Адаптироваться в школьной среде первокласснику должны помочь родители
Ну вот наконец-то первые серьезные родительские хлопоты уже позади. Школа выбрана. Хоть и не супергимназия, специализирующаяся на изучении индонезийских наречий и астрофизики, но все же... И идти недалеко, и без плесени на потолках, и освещение нормальное, и доску не заставили сразу же купить, как в других подобных заведениях, и деньги на видеомагнитофон под предлогом паркета не собирали. Директор, на первый взгляд, ответственный, учительница внимательная. Да и класс небольшой, как-никак меньше полсотни, сделавших первый в своей жизни взрослый шаг.
И вот, облачив ребенка в форму, надев на плечи портфель и предварительно договорившись на работе о месячном отпуске, вы вместе переступаете школьный порог. Ведь хочется, чтобы все было хорошо! Но довольно часто родители вместо оказания реальной помощи перекладывают на хрупкие детские плечи свои взрослые желания и проблемы. Что и говорить, ребенок, получающий хорошие оценки, - мечта многих пап и мам, дедушек и бабушек. Видеть, как он легко со всем справляется, - бальзам на душу взрослых. А если нет? Как не упустить момент, когда сын или дочь медленно начинают терять интерес к учебе?
С вопросом, как действительно помочь первокласснику лучше акклиматизироваться в школе и избежать стрессовых ситуаций, я обратилась к сотрудникам Института психологии имени Г.Костюка Ирине КАРАБАЕВОЙ и Татьяне ГУРКОВСКОЙ.
И.К.: Прежде всего постарайтесь сами быть к ребенку внимательнее и добрее. Зачастую родители за месяц сентябрьского отпуска надеются свернуть горы, успеть все, что не сделали за последний год или два: научить сына или дочь бегло читать и сносно писать, быстро складывать в уме - одним словом, с самого начала усердно делать уроки. Но мы не учитываем то напряжение, в котором шести- или семилетний малыш высиживает несколько часов подряд в школе, пробуя сосредоточиться в кругу пока совершенно чужих ему людей. Для сравнения вспомните свои первые дни на новой работе…
Т.Г.: А с неустойчивой детской психикой еще тяжелее. Поэтому мы советуем родителям вместе с ребенком знакомиться со школой до праздничного 1 сентября: обойти несколько раз помещение, показать туалет, спортзал. Проследите также, что именно ваш первоклассник смотрит по телевизору. Если какой-нибудь американский фильм, где показывают учителя в виде монстра и школу, где царит полный хаос, то, наверняка, это подействует на него гнетуще. И если от настоящего учителя впечатление пока хорошее, то может возникнуть страх, вдруг и он станет точно таким же. Были случаи, что тревогу вызывал даже юмористический журнал «Ералаш». Ведь в этом возрасте подобный юмор дети еще не совсем понимают.
И.К.: Беда взрослых еще и в том, что право устать мы оставляем только за собой. И по возвращении из школы, вроде как по свежей памяти, сразу заставляем ребенка учить уроки. При этом хотим быстро и качественно получить результат. В ином случае - одергивание, морали и даже... побои. А использование учебы как меры наказания: «Будешь баловаться - сядешь делать уроки»? Этим вообще можно отбить охоту учиться.
Самое главное - избежать оскорблений в адрес сына или дочери. Гораздо лучше и эффективней использовать тактику поощрений. Например, за каждую неплохо написанную букву говорить теплые слова («молодец», «умница», «отлично получается» и тому подобное) - ведь ни для кого не секрет, что именно письмо дается труднее всего. Если у вас были в школе подобные проблемы, честно расскажите, что и у мамы (или у папы) сначала тоже не ладилось с письмом. Ребенок очень ободрится, узнав, что не только он один неумеха, а даже у таких близких людей, как мама и папа, были плохие оценки по письму. Но сейчас-то все в порядке - значит, и у него будет точно так же.
И ни в коем случае нельзя говорить, что ваш первоклассник в чем-то уступает другим детям. Стало уже привычной картиной, что встречаются две знакомые мамы и начинают обсуждать - при своих чадах, - что у них руки не оттуда выросли да и голова неизвестно чем наполнена, не то что у Юрочки из соседнего подъезда. Или появляется на пороге класса бабушка и кричит при всех: «Заберите скорее этого лентяя. У меня никаких больше сил нет». Недопустимо, чтобы и педагог позволял себе то же самое. Иначе ребенок постепенно свыкается с мыслью, что он неполноценный - срастается с одежкой, которую надели на него учительница и мама. Очень часто к нам приводят детей, которые сами заявляют: «Я - плохой». И мурашки бегут по коже от того, что оценка знаний становится оценкой личности и ребенок сам на себе ставит крест. Плохой в школе - значит, плохой во всем. Наказание в школе, наказание дома. А ведь как важно, чтобы с первым горем ребенок шел к понимающей, любящей и готовой защитить матери! Но в то же самое время постарайтесь быть объективной. Не стоит из-за каждой «двойки» бежать в школу и бить себя кулаком в грудь, что ваши дочь или сын самые лучшие. Может, они действительно не поняли тему. Гораздо лучше разобраться во всем дома в спокойной атмосфере.
Т.Г.: Может возникнуть и еще одно недоразумение. Очень часто учителя жалуются, что первоклассники невнимательны. Например, на призыв «Дети, откройте букварь!» мальчик Саша никак не реагирует. Дело в том, что ваш сын может даже и не подозревать о том, что он называется «дети». Ведь раньше все везде называли его только Сашенька. В подобной ситуации необходимо поговорить с ребенком, подчеркнуть, что он уже взрослый и обращаться к нему будут не только так, как он привык раньше. И, конечно же, предупредить об этом учителя. Как, впрочем, и о том, что ребенок плохо видит или слышит.
Важно также проследить, чтобы ваш ребенок был тепло одет (теплые носки или колготки). Ведь стрессы, особенно на стадии формирования организма, способствуют нарушению терморегуляции, то есть быстрому охлаждению. Тогда до болезни - один шаг.
И.К.: На первых порах, да и потом, в неудачах детей мы виним школу: плохая учительница, далеко не идеальная система образования, ужасный класс. Большинство из нас сваливают свою ношу на того, с кого потом с полной ответственностью можно спросить. Школа становится козлом отпущения. А между тем ребенок остается со своими трудностями один на один. Сосредоточиваясь на наших собственных проблемах, детских мы вовсе не воспринимаем. А ведь они больше связаны с окружающими его взрослыми.
Хотя и школа сегодня, как ни прискорбно это звучит, нередко напоминает рынок, где оценивается в первую очередь не сам ребенок, а кошелек родителей и их возможность доплатить за дополнительные уроки. Но излечить эту болезнь одним взмахом волшебной палочки вряд ли удастся. Гораздо лучше постараться сделать то, что в наших силах, - научиться любить своих детей независимо от оценок, такими, какими они есть. Я думаю, из книги Росс Кэмпбелл «Как на самом деле любить детей» можно много почерпнуть по этому поводу. Ведь жизнь впереди. Какими людьми будут наши дети, зависит именно от нас.