UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЛАБЫЕ АСПЕКТЫ «СИЛЬНОГО ЗВЕНА»

Именно туристическая отрасль может стать для Буковины тем «сильным звеном», через которое можно в...

Автор: Светлана Исаченко

Именно туристическая отрасль может стать для Буковины тем «сильным звеном», через которое можно вытянуть и решить длинную цепь ее социально-экономических проблем и превратить ныне дотационный регион во вполне самодостаточный, способный принимать туристов круглый год.

Мощный ливень, к сожалению, не позволил участникам общего заседания коллегий двух администраций — Государственной туристической и Черновицкой областной — сполна насладиться прелестями днестровских пейзажей во время открытия первого на Буковине водного туристического маршрута от Хотинской крепости до молдавской границы по фарватеру одной из крупнейших и красивейших рек Европы. Но как восторженно откликались на следующий день киевские гости! Даже то, что они увидели сквозь дождевую завесу в иллюминаторы комфортабельного парохода «Хотин», произвело на них неизгладимое впечатление. А главного туриста страны Валерия Цыбуха это путешествие, по его же искренному признанию, «убедило в том, что мы, чиновники Гостура, не знаем наше государство, не делаем попыток привлечь инвестиции в туристическую отрасль».

Столь же убийственной самокритикой было переполнено и выступление Валерия Ивановича с коллегиальной трибуны в стенах Черновицкой облгосадминистрации. Сегодня туристический потенциал страны, а он очень высок, используется менее чем на треть. А это прежде всего означает, что бюджеты всех уровней, от государственного до поселковых, недополучают значительных и вполне реальных поступлений. (Вот пример из выступления председателя Гостура, уже ставший в Черновцах легендой. Один преуспевающий буковинский бизнесмен, не найдя общего языка с черновицкими чиновниками, а это отдельная тема, перешел Черемош и построил в селе на соседней Франковщине превосходный туристический центр. Так вот, если раньше бюджет этого села насчитывал 2,5 тыс. гривен, то теперь на три порядка выше — 2,5 млн. со всеми отсюда вытекающими благодатными последствиями.)

Чтобы нарастить этот потенциал и сполна использовать данные Богом возможности, о которых в других странах могут только мечтать, нужны не только время и деньги, но и разумные управленческие решения. Обидно, но на уровне Кабмина до сих пор не принято положение о механизме проведения единой в стране системы сертификации и стандартизации туристических услуг, без которой невозможны качественные сдвиги в отрасли. Хромают и ее количественные показатели. Как выяснилось, в стране хронически не хватает отелей — нужно выстроить 20 тыс., а из имеющихся лишь каждый десятый соответствует международным стандартам (зато звездочки все рисуют себе, как хотят и сколько хотят, будто на борту истребителя). До сих пор отсутствует приличная туристическо-сервисная инфраструктура вдоль трансграничных коридоров, хотя Украина могла бы на этом зарабатывать приличные деньги. Ведь из девяти таких коридоров Европы три проходят по нашей территории (ни одно государство не имеет больше такой роскоши). Не работает на полную мощность сеть санаторно-курортных комплексов.

Настоящая беда в области с кадрами — управленцами, исполнителями, обслугой. Но, несмотря на это, мало что делается для исправления ситуации. Мизерным является вклад органов власти в популяризацию Украины в мире как привлекательной страны для всех без исключения видов отдыха — экзотического, экстремального, водного, горного, оздоровительного, этнографического и даже, по желанию, одновременно всех вместе взятых. Для сравнения, подчеркнул г-н Цыбух, соседняя Турция ежегодно расходует из бюджета 65 млн. долл. для создания имиджа мирового туристического государства (эти миллионы потом возвращаются сторицей, ведь кто сегодня не знает о турецких курортах и не стремится на них побывать?). Не отстает от нее и Румыния. А у нас бюджет может расщедриться лишь на какие-то 3 млн., да и то гривен.

Буковина — это довольно протяженная граница с Европейским Союзом. Это врата государства на Балканы, через которые Украине рано или поздно (желательно, конечно, как можно быстрее) входить в европейское сообщество. (Жаль, но сейчас эти ворота отчасти успешно используются для всех видов контрабанды.) А потому современная туристическая инфраструктура Черновицкой области должна стать одним из первых пунктов повестки дня работы Государственной туристической администрации Украины.

Ясное дело, никто не снимает ответственности с местных органов власти как Черновиц, так и области за то, что туристическую отрасль, в отличие от Ивано-Франковщины, на Буковине до недавних пор не жаловали. Как справедливо отмечалось на совместной коллегии, уже давно можно было провести инвентаризацию общих объектов, принять меры по их строительству, реконструкции и модернизации материально-технической базы, определить границы охранных зон природно-заповедного фонда, обновить информационный банк данных, начать работу с привлечения инвестиций. Особенно отечественных, учитывая то, что в область за год поступает до 200 млн. долл. от буковинцев, работающих за рубежом. Значительная доля этих финансов вполне могла бы послужить развитию туризма на Буковине с пользой, кстати, и для их обладателей.

К чести нынешнего руководства Черновицкой облгосадминистрации, туристическая отрасль признана стратегически важной для успешного социально-экономического развития края наряду с углубленной переработкой лесосырья и сельскохозяйственной продукции не только на бумаге. Но как бы ни старался губернатор Михаил Романив построить туристический рай в отдельно взятом регионе, осуществить это без действенной поддержки Киева почти невозможно.

Сильнейший тормоз для буковинского туризма — дороги. Они в ужасном состоянии, особенно в горных районах. А наиболее инвестиционно привлекательные участки для развития туристической инфраструктуры расположены как раз в карпатских горных долинах вдоль трассы Путила—Селятин—Шепит, вплоть до Румынии. Но от этой трассы сегодня одно лишь название. Если учесть общемировую тенденцию, что после трагедии 11 сентября подавляющее большинство туристов пересело за руль автомобиля, то можно утверждать, что Украина с разбитыми черновицкими дорогами окажется на обочине европейских туристических потоков. Хотя могла бы занять ведущее место. Строительство магистралей мирового уровня на территории Буковины — общегосударственное дело. В конце концов, три мощных трехполосных автобана в Румынии, уже упершиеся в украинскую государственную границу, проходящую по Буковине, возводились далеко не силами и средствами Сучавского уезда.

Предполагается, что лет эдак через десять путешествовать будет едва ли не шестая часть населения планеты. Уже сегодня туризм является не просто важной составляющей образа жизни. Он определяет его качество, особый стиль. Вместе с тем, к сожалению, известное выражение «увидеть «Прадо» — и умереть» грозит из яркой метафоры превратиться в жестокую реальность. Не случайно все чаще взоры желающих попутешествовать по Европе обращаются к ее востоку, особенно Карпатам. Буковина с ее гостеприимными людьми, благодатным климатом, комфортом, целебными источниками, богатой историей и яркой этнографией имеет все шансы стать центром мирового туризма. Возможно, майский ливень на Днестре все-таки хорошо освежил представления о Черновицкой области чиновников из Государственной туристической администрации страны, ведь, по большому счету, туристическое будущее Буковины зависит от них.