам стране мира. Все малозащищенные слои населения, в том числе инвалиды, хорошо понимают, что, прикрываясь ими, реализуют финансовые схемы государственного масштаба, однако ничего не могут поделать. С одной стороны, они полностью зависят от мизерной подачки, которая не равна даже прожиточному минимуму, не говоря уж об оплате жилья, лекарств, прочих ежедневных потребностей человека, а с другой - у них физически нет здоровья, чтобы оппонировать откормленным и зажиточным слугам обедневшего, отощавшего, законодательно стреноженного хозяина, то есть народа.

Европе хотелось бы иметь экономические, визовые, дипломатические отношения со стабильной, прогнозируемой, демократически ориентированной страной. А в таких странах ни субсидий, ни детей, пожилых людей и людей с инвалидностью за гранью бедности, ни льготной системы не может быть априори. Там существуют госгарантии, которые обеспечивают потребности людей в питании, проживании, соблюдении элементарных норм жизнедеятельности. Это - своеобразная обязательная потребительская корзина. И только в Украине назначить ее вместо льгот невозможно, не подкрепив реальными средствами по международным стандартам. Получается, на сегодняшний день государство не может уменьшить объем льгот, предусмотренных Конституцией, законодательством Украины и нормами международного права для детей, пенсионеров, инвалидов. Но по этим же нормам право на такие льготы имеют только обозначенные категории общества, а не кто-то другой.

В последнее время только ленивый в нашем государстве не обсуждает вопрос жилищных субсидий. Это действительно уникальное явление, доведенное теперь до классического абсурда, сквозь который проглядывает циничное лицо финансовой выгоды. Причем в результате ошибочной политики государства около 2/3 общества нуждаются в бюджетной помощи, а следовательно, фактически являются нищими.

Кроме того, по тем или иным причинам далеко не все инвалиды и пенсионеры получают субсидию, которую должны бы начислять им автоматически. Наверное, ни у кого нет сомнения, что все инвалиды, кроме одного, много лет безальтернативно представляющего интересы инвалидов и пенсионеров в органах власти, находятся за гранью выживания. Все другие физически здоровые люди, как во всем мире, должны зарабатывать на желаемый уровень достатка, а не висеть на шее у государства. Государство же, в свою очередь, обязано обеспечить им возможность зарабатывать на достойную жизнь.

Со всех экранов разнообразнейшие ответственные лица уверяют нас, что повышение ряда тарифов на коммунальные услуги компенсируется упомянутым выше 2/3 общества из госбюджета. Возможно, но население вообще никаких средств не получает, хотя большинство граждан, наверное, умно распорядились бы своими субсидиями. Однако если эти средства кому-то и будут предоставлены, то не им, а поставщикам услуг. А тут еще один переплет - далеко не всегда их предоставляют должным образом, а поставщик еще и может заявить, что упомянутая компенсация ему не поступила. И средний гражданин, потребитель этих услуг, не сможет доказать свою правоту, поскольку деньги платил не он. Астрономические суммы начисленных населению субсидий, в конце концов, могут оказаться неподъемными для госбюджета, что приведет к коллапсу всей системы предоставления коммунальных услуг.

Любопытно, а поднимались бы тарифы, если бы виртуальные средства субсидий шли непосредственно украинским гражданам? Может, такая схема не вводится именно потому, что она едва ли гарантировала бы возврат средств предоставляющим услуги от искусственно оформленных нищих?

Снова вспомним цивилизованную Европу, в которую вроде как идет Украина. В европейских странах гарантированную государственную поддержку имеют лишь пожилые люди, лица с инвалидностью и дети (семьи с детьми). Остальным государство создает условия для реального трудоустройства, получения достойной зарплаты, уплаты налогов и обеспечения таким образом людей, нуждающихся в государственной поддержке. Так, может, следовало бы воспользоваться опытом тех стран, в число которых Украина хочет войти? Забыть опыт страны и общественного порядка, которых уже нет, создать условия для того, чтобы трудоспособное население имело рабочие места, достойную зарплату, и предоставлять не субсидии, а государственные социальные гарантии действительно незащищенным слоям населения, обеспечив их не нищенским существованием и минимальной зарплатой, а гарантированным реальным прожиточным минимумом.

Еще одной из наиболее эффективных составляющих частей госгарантий, в которых нуждаются люди с инвалидностью, является финансовая поддержка всеукраинских общественных организаций инвалидов, представляющих интересы инвалидов на государственном уровне. Речь идет о государственной программе "Финансовая поддержка общественных организаций инвалидов и ветеранов (…)", через которую можно было бы осуществлять комплексную деятельность по реабилитации, трудоустройству, защите прав и т.п. лиц с инвалидностью. Однако в последнее время мы наблюдаем постоянные попытки ликвидировать эту программу или выхолостить ее суть, при том, что условия, в которые всеукраинские общественные организации инвалидов (ВООИ) поставлены пресловутым постановлением Кабмина №65 от 14 марта 2014 г., и без того довольно сложные. К тому же это - реальная угроза для эффективного существования ВООИ как инструмента гражданского общества в Украине.

Важной составляющей частью трудовой и психологической реабилитации инвалидов в Украине является создание и функционирование предприятий и учреждений ВООИ, эффективная деятельность которых способна не только играть значительную роль в процессе социализации людей с инвалидностью, но и уменьшить, в зависимости от эффективности политики государства по отношению к таким предприятиям (учреждениям), взрывоопасное социальное напряжение в обществе. От того, готовы ли соответствующие органы украинской власти на недискриминационных началах для всех без исключения предприятий разных ВООИ законодательно закрепить условия их налогообложения, предоставления систематических государственных заказов, гарантировать достойную зарплату и т.п., сегодня зависит их существование. Вряд ли это сложная задача, если понимать ее важность.

Несколько слов - о правах и свободах инвалидов. Даже беглый обзор законодательной базы убеждает, что такой всесторонней заботы об инвалидах, как в нашем государстве, нигде не сыскать. Различные законодательные и подзаконные акты, начиная с ЗУ "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине", охраняют и обеспечивают, обязывают и требуют соблюдения. Почему же тогда, куда ни глянь, мы констатируем невыполнение, несоблюдение и необеспечение? Если речь идет только о нехватке средств, то они в этом случае нужны далеко не всегда.

Наверное, следует констатировать и нехватку опыта. Все должны учиться неуклонно выполнять действующее законодательство и привлекать гражданское общество к решению общегосударственных проблем. Опять же, почему вопрос защиты прав, свобод и потребностей людей с инвалидностью не является проблемой в цивилизованном мире? Потому что на страже интересов отдельных членов государственного сообщества стоит сильное гражданское общество.

Видимо, проблема Украины - в отсутствии политической воли. Важно заметить, что не только исполнительная ветвь власти неспособна ныне решить многочисленные проблемы инвалидов, но и законодательная не спешит вносить изменения в соответствующие акты, которые обеспечивают равенство и недискриминацию. Да и судебная по большей части не желает отстаивать нарушенные права малозащищенных слоев населения, в том числе - лиц с инвалидностью.

Соблюдение прав и свобод гражданина является ключевым условием для признания мировым сообществом страны цивилизованной и демократической. Но как характеризовать явление, когда граждане, не имея возможности по состоянию здоровья (пенсионер, инвалид) трудоустроиться и реально работать, вынуждены торговать трудовыми книжками? Заметим, что пенсии часто не хватает даже на питание, не говоря уж о лечении. Оплата коммунальных услуг по новым тарифам сложится в сумму бЧльшую, чем пенсия. Затраты на ЖКХ, транспортные услуги, питание, одежду, наконец, на содержание многочисленной армии чиновников растут довольно быстро. При этом пенсионное обеспечение не только не возрастает пропорционально росту тарифов и инфляции, но и снижается из-за тех же факторов. Пенсионеры и инвалиды в потенциально богатейшей стране Европы находятся за чертой бедности; дети, как будущее нации, не защищены; население Украины стремительно сокращается. Нам скажут: война, экономика в упадке… Тогда почему одни вымирают, а другие количественно и качественно увеличивают доходы? Ведь по численности зажиточных людей и дорогих авто наше государство - одно из лидеров в мире.

Да, не все вопросы подпадают под определение "социальная политика". Но все они касаются ее. Украина прошла трудный путь, дважды сделав попытку перейти через Майдан к свободе и цивилизованному обществу. Обе попытки пока что трудно назвать удачными.

На наш взгляд, единственным выходом из сложившейся ситуации является срочная комплексная реформа социальной политики, и осуществить ее смогут те, кто действительно хочет перемен и понимает, как их сделать. У Украины уже очень мало времени на то, чтобы всем продемонстрировать свою политическую волю и отважиться на реальные, действенные реформы в социальной политике. Иначе мы превратим наше общество из союзников во врагов. Заслуживает ли такого народ с почти двухтысячелетней историей? Вряд ли. Да, несмотря на нелегкие испытания, украинцы с достоинством прошли свой исторический путь, сформировавшись как нация. Так справедливо ли снова и снова подвергать испытанию их на прочность, ставя под угрозу само существования нашего государства?