Как-то вяло проходят зимние праздники — Рождество, Новый год, снова Рождество и опять Новый год... Перед глазами бесчисленных толп прокатываются в ночной тьме магические нули больших чисел. И как-то даже отступает в глубокую тень осознание того, что третье тысячелетие является не самодовлеющим идолом с пустыми нулями-глазками, а всего лишь датой от рождения Христова. В такое время, пожалуй, есть смысл поинтересоваться участью Его дела, а не увлекаться числовой эклектикой.
Наверное, ни один теолог не станет отрицать, что Церковь (в собирательном, внеконфессиональном значении слова) должна жить «в миру». То есть служители любой конфессии, течения или религиозной группы должны проповедовать, учить, поддерживать в вере или же просто общаться с обычными светскими людьми, «мирянами». Собственно, это и является очевидным предназначением Церкви — хранить и передавать христианское учение, осуществляя духовную опеку над его адептами и обеспечивая надлежащее распространение новозаветной доктрины. И, соответственно, чем эффективнее выполняет Церковь свои апостольские и душпастырские функции, тем успешнее можно считать ее деятельность в целом.
Для выполнения этих задач церковнослужители всех времен и народов максимально пользовались транспортными и коммуникационными технологиями. Апостолы ходили по каменным дорогам Римской империи, проповедники плыли в заморские края на первых каравеллах. Церковь полномасштабно использовала изобретение газет и радиовещания. Автор, по вероисповеданию греко-католик, хорошо помнит, какое реальное культовое значение имели в период существования СССР транслируемые из Ватикана греко-католические богослужения, которые хотя бы частично компенсировали труднодоступность (и конфессиональные «отклонения») реальных церквей.
Однако сегодня и радио, и телевидение стали уже традиционными коммуникационными средствами. Новейшей и во многих аспектах далекой от полного усвоения или оптимального использования сегодня является всемирная компьютерная сеть Интернет. Она имеет принципиально иные возможности по сравнению с обычными коммуникационными средствами. Интерактивность, направленность на двустороннее общение кажется в некоторой мере пригодной и для выполнения душпастырских обязанностей. Если радио и телевидение давали возможность для широкомасштабной, но монологической речи-проповеди, то Сеть позволяет вести разговор как узконаправленный, приватно-двуличностный, так и разветвленный, не лимитированный ни количеством участников, ни их географическим местом пребывания. Группы людей, никогда не видевших друг друга, могут образовывать, вероятно, полноценные виртуальные общины. Вместе с тем Интернет-сайт портального типа, хотя никоим образом и не заменит живого священника или проповедника, может ответить на типичнейшие вопросы как верующих, так и ищущих. Кроме того, использование Интернета позволяет значительно удешевить распространение информации, поскольку для поддержки веб-сайта нужно намного меньше ресурсов и специалистов, чем для издания газеты или выпуска телепрограммы аналогичного масштаба.
С учетом всего этого практика использования Интернета религиозными конфессиями Украины не может не представлять интереса. Краткий обзор официальных (или, по крайней мере, похожих на официальные) веб-сайтов автор и хочет предложить читательскому вниманию.
Сайт УПЦ(МП) отличается взвешенным, хоть иногда и убогим оформлением и интуитивно-понятной структурой (для тех, кого регулярно подводит интуиция, имеется карта сайта). Предлагаются три возможных языка общения (украинский, русский и английский). Правда, предложение имеет скорее декларативный характер, поскольку, выбирая английский, пользователь получает короткое ругательное сообщение об «отсутствующих или ненайденных файлах» и т.д. На украинский сайт вроде соглашается, но на самом деле выдает лишь отдельные украинские заголовки, а основные тексты тихо и мирно дальше идут на русском. Скорость работы сайта, несмотря на не всегда целесообразную загруженность фреймами, можно считать хорошей.
Обновление информации на этом сайте происходит достаточно регулярно. Следует отметить, что, к сожалению, новости сайта УПЦ (как практически всех остальных религиозных сайтов) больны, если можно так выразиться, «самонаправленностью». Их содержание в отдельных случаях может интересовать... ну максимум непосредственных участников описываемых событий. Например, длительное время новостью номер один было информационное сообщение о проведении богослужения памяти преподобного Кукши Одесского и установление креста на колокольне одного из восстановленных храмов... Но, следует отдать должное, количество таких сообщений на сайте УПЦ можно оценить где-то процентов в 30, что в общих чертах не так уж много. Общее количество выставленных новостей хоть и не впечатляет, тем не менее остается «в рамках приличного», равно как и галерея размещенных тут фотографий. Статей в отделе аналитики не так уж много, и они не особо удачны.
Нужно отметить не очень высокое качество корректорской и редакторской работы — случается довольно много ошибок и опечаток.
Внимания заслуживает имеющий на сайте действительно большой (пожалуй, больше сотни названий) каталог христианских ресурсов украинского и русского Интернета. Что характерно, тут есть ссылки как на православные, так и на инославные христианские конфессии. Каталогом такого объема могут похвастать разве что римо-католики, но и у них веротерпимость не зашла так далеко, чтобы поместить ссылки на сайты других конфессий.
Библиотека с электронными текстами (работы отцов церкви, проповеди и т.д.), помещенная на сайте УПЦ, тоже является скорее приятным исключением для украинских порталов такого типа.
В общем, похвалы заслуживает как количество, так и качество информации, представленной на сайте УПЦ. Анализируя ее характер, можно прийти к выводу, что сайт предназначен преимущественно для верующих и иерархов этой конфессии и для посторонних посетителей, интересующихся деятельностью УПЦ (или просто ресурсами сайта). Текстов проповеднических, направленных на обращение случайных (или даже неслучайных) посетителей, на сайте нет.
Среди заслуживающих внимания технологических приемов можно назвать электронные голосования (едва ли не единственный имеющийся здесь элемент интерактивности).
Первое, что следует сказать о сайте УАПЦ, это то, ...что их на самом деле два. Подобным нездоровым «раздвоением личности» грешат и будто бы официальные веб-сайты других конфессий, но о них потом. Первый сайт УАПЦ размещен по адресу www.uapc.org.ua. Собственно, назвать сайтом совокупность информации, ютящейся по этому адресу, нельзя. Там есть одна страница с текстом, одна ссылка на довольно любопытный и информативный сайт Харьковско-Полтавской епархии и один электронный и физический адрес патриархии. Никаких иных ресурсов по данному адресу не замечено. Дизайнер этого чуда, очевидно, не страдал чрезмерно изысканным вкусом.
Зато набрав сложный и невозможный для запоминания адрес (https://www.ln.com.ua/~uaoc-ptr/), можно попасть на полноценный и довольно живо обновляемый сайт УАПЦ. Оформлен он со значительно большим вкусом, чем предыдущий. Последнее обновление состоялось в декабре 2000 года (а не в феврале, как на предыдущем сайте). Интерфейс довольно четкий и логичный. Скорость и точность работы можно считать едва ли не лучшей среди рассмотренных сайтов.
Набор рубрик здесь довольно традиционен — «Пресс-релизы», «Архив», «Галерея» и т.д., правда, общее количество информации не слишком велико.
Естественно, сайт кажется менее развитым, чем, например, портал УПЦ. Но любой посетитель заметит, что пополнения происходят более или менее регулярно, тексты написаны на хорошем украинском языке и тщательно вычитаны. Да и специфическая церковная и околоцерковная тематика здесь представлена довольно полно.
Сайт УПЦ(КП) страдает такой же патологической раздвоенностью, как и его предшественник от УАПЦ. Сколько-нибудь разумных причин, побудивших эту конфессию «застолбить» сразу два адреса (https://www.patriarch.com.ua и https://www. kievpatriarh.org), автор не обнаружил. (Возможно, было желание оставить за собой слово «патриарх»? Но ведь есть и другие комбинации...)
Первый сайт, с адресом «просто патриарх», очевидно, пока совершенно не поддерживается. Из семнадцати рубрик работает, кажется, только одна — «Новости». Собственно, это название явно неудачно — последнее дополнение датируется сентябрем. Сообщения здесь преимущественно политического характера и насыщены странными лексическими оборотами. Чего стоит одно лишь «Заява стосовно заяви» на церковном сайте! Язык и качество изложения ужасны — создается впечатление, что люди, набиравшие тексты, не потрудились их хотя бы перечитать.
Первое, что привлекает внимание на другом, «киевпатриаршем» сайте, — это массивное, подвижное изображение тризуба. И если поначалу можно усомниться в его уместности на церковном сайте (мелькают мысли о том, что крест был бы логичнее), то, познакомившись с содержанием, пожалуй, каждый поймет, что тризубу здесь и место. Следует отдать должное — пополнения здесь довольно регулярны, последним является рождественское послание. Есть и проповеди высшего иерарха. Рубрика светских новостей содержит преимущественно газетные статьи. Хотелось бы пожелать авторам большей требовательности к размещенным здесь текстам.
Сайт можно порекомендовать людям с четко выраженной патриотической доминантой в мировоззрении.
Что поражает на официальном сайте УГКЦ (Украинской греко-католической церкви), так это одноязычность. И не какой-то там ожидаемый галицко-украинский, а исключительно английский. Любопытно, это попытка неуемной интеграции в англоязычное Интернет-общество или, может, результат применения древней галицкой мудрости: «Свои разберутся, а чужим и знать не нужно»? В таком случае следовало создавать сайт на максимально специфическом галицком диалекте, т.к. «язык общения информационной эпохи» могут не понять и многие свои... В конце концов, как удалось выяснить автору после длительных и изнурительных поисков, существует и украиноязычная, «ну почти» идентичная версия этого сайта, размещенная ... в структуре Интернет-версии греко-католического радио «Воскресение». Причины такой конспирации остались невыясненными.
И если бы не эта загадочная языковая политика, то сайт производил бы вполне приятное впечатление. Интерфейс здесь непритязателен, но достаточно понятен и надежен. Скорость работы сайта можно считать вполне удовлетворительной. Оформление богато цветом, но не лишено вкуса.
По поводу содержания, то, кроме стандартно-энциклопедических сведений о греко-католиках и нескольких ссылок на посторонние (преимущественно римо-католические) сайты, здесь имеется серия посланий к мирянам, касающихся повседневной религиозной практики. Они приятно отличают сайт, ориентируя его на повседневные потребности верных (что особенно радует, так это украиноязычность подобных текстов).
Неожиданно богата здесь фотоколлекция икон, в которой каждое изображение сопровождается уместными и довольно интересными комментариями. Ну почему, почему только по-английски?!.
Что-то похожее на рубрику новостей здесь вполне заслуженно называется «последние дополнения». Тех, кто опрометчиво стремится к более богатому информационному потоку, отсылают к сайту радио «Воскресение» и газеты «Мета».
В общем, каждый, кто наберется терпения перечитывать англоязычные материалы или смелости пробираться через англоязычные меню к материалам на украинском, сможет найти немало интересной информации.
И на фоне такого языкового пуризма особенно выгодно отличается сайт римско-католической церкви, который можно читать по-украински, по-русски, по-польски и по-немецки. Еще три языка планируется запустить в ближайшем будущем. Несмотря на довольно красивое оформление, хотелось бы заметить, что дизайн здесь далек от максимально удобного. Для переключения между рубриками приходится отыскивать малю-ю-юсенькое окошечко с меню, кстати, не всегда корректно срабатывающее.
Если честно, то после нескольких минут блуждания по сайту украинской РКЦ возникает мысль, что на нем... ну, немного информации, вот и все. Может, планка требований к вселенской церкви в сознании поднялась слишком высоко, но последнее обновление здесь, очевидно, рождественское послание, после которого прошел почти месяц. И десяток, от силы — два, сообщений в рубрике «Новости» — явно недостаточно. Тем не менее выход творцы сайта нашли. Нашли, судя по всему, именно благодаря вселенскости церкви. С любой страницы здесь можно выйти в так называемый «Католический веб-круг» — систему ссылок на сайты этой конфессии в мире. Сколько их — автор не считал. Явно больше сотни. На любую тему. Любого размера, на любом языке. Хотя, следует отметить, наличие ссылок на мощные сайты единоверцев — это еще не повод пренебрежительно относиться к собственному сайту...
Подытоживая обзор, можно выйти на определенные общие закономерности.
На большинстве сайтов рубрику «Новости» следовало бы переименовать в «Сообщения», ведь три-четыре материала в течение месяца на звание «ленты новостей» в Интернете претендовать не могут.
Чуть ли не на каждом сайте (особенно православных конфессий), хотя бы в уголочке, если не на главной странице, примостилась фотография или рисуночек Софии, Киево-Печерской лавры, Михайловского Златоверхого. Это свидетельствует не только о факте отсутствия фантазии у дизайнеров, но и, очевидно, о скрытых желаниях получить какую-нибудь из святынь если и не в физическую, то, по крайней мере, в «интеллектуально-коммуникационную» собственность.
Однако не терминология и не оформление являются основной проблемой.
Удивляет, прежде всего, агрессивный дух православных сайтов (за исключением разве что УАПЦ). Такое впечатление, что немалая часть материалов делается не для собственных верных и даже не для случайных посетителей, а как очередной выговор противоположной конфессии. Особенно это касается сайта УПЦ КП, который изобилует заголовками агиток типа «Москва сдает церковные позиции», «О чем молчит Сабодан» и т.д. В свою очередь, краткое содержание рубрики «Аналитика» в УПЦ примерно такое: «Да устыдятся и исчезнут враги мои». Враги, конечно, не исчезают, а вот рубрику следует переименовать на «Анафемы».
Не больно много внимания уделили творцы церковных сайтов и тому, что мы праздновали двухтысячное Рождество. Которое является не просто круглой датой, а христианским юбилеем, имеющим свои законы и особенности (немного о специфике юбилейных годов написали римо-католики). И произошло так, скорее всего, даже не потому, что священнослужителям безразлична эта дата (достаточно послушать обычные проповеди, чтобы убедиться в этом), а потому, что они до сих пор не научились высказывать свои мысли надлежащим образом в электронном виде. Эдакая интернет-косноязычность.
К сожалению, все рассмотренные сайты не интерактивны. Общение с читателями (именно читателями, а не пользователями) имеет исключительно однонаправленный характер. Все, к чему сводится работа творцов сайтов, — это, в лучшем случае, регулярное пополнение электронных текстов. И все. Специфические возможности Интернета не находят надлежащего (а иногда — вообще никакого) применения. Ни один украинский сайт религиозной направленности не имеет службы регулярной рассылки новостей, не говоря о таких «вершинах интерактивной технологии», как чат, конференция и т.п. В общем, складывается впечатление, что новейшие интернет-технологии допускаются на церковные сайты только тогда, когда ими пользуются все более-менее профессиональные бизнес-, арт- и т.д. порталы. Такая консервативность церквей является в общем-то традиционной и взвешенной, однако ее следовало бы совмещать с такой же традиционной гибкостью. Ибо в электронном пространстве они далеко не единственные ловцы человеческих душ... И дай Бог, чтобы они были наиболее удачными ловцами