UA / RU
Поддержать ZN.ua

Социализация осени

Если первое подарено людям, то второе - пример выдуманного людьми.

Автор: Валентин Ткач

"Человеку, однажды ощутившему присутствие Бога, дарится большая благодать: не волноваться о пустяках".

Так говорил вуйко Дезьо

Кроме осенней привлекательности, складывающейся в фантастический карнавал спонтанных порядков, октябрь привносит нам и мощный навязанный порядок - переведение стрелок часов на зимнее время.

Если первое подарено людям, то второе - пример выдуманного людьми.

Что же касается второго, то меня всегда смущало это фантастическое коллективное действо, одновременно затрагивающее всех людей. И даже не его физиологические последствия интересовали меня, а механика солидарных действий, согласие по ним, их социальный феномен.

Кто-то радуется, что у него гаджеты сами перевели "стрелки" часов. А меня это огорчает. Гаджеты уже не просто администрируют наше время, они администрируют нашу жизнь - в кровати, на кухне, на работе, в пути, во время досуга и т.п., потому что мы позволили им администрировать Солнце.

Самая опасная подмена понятий современности - это отождествление человека с пользователем Сети. И, к сожалению, она отображает действительность и перестает быть подменой. Социальное окружение превратилось в "юзеральное". Общество в привычном нам смысле исчезает, ибо человек уже не социализируется, а гаджетируется.

Как-то методом проб и ошибок установил, что часы на моем телефоне отстают на одну минуту. Я об этом знал, но особенно не проникался. А со временем заметил, что постоянно, посматривая на часы, выполняю и арифметическое действие добавления единицы. Это стало надоедать, поэтому и решил как-то при случае поправить показатели часов. И однажды такое мгновение наступило.

Зашел в опцию "настройки". Часы показывали 09:59. Я быстро начал набирать 09:60. Раз, во второй раз, в третий. Табло же постоянно возвращало меня к 09:59. Я уже начал думать, что что-то "вломил", - это традиционная реакция в моем общении с необъяснимой техникой. Но параллельно возникла мысль, что я перехитрил прибор. Ощущение подъема еще не успело в меня внедриться, потому что на табло как раз загорелся показатель 10:00, как я понял весь "креатив" своих действий. Больше я гаджеты не испытываю, а покорно выполняю их предписания.

Знаете, как убедиться, что ты был мудрым? Сварить тыквенную кашу. Пойти в кладовку, достать с полки банку со сваренным летом абрикосовым джемом. Принести банку на кухню. Вилкой (именно вилкой!) набрать из банки джем и положить на кашу в глубокой мисочке. Потом присесть, все это вилкой размять, присыпать корицей, набрать много на вилку, положить в рот и смотреть вдаль осеннего двора за окном. Желтые листочки акации каплями спадают на землю, шуршат, а тебе слышится: "Зима спросит, где было лето".

Можно приготовить себе и другие вкусности из тыквы. Просто почистите ее, нарежьте дольками и, обваляв в муке, поджарьте. Несколько кусочков отваренного язычка, две веточки петрушки и ложечка аджики собственного приготовления расширят вкусовой диапазон.

Жареные дольки тыквы в тарелке - точно как жареная рыба. И по вкусу тоже что-то подобное угадывается. Считайте, что цена тыквы сейчас до 10 грн/кг, а цена картофеля - от 15 грн/кг и больше. Поэтому у меня кулинарный лайфхак - почему бы не делать из тыквы чипсы?

Что же касается аджики, я решил провести сравнительный анализ свежей, прошедшей ферментацию и остывшей в холодильнике, с прошлогодней, которой еще немного осталось.

Если бы у меня не стояла задача найти отличие, то ничего и не почувствовал бы. Вкусная и эта, и та. Но моя готовность к придирчивому вкусовому анализу все же сформировала кулинарное разночтение. Оно оказалось скорее эстетичным, чем вкусовым. Старая аджика, хотя и сохраняла остроту, вела себя как-то сдержанно, степенно. А молодая, тоже острая, была бодрой и словно суматошной: оно и не удивительно - первый кулинарный выход!

Сегодня утром, когда было еще темно и по старому, и по новому стилю, я пошел в кухню, чтобы выпить стакан воды натощак, как учит нас медицина. Потом еще должен лечь в кровать на 20 минут на правый бок, - тоже новые советы. Свет не включал и в темноте начал открывать термос с теплой с вечера водой. Собственно, свет мне и не нужен был, ведь этот утренний ритуал уже сформировал у меня комплекс фиксированных действий. Но через какое-то мгновение в обычную последовательность движений и звуков вмешалось новое обстоятельство, немедленно разбудившее меня: справа от меня на столешнице что-то булькнуло, и, пока я думал, что же произошло, волна восторга уже опередила мою мысль. Это в уголке квашеная капуста подала свой ферментированный голос. Я стал свидетелем "первого слова" нашей квашенной в этом году капусты! Я не прозевал его! На мгновение забыл и о воде, которую должен был выпить, и об утре, так как хотел скорее сообщить жене новость. Но вовремя опомнился. На кухне опять властвовала тишина, сонное состояние возвращалось ко мне.

Уже когда я лежал на правом боку в кровати, то подумал: "Какое же это чудо - квашеная капуста!". Это какая-то волшебная машина времени. Ежегодно она возвращает тебя в юность, потому что процесс квашения всегда новый, неповторимый, преисполненный неожиданностей и сюрпризов. Каждый раз ты вновь и вновь, как впервые, вспоминаешь рецепт, сечешь капусту и трешь морковь, все это пересыпаешь солью и ставишь под гнет. Потом заглядываешь в ведра: когда же она пустит сок? Затем ждешь, пока появится пена. Постоянными хлопотами является окружающая температура: не очень ли тепло в доме, - тогда ведра идут на пол, не холодно ли им там, - тогда ведра относятся на столешницу, а в духовке что-то печется, чтобы в кухне стало теплее. Высшим кулинарным пилотажем является точное угадывание, когда же капусту надо "пробить", чтобы она "дышала". И наступает едва ли не единственный случай в году, когда появление дрозофил на кухне тебя радует, а не беспокоит.

И так каждый год, всю жизнь - и словно впервые.

Уже когда на правом боку в кровати я снова засыпаю, то на грани сна сам себе приговариваю "фермен-та-а-а-ци-я!" в незабываемой интонации непревзойденного Анатолия Паламаренко - "яр-р-р-марка!". И воспоминания далекой юности, когда капусту квасил еще с мамой, убаюкивают меня.

В чем же феномен фантастических метафизических пространств: "картофель", "квашеная капуста", "домашнее вино", "квашеные огурцы" и т.п., которыми нас так щедро одаривает осень? Это подаренные, а следовательно спонтанные, порядки, формирующиеся из солидарных синхронных действий огромного количества людей, сплоченных вокруг общих положительных мотиваций. Это правдивый, а не выдуманный общественный договор, когда люди действуют так, словно обо всем договорились, но при этом не подписывали никаких соглашений, договоров, конвенций.

Поэтому когда сейчас, вместо того чтобы набрать "своей" свежей квашеной капусты из банки в кладовке, мы ищем в гаджете, в каком ближайшем магазине ее купить, мы теряем перевисание к общему чуду.

"Успех человека - в подаренном людям, а не в выдуманном людьми", - говорил мне вуйко Дезьо на Перевале. А я теперь думаю: а где же успех сосредоточен у юзеров? Не теряем ли мы поливанный бокал игристого молодого вина из бочки, получая вместо этого одноразовый пластиковый стакан порошкового напитка из тетрапака?

Как-то недавно я в хорошем настроении возвращался домой. Был праздник - кажется, Михайлово чудо. Зашел на базарчик и почему-то неожиданно купил грушки. Иду дальше, а навстречу мне знакомый почтенный человек. Я вместо "добрый день" протягиваю ему сумку с грушками и угощаю, а он без лишних церемоний берет грушку. Я предлагаю: "В пару". Он берет, мы смеемся и о чем-то еще недолго говорим.

Со временем я узнаю, что по народным установкам именно в этот день уместно сделать что-то хорошее. Вспоминаю день, вспоминаю знакомого и думаю, что лучше было бы грушками угостить кого-то другого: немощного, находящегося в затруднительном положении. Но вмиг меня что-то останавливает. И я распознаю это что-то: "И кто я такой, чтобы мерить добрые дела?".

Поэтому, очевидно, надо просто доверять своей судьбе. Не готовить и анализировать, а просто говорить добрые слова, делать добрые дела.