UA / RU
Поддержать ZN.ua

СНОВА НА ДОРОЖКЕ ЖАННА ПИНТУСЕВИЧ

В последнее время не было, как говорится, оперативного повода что-либо писать о Жанне Пинтусевич —...

Автор: Владимир Маевский
Жанна Пинтусевич

В последнее время не было, как говорится, оперативного повода что-либо писать о Жанне Пинтусевич — знаменитой украинской бегунье на короткие дистанции, красавице и умнице, участвующей уже много лет в самых престижных соревнованиях женщин на коротких дистанциях. Легкая атлетика удивительно разнообразна, в ней более сорока только официальных олимпийских видов. И среди них самые гордые, самые известные люди сосредоточены в спринте. Современный спорт дошел уже до того, что старинный тезис о трудолюбивом человеке, который может достичь мировых вершин, оказался несостоятельным. Увы, время чемпионов, берущих только трудолюбием и силой воли, прошло. Валерий Брумель был, может быть, одним из последних прыгунов в высоту, кто стал великим и всемирно известным при умеренном росте 185 см. Сейчас это уже невозможно. Мировой рекорд 2 метра 45 см, реально можно выиграть всемирные соревнования прыжком не меньше чем на 2,35 м, и нужен рост около двух метров или выше.

Талант спринтера не базируется на внешних данных. Одним из тех, кто побил рекорд легендарного Джесси Оуэнса, показав 10,1 секунды на стометровке, был «карманный спринтер» Айра Мерчисон ростом около 160 см. Просто он быстрее других переставлял ноги по дорожке. Бывают очень высокие спринтеры, но двухметровых среди них нет. В замечательном мастере спринта должно быть что-то скрытое от глаз, где-то внутри.

Вот такой скрытый от всех талант состоит в особой скорости сокращения мышц. Если попросить человека максимально быстро постучать рукой по столу, медлительный сделает некое хорошо различимое «тук-тук», а у одаренного пауз между стуками не различишь. Разумеется, это несерьезно, ненаучно, но раскрывает сущность вопроса. Человек без таланта спринтера может тренироваться всю жизнь два-три раза в день, но быстрее двенадцати секунд стометровку не пробежит, даже в конце спортивной карьеры. А это вообще-то третий разряд — для мужчин.

Мне повезло: я видел множество знаменитых спринтеров — мужчин и женщин. Видел много раз бег первой советской чемпионки Европы Евгении Сеченовой — легкий, стремительный, красивый, как всякий спринтерский бег, основанный на правильной технике отталкивания. Она ходила по стадиону такая же гордая и стройная, как Жанна Пинтусевич, только ее победный результат на чемпионате континента 1946 года был 11,9 секунды, а чемпионаты СССР она выигрывала со временем 12,0—12,3 секунды. Такие были в те времена рекорды.

Совсем миниатюрная, какая-то кругленькая Вера Калашникова, потом Крепкина, катилась по дорожке, как колобок, всегда улыбалась на финише. Она приехала в Киев из Вологды уже чемпионкой СССР на стометровке 1952 года с результатом 12,0 секунды, оказалась конкурентоспособной и в эпоху, когда 12 секунд у женщин на этой дистанции уже мало чего стоили. Побеждала Надю Хныкину-Двалишвили, Галину Виноградову-Попову, довела личный рекорд до 11,3 секунды, повторила мировой рекорд.

Присутствовал на Московской Олимпиаде при победе Людмилы Кондратьевой, которая перед финалом сказала: «Я никого не боюсь» — и выиграла! Это была уже эпоха стометровки со временем меньше 11 секунд у женщин.

Невероятный мировой рекорд перед Олимпиадой 1988 года в Сеуле установила красавица-негритянка Флоренс Гриффит-Джойнер. Она уже умерла, а ее время на стометровке — 10,49 — до сих пор недоступно даже для нынешнего феномена женского спринта Мэрион Джонс.

Жанна Пинтусевич (девичья фамилия Тарнопольская) появилась на свет 6 июля 1972 года и начала заниматься легкой атлетикой в Нежине, когда женский спринт уже давно вышел «из пеленок» и из 11 секунд. Чтобы бегать на мировом уровне, нужен был талант необыкновенный. К счастью, в ней сосредоточилось и трудолюбие, и крепкий характер, и великолепная скорость сокращения мышц. Первый ее тренер Виталий Лазаренко не видел особенных талантов у этой девчонки и понял, что ему попалась неординарная бегунья только после того, как однажды на соревнованиях по пионерскому четырехборью Жанна упала после старта и разодрала бок о тогдашнюю похожую на наждак гаревую дорожку. Окровавленная девчонка встала и кинулась догонять ушедших вперед соперниц! Это было нечто, заявка на будущее!

Потом ее талант проявился. Она стала известной уже в возрасте 15—16 лет, держа рекорды Украины вплоть до юниорских лет — недалеких от двадцати. Шла к своим вершинам трудно, меняя технику, меняя тренеров. И в сезоне 1997 года, когда позади была первая неудачная Олимпиада в Атланте, с помощью Валентина Бондаренко нашла гармонию движений, позволяющую лететь над дорожкой. С этим она вышла на чемпионат Европы в Афинах, едва не победила на стометровке сказочно талантливую негритянку Мэрион Джонс (их разделил на первую и вторую только электронный финиш), а в беге на 200 метров стала чемпионкой мира.

Потом был кризис, который сейчас, похоже, в очередной раз остался позади. В первом своем старте в сезоне на одном из этапов Гран-при Жанна не имела успеха, но почувствовала, что восстановление идет правильным путем. Потом ей удалось пробежать уже впритык к рубежу 11 секунд — 11,07. Это был сигнал к атаке. И вот в очень сильном международном забеге она показала лучшее время сезона — 10,93 секунды. Так еще не бегала в этом году даже великая и недосягаемая Джонс.

В начале августа в канадском Эдмонтоне пройдет чемпионат мира. Ясно, что Жанна на нем не будет статисткой. Она попробует повторить свой успех звездного 1997 года. Живет она практически уже в Америке, хотя имеет квартиру в Киеве. Она гражданка Украины и будет защищать спортивную честь нашей страны. Сейчас ее муж и тренер — Марк Блок. Человек создан для счастья, как птица для полета. Жанна всю жизнь искала свою счастливую звезду. Может, благоприятный момент настал как раз в этом году?