Поддержка правительства, привлечение профессиональных сотрудников, понимание со стороны общества, достойный заработок, использование возможностей, доступ к инвестициям - это шесть основных показателей, по которым в конце октября 2019 года Thomson Reuters Foundation в партнерстве с корпоративной программой Deutsche Bank's CSR Made For Good Globalв составила международный рейтинг "Лучшая страна для социальных предпринимателей в 2019 году".
Ситуацию в странах оценивали 664 эксперта из 44 стран.
Топ-10 - это Канада, Австралия, Франция, Бельгия, Сингапур, Дания, Нидерланды, Финляндия, Индонезия, Чили. Из наших ближайших соседей Польша занимает 35-е место, Россия - 23-е, Турция - 42-е. Украина - за пределами рейтинга, поскольку он составлен на базе 45 стран с крупнейшими экономиками мира по показателю ВВП.
Показатели международного рейтинга являются важным маркером для оценки состояния развития социального предпринимательства в Украине.
Социальное предпринимательство - один из мощнейших мировых трендов, набирающий обороты из года в год. Нет универсального определения этого термина, общее понимание основывается на том, что это деятельность, обеспечивающая решение социальных, культурных или экологических проблем бизнес-методами. Прибыль социальных предприятий не распределяется между основателями, а направляется на решение конкретных социальных проблем. Ключевыми видами деятельности социальных предприятий является трудовая интеграция социально уязвимых групп, предоставление персональных социальных услуг, развитие депрессивных регионов. Особый фокус - на использовании новейших технологий и инноваций для решения устаревших социальных проблем.
Единой статистики по количеству социальных предприятий в мире нет. Показатели ЕС свидетельствуют о 2,8 млн социальных предприятий в регионе. Только в Великобритании в 2018 году действовало 99 тыс. социальных предприятий, обеспечивших рабочими местами 2 млн человек (5% рабочей силы) и внесли вклад в ВВП страны в размере 60 млрд фунтов. Более половины стран ЕС приняли законы или разработали национальную политику, касающуюся деятельности социальных предприятий.
В Украине единственное официальное упоминание о социальном предпринимательстве на уровне политики есть в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года - содействие его развитию.
Каково же по показателям международного рейтинга нынешнее состояние развития социального предпринимательства в нашей стране?
Поддержка правительства
За три года реализации Стратегии развития МСП Минэкономики не сделало ни одного официального шага по содействию развитию социального предпринимательства. Чтобы помочь министерству, экспертные организации инициировали ряд мер.
В пределах проекта "Социальное предпринимательство в Украине: достижение социальных изменений по инициативе снизу", реализуемого при поддержке ЕС в Украине, в 2019 году была разработана Зеленая книга по социальному предпринимательству. "Это комплексный документ, описывающий феномен отечественного социального бизнеса, - отмечает автор документа, исполнительный директор Института инклюзивного развития Валерий Кокоть. - Именно он должен стать основой для разработки дальнейшей политики развития социального предпринимательства, которую в ЕС называют Белой книгой".
Весной 2019 года в Минэкономики был передан другой документ - Концепция развития социального предпринимательства в Украине. Она содержит предложения рабочей группы по развитию законодательства о социальном предпринимательстве в пределах проекта ОБСЕ "Предотвращение торговли людьми в Украине путем усиления экономических возможностей представителей групп риска". Более 20 представителей экспертных организаций и социальных предпринимателей выработали общее определение социального предприятия, его основных критериев и видения возможностей поддержки на уровне государства и органов местного самоуправления. Этот документ где-то "потерялся" в чиновничьих кабинетах.
Пока социальное предпринимательство не в фокусе правительства, органы местного самоуправления начинают по-новому смотреть на эффект, который оно может обеспечить для развития громад.
В декабре 2019 года состоялось учредительное заседание рабочей группы по разработке Программы развития социального предпринимательства в Виннице. "Социальное предпринимательство - один из семи приоритетов Программы усиления конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства Винницкой ОТГ, - отмечает директор департамента экономики и инвестиций Виталий Погосян. - Отсутствие законодательно закрепленного определения социального предпринимательства и государственных мер по его поддержке не ограничивает органы местного самоуправления в рамках полномочий реализовывать локальные меры по развитию, образованию и информированию. По доверенности Винницкого городского головы Сергея Моргунова мы начали разработку Программы развития социального предпринимательства".
Отсутствие нормативно закрепленного определения социального предпринимательства, а также государственной политики в этой сфере является препятствием для отдельных социальных бизнесов с точки зрения собственного позиционирования на рынке и популяризации своей деятельности.
Привлечение профессиональных сотрудников
По статистике, социальные предприятия европейского региона насчитывают свыше 13,6 млн сотрудников (7% работающих лиц в регионе). Для одних это драйвовое увлечение и личный проект развития, для других - первое место работы, приоткрывающее дверь на рынок труда после многих лет бездеятельности.
Украинская ситуация - не исключение, однако реалии отличаются. Из-за неимения средств основатели социальных предприятий вынуждены часто работать от года до трех на волонтерских началах, чтобы достичь точки безубыточности и иметь возможность оплачивать собственный и наемный труд.
"Мы выживаем благодаря тому, что наше пространство основано пятью женщинами-профессионалами. Поэтому такие вакансии, как менеджер по вопросам развития, PR- и SMM-менеджер, ивент-менеджер, бухгалтер, дизайнер и пр., мы закрываем сами, - делится опытом соосновательница социального предприятия Creative Women Space Даша Непочатова. - Первый год мы волонтерили. Немного погодя начали выплачивать себе небольшие "волонтерские премии", поскольку ту сумму нельзя назвать зарплатой. Первой объявленной вакансией была уборщица. Следующей - администратор креативного пространства. Это произошло на втором году нашей деятельности, когда почувствовали, что устали, выгорели и хотим заниматься стратегическими вопросами. Несмотря на это, нам удалось запустить еще одно социальное предприятие - кейтеринг Creative Women Food - и начать работу над запуском издательства Creative Women Publishing, а своими сервисами охватить более пяти тысяч женщин".
С другим спектром проблем сталкиваются социальные предприятия, предоставляющие рабочие места представителям уязвимых групп населения, в частности людям с инвалидностью. Наиболее распространенная проблема - нежелание людей с инвалидностью работать, или их родственников-опекунов - позволить им выйти на работу, поскольку боятся потерять льготы и пенсию. С этой проблемой столкнулась ОО "Гармония" в Виннице, когда в начале года открыли кофе-пойнт "Кульбабка", где работают три человека с инвалидностью. Уже почти год они ищут персонал для второй точки. Другая проблема - официальное трудоустройство лиц с инвалидностью (тех, кто готов к активной работе), ведь с некоторыми их диагнозами им официально запрещается работать.
Общение с социальными предпринимателями подтверждает, что привлечение профессиональных сотрудников в большинстве случаев является вызовом. С одной стороны, слово "социальное" очень часто ассоциируется с "бесплатным" и отпугивает специалистов. С другой - не хватает (особенно в начале) ресурсов для того, чтобы нанять нужный квалифицированный персонал. В международной практике эта проблема решается программами поддержки социальных стартапов, а специально разработанные мотивационные стимулы поощряют людей из уязвимых групп интегрироваться на рынке труда.
Понимание со стороны общества
Организаторы упомянутого выше международного рейтинга отмечают, что в среднем всего 54% населения знают о концепции социального предпринимательства и положительно относятся к ней. И хотя у нас никаких исследований по этому вопросу еще не проводилось, есть все основания полагать, что этот показатель намного ниже. Однако есть группа людей, которые готовы поддерживать этот новый сектор социальной экономики в Украине.
Благодаря общественной поддержке супруги львовяне Петр и Катя Ткачишины основали осенью этого года свое социальное предприятие - книжный онлайн-магазин "Буківничка", которая работает по такой схеме: благотворители и все желающие передают книги, в "Буківничці" их продают по ценам значительно ниже рыночных. На полученные средства покупают книги для детей из кризисных семей. Но без общественной поддержки эта модель работать не будет.
Именно благодаря огромной поддержке инклюзивная пекарня Good bread from good people, закрываясь из-за вынужденного переезда, получила возможность открыться вновь. Ее сторонники предложили новые помещения, помогали деньгами, предварительно заказали партию продукции. Пекарня открылась и сейчас работает на полную, чтобы отблагодарить всех и разослать заказы.
Единственный шанс сделать социальные предприятия узнаваемыми и понятными для общества - это активность самих социальных предпринимателей в популяризации своей деятельности. Кроме них, никто не знает, как они меняют этот мир к лучшему. Однако успешность этой задачи прямо зависит от наличия ресурсов и профессиональных кадров.
Достойный заработок
По мнению главной научной сотрудницы Института экономики и прогнозирования НАНУ и соосновательницы социального предприятия RE:ban Наталии Супрун, быстро достичь безубыточности начинающему социальному предприятию, как и любому малому предприятию, сейчас довольно сложно из-за дороговизны ресурсов и нестабильной и непрогнозируемой конъюнктуры рынка. Вместе с тем, чтобы быть успешным, социальному предприятию недостаточно просто производить качественный продукт - сначала ему надо "продать" потенциальным потребителям социальную ценность продукта, объяснить, для чего создан этот бизнес.
Социальное предприятие RE:ban, изготовляющее крафтовые изделия из использованных рекламных баннеров, большинство своего рабочего времени тратит на публичные презентации, популяризируя культуру повторного использования ресурсов и объясняя потенциальным клиентам, что изделия из бывших в употреблении материалов тоже могут быть модными и стильными. Именно поэтому о конкурентоспособных зарплатах пока речь не идет.
Однако если есть значительный спрос на услуги или продукцию социального предприятия, ситуация может сложиться иначе. Андрей и Татьяна Ивчатовы три года назад открыли социальное предприятие "Самотужка" - сеть фитнес-центров для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. За три года они смогли масштабироваться - открыть четыре центра в разных районах Киева, где работают 23 сотрудника, у каждого из которых - достойная зарплата. Однако таких предприятий на отечественном рынке единицы, и это на сегодняшний день скорее исключение, чем распространенная практика.
Новые возможности для дополнительных ресурсов и создания рабочих мест дает принятый в январе 2019 года Закон Украины "О социальных услугах". С января 2020 года, согласно этому закону, органы местного самоуправления могут закупать социальные услуги у социальных предпринимателей.
Однако эксперты говорят о наличии нескольких вызовов в сфере социального заказа и закупки социальных услуг:
- будут закупать лишь те услуги, которые будут отвечать стандартам Минсоцполитики, - а это определенный перечень требований к качеству предоставления услуг. Есть только единичные организации и социальные предприятия, которые уже работают согласно стандартам или готовы себя "подтягивать" к необходимому уровню;
- механизм компенсации предоставленных услуг, предусмотренный законом, отпугивает потенциальных предоставителей, особенно из числа благотворительных и общественных организаций. Многие из них помнят майский опыт киевской ОО "Джерело", которая, предоставив услуги для людей с ментальной инвалидностью, не получила компенсацию от КГГА, поскольку чиновники отменили свое решение после получения услуг.
И таких рисков в новом законе множество.
Использование возможностей
Повышенный общественный интерес к социальному предпринимательству создает для социальных стартапов разные возможности обучения. По данным координатора проекта "Социальное предпринимательство в Украине: достижение социальных изменений по инициативе снизу" Дмитрия Гаврилюка, только на протяжении 2019 года было проведено двенадцать гаражей идей, четыре хакатона и летняя школа бизнес-навыков по социальному предпринимательству в 13 городах Украины, охватившие свыше 600 участников.
В феврале Международная школа социального предпринимательства Selab презентовала 14 социальных стартапов - выпускников первой акселерационной программы. В ноябре стартовала вторая, объединившая 21 команду из разных городов Украины. "К уже "традиционным" предприятиям, ориентированным на трудоустройство и интеграцию людей с инвалидностью, в этом году добавилось несколько интересных проектов, направленных на трудоустройство пожилых людей, переработку вторичного сырья, популяризацию спорта и экологического сознания", - подчеркивает сооснователь Акселератора Selab Алена Калибаба.
Весной акселерационную программу для социальных предпринимателей провела Украинская социальная академия. В октябре запустился акселератор для социальных стартапов - ОО "Школа осознанного предпринимательства".
В 2019 году вышли в свет две книги - "Социальное предпринимательство: пособие для преподавателей" и "Пособие для тренеров по социальному предпринимательству", а также разработан новый онлайн-курс "Социальное предпринимательство и конкурентоспособность".
Обновленный курс по социальному предпринимательству апробирован в НАУКМА, УКУ и ХНУБА. В тренинге по преподаванию этого курса приняли участие преподаватели из 20 вузов Украины, что дает надежду на распространение преподавания этого курса в 2020 году.
Преимущественно все эти инициативы осуществляются благодаря поддержке международных доноров. И если завтра такой донорской поддержки не будет, иной альтернативы, кроме как коммерческие бизнес-школы для социальных предпринимателей, не останется, а это большинству будет не по карману.
Доступ к инвестициям
Нет инвестиций - нет развития. Индекс привлечения социальных инвестиций в Центральной и Восточной Европе 2018 года, изданный компанией Deloitte, показал, что в среднем мировой бюджет венчурной филантропии и социальных инвестиций в 2017 году составлял 10,7 млн евро. 14% глобальных финансовых ресурсов для импакт-инвестиций сейчас не задействовано, поскольку не хватает социальных предприятий, готовых брать инвестиции.
В Украине единственной постоянной возможностью получить инвестицию для социального предприятия является программа доступного кредитования для социальных предприятий, реализуемая Western NIS Enterprise Fund совместно со Ощадбанком и Кредобанком. По словам руководителя программы социального инвестирования WNISEF Василия Назарука, на протяжении 2019 года программа выдала два кредита совместно с Ощадбанком в Броварах (Киевская область) и Днепре на общую сумму 3,85 млн грн. "Кредиты были реализованы исключительно за счет револьверных средств, то есть средств, возвращенных банками-партнерами после успешного закрытия предыдущих кредитов", - отмечает Василий Назарук.
Единственным частным фондом, стратегия которого содержит поддержку социальных предприятий, работающих в интересах людей с инвалидностью и их окружения, является Фонд семьи Нечитайло. "На протяжении 2019 года мы инвестировали в два социальных предприятия на общую сумму свыше миллиона гривен, - делится директор Фонда Вита Миколаюк. - В начале 2020 года готовимся анонсировать программу, в рамках которой мы планируем предоставить долгосрочную финансовую и нефинансовую поддержку по меньшей мере 5–
10 социальным предприятиям в интересах людей с инвалидностью и их семей".
Фонд "Восточная Европа" поддержал запуск пяти социальных предприятий в Донецкой и Луганской областях. Среди них - кофейня "Поруч" в Краматорске. Часть прибыли этого заведения направляется на нужды Центра поддержки ветеранов и их семей.
Очень ценными являются инициативы по социальному инвестированию, которые начинает вводить бизнес. Летом этого года компания "МЕТРО Кэш энд Кери Украина" впервые провела социальную программу "Ты сможешь - МЕТRО поможет", в рамках которого поддержала четыре социальные инициативы, отвечающие как минимум одной из Целей устойчивого развития ООН и имеющие весомое социальное влияние.
Почти 4 млн грн. в этом году инвестировали криворожские предприятия "Метинвеста" в проведение Школы социального предпринимательства для представителей малого и среднего бизнеса и в поддержку запуска социальных стартапов - сети детских центров развития.
Несмотря на нестабильную политическую и экономическую ситуацию, в стране растет интерес к социальному инвестированию со стороны частных социальных инвесторов. Самым ярким свидетельством наличия такой тенденции в этом году является пример Ивано-Франковского проекта "Промприбор. Реновация". Юрий Филюк и команда проекта уже привлекли почти
4 млн долл. социальных инвестиций, которые требовались для выкупа помещения старого завода. Сейчас на заводе уже активно развивается новый бизнес-кластер по четырем направлениям: новая экономика, урбанистика, современное искусство и неформальное образование. 30% от прибыли направят в поддержку социальных проектов города, еще 30% - на льготную аренду помещений для общественных организаций и социальных инициатив.
Месяц назад киевский ресторан URBAN 500, открывшийся ровно год назад за средства пятисот социальных инвесторов, объявил о запуске первой грантовой программы. За первый год работы ресторан смог не только пересечь линию безубыточности, но и выйти в прибыль, необходимую для запуска социальной составляющей заведения.
В Харькове при поддержке социальных инвесторов в ближайшее время ожидают открытия социального ресторана "Снег на голову", в котором будут работать люди с ментальной инвалидностью. Неделю назад в Виннице был анонсирован новый проект "Коцюбинский 220", собирающий 220 социальных инвесторов для запуска социального ресторана в городе.
Однако имеющиеся ресурсы не покрывают всех нужд - их недостаточно для того количества инициатив, которые появляются благодаря всем школам и акселерационным программам.
Именно поэтому консорциум в составе четырех организаций - Silab Ukraine, WNISEF, School of ME, Child Fund Deutschland - объявил о намерении сформировать и пилотировать на протяжении 2020 года Украинский социальный венчурный фонд для поддержки социальных стартапов.
Есть ли перспективы для Украины?
Если бы на Новый год случилось чудо и украинский ВВП вырос в разы, то Украина оказалась бы в следующем рейтинге. Однако вряд ли текущее состояние развития социального предпринимательства дает основания гордиться результатами. И понимание этого должно побуждать к качественным изменениям.
В отчете международной компании PWC "Построение экосистемы для социального предпринимательства: уроки Нидерландов" указано семь ключевых рекомендаций, которые помогли стране, характеризовавшейся в 2012 году как "черная дыра" Европы, за шесть лет получить большое разнообразие социальных предприятий с годовым оборотом 3,5 млрд евро и созданными 80 тысячами рабочих мест. Среди основных рекомендаций: начинайте, а не ждите кого-то, кто сделает первый шаг; кооперируйтесь и стройте интегрированную экосистему; уменьшайте препятствия для социальных предпринимателей; инвестируйте в знания; используйте технологии для решения социальных проблем; не бойтесь делать что-либо иначе и распространять это.
Три наиболее важных ожидания для социальных предпринимателей в 2020 году: утверждение термина "социальное предприятие" на уровне Концепции развития социального предпринимательства; развитие экосистемы, обеспечивающей доступ к знаниям, менторской поддержке и ресурсам; перевоплощение части благотворителей в венчурных филантропов и социальных инвесторов, которые станут "ангелами" для новых социальных стартапов.