UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЛЕДЫ НА ПРОТАЛИНЕ

Украина — далеко не Ойкумена. Так что командировки-«путешествия» по родной стране, увы, крайне редко позволяют почувствовать себя Марко Поло...

Автор: Татьяна Пархомчук

Украина — далеко не Ойкумена. Так что командировки-«путешествия» по родной стране, увы, крайне редко позволяют почувствовать себя Марко Поло. Типичное убранство городов, скроенных на один лад, жизнь, кипящая только на привокзальной площади и рынках, да еще по праздникам — у церквей.

Бердичев, город-переросток, который, несмотря на размеры, не успел обзавестись даже троллейбусом, не исключение. А вот пульс у него пробивается — не совсем обычно для провинции — из здания бывшей городской управы, где нынче находится Дом детского творчества им. Александра Разумкова. В чем-то он схож с саймаковским «кукушатником», а то и «тучей будущего» Стругацких...

Огонь Гефеста не угас...

Судите сами. Где еще можно увидеть мастерскую, в которой школьники колдуют над расплавленным металлом, рождая из огня остывающую на глазах чудо-симфонию? А заковывать в металл сюжеты и образы их учит потомок великого Фаберже Николай Дидковский.

В творческом объединении «Гефест» школьники младших классов отрабатывают мастерство на пластилине. Обязательно по соседству со старшими, которые уже научились подчинять своей фантазии металл. Преемственность, знаете ли. Поэтому даже поделки начинающих, например пластилиновые маски, затвердевшие в специальном растворе, по-своему уникальны. А что касается старших...

«Твоих оград узор чугунный»... Возможно, эти строки Пушкина, посвященные Летнему саду, станут когда-то применимы и к Бердичеву. Когда откуют их для родного города воспитанники «Гефеста», как бог-кузнец отковал чертоги для олимпийских небожителей.

Не думай о Бердичеве свысока

Почему, кстати, заведение носит имя одного из сильнейших аналитиков новой Украины? Оказывается, именно здесь Александр Разумков изучал искусство художественного слова, здесь во многом формировалось его мировоззрение. Вот и не верь после этого в ауру стен! А в зале театрального мастерства раньше проходили заседания городской Думы. Столы же, за которыми восседали думцы, служат юным рукодельникам. А в нынешнем танцкласе когда-то вальсировали на вечерних балах, шурша кринолином, местные красавицы.

Тем не менее, путешествие по кабинетам Дома детского творчества ассоциируется отнюдь не с машиной времени. Это самые что ни на есть увлекательные смотрины детского мира, в котором все возможно — стоит только придумать и материализовать собственными руками. Вполне взрослая тщательность работ целиком совмещается с детской восторженностью перед миром. И в живописи, исполненной самых невероятных фантазий, и в рукодельных игрушках, хранящих частичку детского сердца и тепло детских рук, сделавших их.

Пока я рассматривала импровизированную выставку Синих Птиц местного счастья, из-за дверей доносились звуки фортепиано — шел урок хореографии. А где-то чуть дальше пели... Как же удается здесь в Бердичеве сохранять этот остров детства?

— С большим трудом, — призналась директор Дома детского творчества (сокращенно — ДДТ) Виктория Гончарук. — Тем не менее, у нас сегодня занимается около полутора тысяч детей и подростков. И только за последнее время их успехи отмечены дипломами лауреатов I—II степени на фестивалях «Таланти твої, Україно», «Жемчужина Юга» и «Утренняя звезда -2000», а вокальный театр «Краплинки» привез Гран-при с венгерского фестиваля «Веспринские игры».

В ДДТ юных бердичевлян обучают также в кружках джаза, гитаристов, ударников, народного пения в современной обработке, в фольклорной группе «Подснежник» и в хореографических ансамблях, драматическом театре миниатюр и театре художественного слова. Кстати, после того, как два бердичевских театра сгорели еще в революционную смуту вместе с винными складами, Дом творчества стал первым и до сих пор единственным пристанищем местной Мельпомены.

Каждому из нескольких десятков кружков и студий Дома творчества присущи индивидуальная неповторимость и своеобразная манера. Как и сплотившейся здесь своеобразной общине педагогов, где каждый — отдельное, фанатически окрыленное звено. И когда, случается, какое-либо выпадает, то оставшиеся чувствуют себя словно осиротевшими. Многие из тех, кто работал раньше в этом Дворце «искусства лепки личностей», уехали. Но почти никому из них не удалось полностью разорвать эту невидимую связь с прошлым, а кое-кто и вообще не смог в другом месте жить. Например, Юрий Гортовлюк, руководитель кружка ударных инструментов, принался, что с первых же дней поиска «себя» за границей думал о том... как вернуться назад. Может, потому, что каждый из нас стремится туда, где чувствует себя человеком.

Прежде всего, конечно, в плане востребованности. Увы с материальной оценкой труда у нас пока гораздо хуже. За 100 с чем-то гривен в месяц (хорошо, если регулярно) художники, хореографы и режиссеры все же умудряются ставить талантливые спектакли, готовить эксклюзивные концертные номера и уникальные поделки. А еще — стараются содержать в надлежащем состоянии сам дом, адаптировать кабинеты с комнатами, и даже подвал, наполовину залитый водой. Все — собственноручно. Государственная поддержка единственного в городе бесплатного (полностью!) учреждения дополнительного образования ограничивается редкими знаками внимания.

Конечно, местные власти эту несуразность прекрасно понимают и в большинстве своем обоими мандатами — и представительскими, и исполнительными — всецело за. Вот только… нет повести печальнее на свете, чем повесть о бюджете в горсовете...

Меценатству пока не сложена цена...

Поэтому совершенно очевидно, что колыбелям детского искусства даже самого высокого уровня сегодня не выжить без меценатства.

Банальное выживание не цель. Речь о развитии, совершенствовании. Но как, если детские коллективы ДДТ, постоянно приглашаемые на многие фестивали за рубежом, ограничены в возможностях поездок даже по Украине?

Увы, не секрет, что любому явлению с ярлыком «провинциальный» приходится пробиваться сквозь штурмовую полосу препятствий, чтобы доказать свою самодостаточность. ДДТ, которому впору бросать клич: «Ау! Где вы, наши бывшие выпускники? — собственно, и доказывать много не надо. Да и не пришлось бы, наверное, останься среди нас самый яркий его воспитанник, имя которого носит Дом детского творчества.

— Имя Александра Разумкова действительно тесно связано с нашим заведением, но добивались мы его не только потому, что он всегда шел нам навстречу с помощью, — посчитала необходимым уточнить Виктория Александровна. — Скорее, в силу того, что в наше время разброда и разрушения личности нужна опора, сильные, талантливые люди со стержнем. Такие, каким был Саша...

Трудно сказать, какому принципу он следовал больше: Островского — «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно....» или Ж.-Ж. Руссо — «Жизнь длится лишь мгновение; сама по себе она — ничто; ценность ее зависит от того, что удалось сделать. Только добро, творимое человеком, остается, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит.» Или — обоим сразу.

Мне легче сказать, что сегодня в Бердичеве действительно воспитывается (а не просто подрастает) наше талантливое будущее. Причем (не в укор мегаполисам будь сказано) благодарное. Вот только — помочь бы ему.