UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сколько угодно счастья. За ваши деньги

Немного найдется в мире религиозных организаций, которые могли бы заявлять о своем успехе так громко и безапелляционно, как это делает Церковь сайентологии...

Авторы: Тарас Паньо, Екатерина Паньо

Немного найдется в мире религиозных организаций, которые могли бы заявлять о своем успехе так громко и безапелляционно, как это делает Церковь сайентологии. «Самая быстрорастущая религия мира». «Звезды»-последователи. Полвека книга отца-основателя в списках бестселлеров. Непрекращающиеся судебные процессы. «Страшилки» в прессе. И «истории успеха» — несть числа. «Все в моей жизни рушилось». «Мне было сложно познакомиться с девушкой». «Врачи на меня махнули рукой». В каких только контекстах не приходится встречаться с подобными вступлениями.

Впрочем, люди трезвомыслящие утверждают, что все далеко не так радужно. «Сумасшедший успех» сайентологии в мире, по их мнению, существует в основном на бумаге и в обращениях руководителей церкви, стремящихся, согласно маркетинговым наставлениям, громко докладывать об успехах и «затирать» поражения, создавая «позитивный потребительский имидж».

Странно говорить о религиозной идее как о товаре. Странно не только нам с нашими патриархально-христианскими традициями — правительства вполне либеральных стран Европы периодически начинают сомневаться в исключительно религиозном характере сайентологии и начинают требовать с адептов налоги. Их можно понять. Сайентология — пример того, как на религии можно делать деньги. Ведь прелесть религиозных организаций в том, что платят им — главное, убедить буратин расстаться со своими сольдо. А карабасы-барабасы из налоговой и прочих органов пускай учат наизусть закон о свободе совести. Сайентологический культ — действительно доходное предприятие. Начиная с того, что это единственная в своем роде религия, в которой существует практика патентования и лицензирования «священных текстов», практик, символики и даже самого названия.

По мнению религиеведов, сайентология целиком отвечает определению «эклектический культ». В сайентологии вы найдете все, что захотите. Похоже на психотерапию. Похоже на исповедь. Похоже на сетевой маркетинг. Повезло, однако, сайентологам, что ни Христу, ни Будде не пришло в голову ничего патентовать и лицензировать. Эклектический культ — это не только от недостатка воображения и постмодерной уверенности в том, что ничего нового все равно не придумать. Эклектический культ это еще и удобство в общении с потребителем.

Что характерно, о существовании «врагов» в сайентологии эксперты и сами «официальные сайентологи» молчат. Ужастики о «подавляющих личностях» (невосприимчивых к учению и практикам, попросту трудновнушаемых людях), опасных для продвижения сайентологии к светлой цели «клирования» всепланетарного масштаба, обычно можно встретить в статьях антисайентологов, цитирующих сформулированные Хаббардом правила «честной игры» (предполагающие немилосердное отношение к этим людям). Сайентологи и близкие к ним эксперты утверждают, что эта часть учения Хаббарда после его смерти была «вычищена» из учения, и оно с тех пор стало кристально человеколюбивым. Но, во-первых, как тогда относиться к текстам, выставленным на сайте Центра религиозных технологий — этого аналога инквизиции и одновременно держателя прав на товарные знаки сайентологии и дианетики? А во-вторых, странная религия, где к текстам отца-основателя относятся так избирательно — тут читаем, тут не читаем, а тут рыбу заворачиваем.

Во второй половине 90-х сайентология (вернее, дианетика) пришла и в Украину. На сегодняшний день по слухам, наполняющим коридоры киевских правоохранительных органов, есть люди, практикующие дианетику и исповедующие сайентологическую религию и в ближайшем окружении президента Украины.

Источник в Управлении СБУ г. Киева поделился наблюдениями за тем, как сайентология проникает в украинские массы. Например, некоторые кадровые агентства начинают свою работу с кандидатом с того, что предлагают ему пройти тестирование — что-то вроде «Оксфордского теста» сайентологов, что по закону Украины кандидат делать не обязан, к тому же клиента не ставят в известность о том, что это за тестирование и для чего его проводят. Еще одним способом проникновения называют внедрение управленческих технологий Хаббарда на предприятиях Украины. По договору с начальником фирмы специалисты работают с персоналом — тестируют, проводят курсы, лекции, в результате чего, как говорят менеджеры, «повышается эффективность» персонала, готового отныне работать больше, а просить меньше. По данным сотрудников СБУ, подобная работа с предприятием со 100 сотрудниками будет стоить руководителю около 50 000 долларов. Однако в Украине пока нет настолько крупных предприятий, внедривших технологию управления Хаббарда, как в России, где в числе «обработанных» называют ГАЗ эпохи губернаторства Б.Немцова и
КамАЗ. Тем не менее, ни один орган государственной власти не проводит в Украине экспертизу психологического воздействия сайентологических (впрочем, как и любых других) методик. Этим по идее может заниматься Институт судебной медицины, но им для работы необходим заказ со стороны заинтересованного государственного органа — и соответствующая оплата. А платить, равно как заказывать подобные исследования, у нас пока никто не готов.

Екатерина ПЕНЬКОВА, ответственная за связи с общественностью Церкви сайентологии в г.Киеве

— Почему Церковь сайентологии не зарегистрирована в Украине как религиозная организация?

— В 2004 году мы подавали документы в городскую администрацию на регистрацию и получили отказ. Совсем недавно пытались зарегистрироваться в государственном департаменте по делам религий, но забрали документы.

— Почему?

— Поняли, что нам откажут — обстановка для нас пока неблагоприятна. К сожалению, решения в департаменте пока принимаются не слишком объективно.

— Почему же вы не подали в суд?

— Не хотим. Это дорого. И долго. Да и судебная система наша не очень совершенна — мы понимаем, что нам придется пройти все судебные инстанции, и каков будет результат, непонятно. Вот, например, Московской церкви пришлось подать иск в Европейский суд по правам человека. Решение должно быть вынесено летом. Мы его ждем, потому что это европейский суд, и его решения несомненно должны отразиться и на ситуации в Украине. Мы готовы сотрудничать и работать в тех рамках, которые удовлетворяют государство. Но нам отвечают: зачем вам регистрация? Вы себе существуете — мы вам не мешаем. А регистрировать по украинским законам необязательно.

— Так зачем же вам регистрироваться? Существуйте себе, раз никто не мешает.

— Мы бы хотели получить статус юридического лица. Тогда у нас было бы больше возможностей. Мы бы могли снять приличный офис. Иметь печать. Не иметь проблем с получением груза из-за границы. Бывает такое, что приходят книги на таможню, а мы, не являясь юридическим лицом, не можем их получить.

— Насколько нам известно, церковь сайентологии действует не только как церковь, но и через центры дианетики, которые имеют статус общественных организаций. Они же в состоянии выполнить необходимые юридические формальности?

— Это неправильно. Мы все-таки религиозная организация, а не общественная. Практика регистрации религиозных организаций как общественных существует в России, где закон для религиозных и общественных организаций общий. Но в Украине это разные законы. Мы — религия, и должны быть зарегистрированы как религия. У нас религиозный культ — мы проводим наречения, отпевания, венчания, практикуем одитинг. Это духовные практики. Это, кстати, описано в экспертизе Института философии.

— А кто заказывал это исследование?

— Это исследование сделано по заказу Церкви сайентологии. Мы заказали его, когда собирались подавать документы на регистрацию. Нам сказали, что вопрос сначала надо исследовать. В горадминистрации нам сказали, что экспертизу делать не будут — у них нет возможности. Тогда мы обратились в Институт философии.

— Много сайентологических общин в Украине?

— В Украине сайентология, несмотря на официальное непризнание, активно развивается. У нас 20 религиозных общин в разных областях Украины. Это только общины Церкви сайентологии. Наиболее крупные в Киеве, Харькове, Кременчуге, Одессе, Ужгороде. В Киеве практикующих сайентологов около трех тысяч, несколько тысяч в Харькове. Кроме того, есть у нас и общественные организации, которые занимаются немножко другой деятельностью. Важно, чтобы вы понимали разницу: есть религия сайентология и есть общественные организации, которые построены на методике Лафайета Рона Хаббарда в различных областях.

— А что за люди приходят в сайентологию?

— Самые разные. Сайентологи относительно молоды — в среднем между 20 и 50 годами. В основном, конечно, это люди с высоким образовательным уровнем, поскольку сайентология, хоть она и для всех, но не все могут прочитать книгу, вникнуть в терминологию.

— Какие общественные организации, связанные с Церковью сайентологии, работают в Украине?

— Например, Нарконон. Эта организация занимается чтением лекций о вреде наркомании в школах, вузах. Сейчас эти лекции получили одобрение в Министерстве образования и науки, Министерстве по делам молодежи, Министерстве здравоохранения. У них прекрасная пресса. Все признают их действенность. Статистка показывает, что в Харьковской области, где читаются лекции, по сравнению с другими областями уровень наркомании снижается. Эти лекции — а они уже прочитаны во всех школах Харькова — построены на методике Лафайета Рона Хаббарда.

— Когда автор подавала эти лекции на утверждение в министерства, там было указано, что это методика Рона Хаббарда?

— Ну, это не совсем методика Хаббарда. В основу лекций положена методика Рона Хаббарда — в одном месте в лекциях говорится об этом. Эксперты пришли к очень хорошим выводам.

— Странная несбалансированность государственной машины: с одной стороны, вам отказывают в регистрации как религиозной организации, с другой — ваши организации получают одобрение на работу, в том числе в детских учреждениях.

— Это трудно объяснить.

— Общества дианетики, которых в Украине не так уж мало, имеют отношения к Церкви сайентологии?

— Да, они с нами связаны. Но в Украине их осталось немного.

— Почему?

— Эти общества занимаются главным образом тем, что распространяют книги, проводят семинары, тренинги. Но в данное время мы бы хотели, чтобы они стали в полном смысле религиозными общинами. Распространение книг и тренинги — это малая часть деятельности. Это все могут делать и религиозные общины, деятельность которых шире. Центры дианетики являются частью структуры Церкви сайентологии и должны быть в первую очередь религиозными центрами.

— А все ли организации, использующие дианетику, находятся в вашей структуре или есть люди, которые используют их «для себя»?

— Есть и такие. В Киеве несколько организаций используют методику дианетики и сайентологии нелегально. Поскольку все наши методики — современные технологии — были созданы в 50-х годах Роном Хаббардом, который защитил свои авторские права, — есть патенты, товарные знаки. Все они находятся в собственности церкви сайентологии. Только церковь сайентологии может издавать и распространять книги и использовать технологии. В Украине держателем авторских прав на книги и технологии является наша церковь. Есть пираты, которые воруют эти технологии и используют их на свой лад. Причем они могут их переделывать, перерабатывать. Мы, естественно, к этому относимся плохо. Есть даже такая практика: мы издаем книги, они их закупают, вырезают страницу с адресами наших общин и вклеивают свои координаты.

— Почему их не преследуют в судебном порядке?

— Мы не можем этого делать, пока не получим статус юридического лица. Мы еще и потому стремимся к этому статусу.

— Но, насколько можно понять, держатель авторского права — Центр религиозных технологий. Почему эта организация не защищает свои права на территории Украины, как это делает какой-нибудь Майкрософт?

— Мы планируем. Сейчас мы ведем переговоры с юристами и, думаю, вскоре этим займемся. Люди должны получать наши технологии без искажений — в чистом виде.

— Вообще странно — большинство религий, наоборот, стремятся к возможно более широкому распространению своих книг и учения. И никто не защищает, скажем, библию копирайтом.

— Но если вы спросите православных или католиков, как они относятся к группам, которые собираются ради изучения библии, они скажут, что это секты.

— Возможно. Но против распространения библий они ничего не имеют. В частности, против бесплатного их распространения. И судом никому из распространяющих библии не угрожают.

— Мы тоже за распространение наших книг. Но за законное распространение. Чтобы там не вырезались страницы и не вклеивалась чужая реклама.

— То есть, если мы сами издадим эту книгу и будем ее распространять, вы ничего не будете иметь против?

— Будем. Потому что есть авторское право, которое вы нарушаете. Книги по дианетике и сайентологии может издавать и распространять только Церковь сайентологии.

— В каких отношениях Церковь сайентологии в Украине находится со Свободной зоной, уже довольно давно распространяющей на территории нашей страны дианетику?

— Эти организации мы относим к числу тех, которые используют технологии сайентологии нелегально. Мы их не поддерживаем и с ними не связаны. Они крадут наши технологии, в некоторых случаях их искажают — «Дианетика по-русски» и прочее. Разумеется, как только у нас появится возможность работать в области товарных знаков и авторских прав, мы сделаем попытку повлиять на это.

— Авторское право — это вопрос денег. И в случае широкого распространения технологии — денег немалых. Вас поэтому называют коммерческим культом?

— Каждая церковь каким-то образом финансируется. У кого-то это десятина, у кого-то аренда церковной скамьи, у кого-то пожертвования. Разные есть способы. У нас финансирование происходит за счет предоставления услуг — психологический одитинг, изучение философии Рона Хаббарда.

— Но пожертвования делают просто так, а не за услуги. За услуги — это оплата.

— Нет, в нашей доктрине существует такое понятие, как обмен. Если человек что-либо получает, он не должен получать это даром, иначе это может плохо закончиться. Он должен предоставить что-то взамен. Согласно нашей доктрине, в обществе существует четыре типа обмена: криминальный, когда ты берешь и ничего не даешь взамен, неполный обмен — когда вам вместо обещанной цены дают меньше, полный обмен — когда обмен равносильный и обмен с превышением — когда вы получаете больше, чем даете взамен. Мы считаем, что обмен должен быть — это наша философия. И когда люди получают одитинг или что-то изучают, они вносят пожертвования. Это и есть способ нашего финансирования.

— Практика одитинга — необходимая часть сайентологического образа жизни?

— Что значит «необходимая»? Мы никого ни к чему не принуждаем — к одитингу в том числе. Скажем так, это очень желательно. Мы считаем, что с помощью одитинга человек поднимается на более высокий уровень духовного существования.

— То есть, если уж ты сайентолог, то испытываешь в этом необходимость, даже если тебя никто не принуждает? Как исповедь у христиан?

— Да. И это действительно очень похоже на исповедь — в том числе процедура. Одитинг тоже проводит священник в форме вопрос—ответ.

— На территории Украины преимущественным вероисповеданием считается все-таки христианство. В каких вы отношениях с христианскими церквами?

— Мы признаем право человека исповедовать любую религию. И сайентолог может исповедовать любую религию — это записано в кредо сайентологии.

— Но любая религиозная доктрина так или иначе будет вступать в конфликт с другой религиозной доктриной — это неизбежно. Двоеверие вряд ли возможно.

— Мы, сайентологи, считаем, что это возможно. Можно быть христианином и исповедовать сайентологию. У нас есть в церкви практикующие христиане, изучающие сайентологию.

— И их не смущает расхождение в доктринах?

— Сначала смущает, а потом перестает. Кроме того, есть разные христианские церкви. Многие протестанты, в том числе на уровне руководства церквей, неплохо относятся к сайентологии.

— Какие именно, если не секрет?

— Я бы не хотела их называть.

— В нашем политикуме вошло в моду не скрывать своего вероисповедания. Но о политиках-сайентологах пока ходят только слухи. Есть последователи учения Хаббарда в наших «верхах» или среди «звезд» вне политикума?

— Безусловно, есть. И это достаточно известные люди, которые применяют сайентологию в своей жизни. Есть люди, которые изучают сайентологию, но я не знаю, считают ли они себя сайентологами и имею ли я право называть в прессе их имена. У них могут быть неприятности.

— Но есть политики, чиновники, которые используют технологии сайентологии в своей профессиональной деятельности?

— Да, они применяют технологии управления Рона Хаббарда. Хотя внедрить в нашей стране что-то очень сложно — сначала надо изменить ситуацию с этикой управления.

— Вы говорите о какой-то определенной системе управления?

— Да. Это технология Лафайета Рона Хаббарда по управлению предприятиями. В 50-е годы после выхода книги «Дианетика» в Америке стали стихийно возникать центры по изучению дианетики. Тогда Рон Хаббард понял, что надо как-то это все организовать. И он принялся за разработку методики управления. Его технологии очень эффективны. Многие предприятия как в США, так и в Европе и в России используют эти технологии на предприятиях. Например, всем известный завод КамАЗ в Набережных Челнах использует эту методику с большим успехом.

— А в Украине есть такие предприятия?

— Да, есть очень крупное предприятие «Герольд-мастер», выпускающее значки и награды. Это было небольшое предприятие, возникло лет пять-шесть назад, и, пользуясь технологией управления Рона Хаббарда, разрослось. Теперь в своей области стало наиболее успешным, имеет много заказов, в том числе на правительственном уровне. У нас работает школа, в которой обучают методике управления Рона Хаббарда для руководителей предприятий.

Владимир ПЕТУХОВ, психолог, председатель правления Союза защиты семьи и личности Европейской федерации центров по исследованию информации по сектантству

— Насколько дианетика и сайентология распространены в Украине?

— Достаточно распространены через центры дианетики. Кроме того, тех, кто попал на дианетические курсы, уже постараются не выпустить. Можете платить — до бесконечности. Нет денег — можете предложить себя, свой труд.

Наша Церковь сайентологии подчиняется Московской. Это очень сильная организация — те, кто проходил учебу в московском центре, говорили, что им после обучения в Москве даже в Нью-Йоркском уже делать нечего. В Украине Церковь сайентологии как религиозная организация пребывает на этапе становления. Но это не должно вас обманывать: у этой организации есть определенная стратегия проникновения. Так вот, сначала они проникают в качестве центров дианетики, занимаются внедрением технологии Хаббарда по управлению. Первая волна проникновения и закрепления в сфере бизнеса, знакомства с политиками, привлечения их на свою сторону как воплотителей их технологий. На следующем уровне — создание центров дианетики, которые действуют как общественные организации. А потом появляется непосредственно Церковь сайентологии и начинается реализация комплексной программы.

— То есть это «типовой проект» проникновения. Но Церковь сайентологии в каждой отдельной стране может действовать по разным сценариям?

— В том-то и дело, что не может. У нее есть стратегия проникновения в общество и технологии. Все лицензировано. Всем распоряжается Центр религиозных технологий. И ничто не делается, не пишется, не распространяется без резолюции этого центра. У Церкви сайентологии четкая иерархическая структура. В центре — «Морская организация», немного особняком — Центр религиозных технологий, владеющий правами на товарный знак «дианетика и сайентология», Всемирная церковь сайентологии, Международная миссия и миссии на местах. Но эта четкая структура размывается массой сопутствующих программ. Например, открывается программа по борьбе с психиатрией: регистрируем общественную организацию, распространяем информацию о злоупотреблениях психиатров и провозглашаем своей целью с этим бороться, называя это «борьбой за права человека». Но надо сказать, что в то же время другие подразделения церкви не гнушаются публиковать положительные заключения психиатров о своей работе, если им удается такое заключение получить. В России, например, независимый психиатрический центр пишет о них хвалебную статью, а Институт им.Сербского критикует их деятельность. И вот уже нет смысла давить всех психиатров без разбора.

— В Украине центры дианетики все связаны с Церковью сайентологии и честно это признают? Возможно, люди не знают, что это за религия, когда сталкиваются с сайентологией?

— Курсы, опирающиеся на технологии Хаббарда, есть не только в рамках сайентологической организации. Если это их курсы, то они рано или поздно «светят» свою принадлежность к Церкви сайентологии.

— Утверждают, что технологии дианетики срабатывают.

— Знаете, хорошо сказано было на одном из форумов — а вы кроме дианетики пробовали другие техники? Так попробуйте. Может, они работают не хуже? Они и «Нарконон» продвигают как действенную программу борьбы с наркотиками. Хотя научные исследования показывают, что ничего особо действенного в ней нет. Тем не менее им удалось получить от Министерства образования и науки заключение о том, что их профилактические лекции хорошо бы читать в украинских школах.

— То есть «Нарконон» тоже старается не афишировать свою связь с сайентологией?

— Они утверждают, что у них чисто профилактическая программа. В их программе из восьми этапов собственно детоксикация стоит на последнем месте. Они делают акцент на своих профилактических просветительских мероприятиях. В Харькове методический центр Института последипломного образования, который делает экспертизы школьных программ, дал негативный отзыв на программу «Нарконон». Но поступила команда из обладминистрации разрешить. Инициатор этой программы Марина Грибанова сама действительно в это верит, все делает искренне — это самое страшное. Потому что такая безоглядная вера не дает места сомнениям и отклонениям от генеральной линии. Поэтому мы называем подобные организации тоталитарными.

— Как вы оцениваете экспертное заключение, сделанное сотрудниками Отделения религиеведения Института философии НАНУ?

— Это исследование на первый взгляд сделано совершенно в пользу сайентологии. Но оно же — мина замедленного действия, под них подложенная. Все зависит от того, как его прочитать — в нем много правды.

— В мире Церковь сайентологии гораздо более заметна, чем у нас — звездные «за», судебные «против».

— В Украине все не так серьезно. Тут пока их больше боятся, чем они могут сделать. Они пока не раскрываются, стараются не поддерживать публичных скандалов, не затевать судебных процессов. Им это сейчас невыгодно — у них есть проблемы, а поддержки достаточной пока нет. Организация материально слабенькая, не совсем грамотная. И если выйти сейчас на публику, все это обнажится.

— Вам приходилось работать с людьми, которые попали в зависимость от сайентологии?

— Да. Есть система по выведению людей из состояния зависимости. Но у нас эта работа очень усложнена. Дело в том, что, скажем, в Америке говорить о культах и последствиях их деятельности, изучать их можно свободно. А у нас все время оглядываются — как бы чего-то лишнего не сказать. К тому же у нас зачастую культы связаны с политикой, криминалом, деньгами — а это все еще больше усложняет проблему. Отследить всю эту деятельность в Украине очень трудно. Например, если бы я мог позвонить в УБОП или УБЭП и сказать: ребята, такая-то религиозная организация украла у государства миллион и этот миллион лежит в сейфе по такому-то адресу, то ребята бы приехали и залезли в этот сейф не мешкая. Но для того, чтобы узнать, лежит ли там этот миллион, надо провести сумасшедшую работу, даже когда речь идет не о религиозной организации. А тут еще духовная сфера. Товарищи в погонах вообще не хотят об этой сфере слышать — это для них как сказка Шахерезады. На самом деле нашим чиновникам стоит задуматься о том, что в разных странах эта организация имеет разные статусы — где-то религиозная, где-то общественная. Где-то она прибыльная, где-то неприбыльная.

— Как люди обычно попадают в Церковь сайентологии или на дианетические курсы?

— Например, я захожу в Харькове в супермаркет. На прилавке лежат книги, из них 70% — Хаббард. Меня хватают за рукав и суют в руки «Дианетику». «У вас есть высшее образование?» Есть. Так вот, все, что вы изучали, это неважно — вы все найдете в этой книге и поймете, что это и есть истинная наука. То есть ни слова о религии. Никто вам так сразу не скажет, что это религия. Более того, в большинстве случаев, если вы скажете, что они занимаются религией, вас не поймут — что вы, мы центр дианетики, мы общественная организация! И низовые члены совершенно искренни. А на самом деле хозяин один. Иногда можно слышать что-то в том смысле, что «мы просто пользуемся тем, что написал Хаббард, но мы не сайентологи». Пытаются создать впечатление, что сайентология отдельно, а книги Хаббарда — отдельно. Но это ложь. У них все затоварено, правом распоряжается Институт Хаббарда, за чистотой технологий следит Центр религиозных технологий.

— А «Свободная зона»? У них, кажется, не слишком хорошие отношения с Церковью сайентологии.

— Эта организация тут у нас появилась одной из первых и занимается главным образом применением технологий в коммерческом варианте. У них на самом деле с Церковью сайентологии уже давно выработан консенсус. Это бизнес: «Свободная зона» отказывается от религиозных доктрин и направлена на людей, которые прагматично смотрят на эти вещи. Но люди за всем этим стоят те же. Вопрос в том, под какой крышей они действуют. Например, как общественные организации они действуют с нарушением законодательства. У нас ребята снимали скрытой камерой — ходили по центру дианетики. 700 гривен книжечка. Хороша общественная организация? И покупают! Ведь есть еще и программа по обработке клиента — убеждают, что именно вам эта книга совершенно необходима. Вы купите, если вас убедят, что все ваши проблемы решит эта книга — разве решение всех-всех проблем не стоит 700 гривен? Человек подвержен влиянию и методы влияния известны, описаны и широко применяются, особенно когда это групповое влияние. А подобное влияние в сайентологических организациях поставлено на конвейер. Большинство людей, к сожалению, не в состоянии сразу распознать его.

— Почему люди туда идут?

— Это клуб по интересам. Причин прихода много, хоть цель одна — как и в любой тоталитарной организации. Вам могут это подать под любым соусом в зависимости от вашего душевного состояния, образования, научного мировоззрения. За что только можно вас зацепить — зацепят. Например, если у вас есть интерес к психологии, вас «поймают» на тестирование. Психологи признают этот их «Оксфордский тест» невалидным. Но вам об этом, разумеется, не скажут. Как не скажут и об эксперименте с энграммами, который проводили при поддержке самой же Церкви сайентологии. Так вот, выяснили, что нет энграмм. Но люди туда идут и будут идти. Потому что это кому-то нужно.

— Зачем?

— Деньги и власть. Старо как мир, но работает. В этой организации вы действительно можете почувствовать себя сверхчеловеком.

Мы обратились к начальнику управления по делам религий Киевгоргосадминистрации Анатолию ЛЫСЕНКО с вопросами об официальном статусе Церкви сайентологии в г.Киеве.

— Почему именно Церкви сайентологии было отказано в регистрации?

— Во время рассмотрения вопроса о возможности регистрации устава Церкви сайентологии города Киева стало известно, что с 17 по 18 мая 2003 года, при содействии российского структурного подразделения Церкви сайентологии (Международная пасторская духовная лига Хаббарда «I HELP», г.Москва, ул.Галушкина, 19-а), в конференц-зале гостиничного комплекса «Турист» (ул. Р.Окипной, 2) состоялся сайентологический семинар-тренинг «Мастерство руководителя».

Указанное мероприятие является нарушением ст.24 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», где указано, что священнослужители, религиозные проповедники, наставники, другие представители зарубежных организаций, являющиеся иностранными гражданами и временно находящиеся в Украине, могут заниматься проповедью религиозных вероучений, выполнением религиозных обрядов или иной канонической деятельностью только в тех религиозных организациях, по приглашению которых они прибыли, и по официальному согласованию с государственным органом, осуществившим регистрацию устава (положения) соответствующей религиозной организации.

Указанное мероприятие проводилось без информирования и разрешения соответствующих государственных органов.

18.02.2004 г. в Киевскую городскую государственную администрацию поступило обращение гр. Пучкина В.М., в котором он просит прекратить деятельность сайентологического центра и приводит факты отрицательного влияния деятельности Церкви сайентологии на свою дочь. За посещение курсов указанной церкви она вручила руководителю центра 1500 грн. После активного вмешательства ее отца в этот процесс и обращения в прокуратуру Днепровского района города Киева деньги были возвращены в семью.

Таким образом, можно считать, что установление конкретных фиксированных сумм уплаты за получение одитинга и изучение сайентологического писания согласно установленным церковью тарифам является принудительным обложением верующих и нарушением ст.18 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

Ст.4 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» провозглашает равноправие граждан независимо от их отношения к религии. Ограничение гражданам, изъявившим желание достичь высших уровней совершенства через сайентологию, но не имеющим средств для уплаты Церкви «добровольных пожертвований», ставит их в неравное положение с другими лицами и нарушает их право на свободу совести, провозглашенное в ст.3 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 15 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», Киевская городская государственная администрация приняла распоряжение №1774 от 23.09 2004 года «Об отказе в регистрации Устава религиозной общины «Церковь сайентологии города Киева».

Принятое распоряжение не нарушает прав граждан в обеспечении, в соответствии с Конституцией Украины, Декларацией о государственном суверенитете Украины и нормами международного права, признанных Украиной, социальной справедливости, равенства, защиты прав и законных интересов граждан независимо от отношения к религии и предусматривает соблюдение обязанностей религиозных организаций перед государством и обществом.

— Церковь сайентологии получила вполне положительную экспертную оценку Отдела религиеведения Института философии НАН Украины. Может ли это повлиять на решение по поводу регистрации?

— На запрос заместителя председателя Киевской городской государственной администрации В.Ильгова №015-1012 от 14.12.2004 к члену-корреспонденту НАН Украины, директору Института философии им. Г.Сковороды НАН Украины, доктору философских наук профессору М.Поповичу относительно предоставления официального заключения Института философии им. Г.Сковороды НАН Украины о вероучении и культовых практиках Церкви сайентологии поступил ответ заместителя директора-руководителя отделения религиеведения Института философии им. Г.Сковороды НАНУ А.Колодного от 07.02.2005 №37 рпз. о том, что сайентология — сложное явление, а в своей деятельности сайентологи выходят за рамки того, что называется религиозным культом. Таким образом, окончательного определения Церкви сайентологии религиозной общиной в Украине не существует.

— Не рассматривалась ли деятельность этой религиозной организации как деструктивного культа?

— Понятий и терминов «тоталитарная секта», «деструктивный культ» в законодательстве Украины не существует, а потому ответ на ваш вопрос не входит в компетенцию главного управления.

Виталий КОНСТАНТИНОВ, врач-психиатр

— Может ли дианетика использоваться в качестве практики лечения психических заболеваний или метода психологической коррекции?

— Дианетика категорически не может использоваться для лечения психических заболеваний, так как они требуют прежде всего медикаментозного вмешательства. На данном этапе развития медицинской науки фармакотерапия пока приносит наилучшие результаты. К сожалению, в своей практике не наблюдал случаев, когда бы тяжелые психические заболевания излечивались немедикаментозно.

А если говорить об использовании дианетики для психологической коррекции, то отдаю предпочтение академической психотерапии как более оправданной для достижения длительной ремиссии (улучшение состояния здоровья) у пациентов. Положительные результаты, которые обещает дианетика своим подопечным, могут быть лишь временным эффектом. Впоследствии он влечет за собой ухудшение состояния больных, а иногда и течения заболевания. Желаемое «состояние клира» достигается крайне неадекватными и разрушительными методами, что закрывает для человека путь к подлинному выздоровлению. От этой науки веет коммерцией, и этим можно объяснить ее популярность. Каждый индивидуум хотел бы достигнуть совершенного «состояния клира» и иметь недюжинные способности, но, увы, это невозможно. Потому что часто в психике человека одни качества преобладают, а других, наоборот, недостает, и это дает импульс к развитию. Например, часто человек, обретая врачебную профессию, сам не знает, что учится заботиться о ближнем и глубже разделять его проблемы. Я бы посоветовал выбирать специалистов, которые используют проверенные временем методы психологической коррекции.

Церковь сайентологии возникла в Соединенных Штатах Америки волей писателя-фантаста Лафайета Рональда Хаббарда, после выхода в свет его книги «Дианетика: современная наука о разуме» (1950 г.), и объединила почитателей придуманного Хаббардом метода самосовершенствования. Первая сайентологическая община была основана в 1954 году.

Дианетика в системе сайентологических практик выступает методом или технологией сайентологии. Исходит из утверждения, что человеческий разум фиксирует и прячет записи травм (энграммы), совокупность которых — «реактивный ум» — будто бы является причиной всех проблем в жизни как духовных, так и физических. Применяя технологии дианетики, можно избавиться от этих травм и достичь состояния «клир» («чистый») и полнее раскрыть свой потенциал.

Практика дианетики предполагает прохождение одитинга — разговора с глазу на глаз «преклира» и одитора, в ходе которого с помощью «электропсихометра» («е-метра») определяются энграммы. В результате удачного одитинга энграмма должна исчезнуть. После вычищения всех энграмм человек якобы становится «клиром» и в дальнейшем может самосовершенствоваться, освобождаясь от ограничений материального мира вплоть до состояния «оперирующего тетана».

Исходя из уровня продвинутости верующего определяется его место в церковной иерархии. Для каждой ступени есть свои курсы усовершенствования, которые необходимо изучить для продвижения на следующую ступень.

Обряды и церемонии сайентологов, по мнению экспертов, больше всего напоминают христианские — еженедельная приходская служба, проповеди, чтение «Кредо», групповой одитинг. Есть также обряды венчания, наречения младенца, поминальный, посвящение в духовный сан, проводимые капелланом или священником-сайентологом.

Праздники сайентологов: день рождения Л.-Р.Хаббарда, день благодарности священникам, день выхода в свет книги «Дианетика», день признания Налоговой службой США сайентологии как религии, день создания Международной организации сайентологов.

Структура церкви сайентологии строго иерархическая. На низших ступенях находятся священники и одиторы, работающие «в миру». Выше — местные сайентологические миссии. Еще выше — церкви «класса 5», которые имеют право рукополагать священников. Следующую ступень занимают организации класса Сент-Хилл — их всего четыре (в Англии, Дании, США, Австралии). Выше — самая крупная церковь сайентологии в мире, организация «Флаг» (Флорида, США). И, наконец, «Флагманский корабль», бороздящий просторы Карибского моря. Каждой ступени соответствует уровень предоставляемых религиозных услуг и, что важно, уровень подготовки одиторов. Высшие религиозные курсы, например, можно пройти только на борту «Фривидза». Есть также главная церковь сайентологов — Международная церковь сайентологии, которая занимается координацией деятельности всей вертикали и пропагандой учения Хаббарда в мире.

Также в систему сайентологических организаций входит Центр религиозных технологий, функцией которого является защита технологии. Этой организации Хаббард передал все свои авторские права на ключевые понятия, товарные знаки дианетики и сайентологии. Соответственно, эта организация следит за чистотой учения и соблюдением интересов сайентологии.

Кроме Церкви сайентологии существует так называемая «Свободная зона сайентологии» (также известна как «Организация Рона»), члены которой не отождествляют себя с официальной церковью сайентологии, но практикуют дианетику и сайентологию в жизни и бизнесе. Члены этого движения не считают учение Хаббарда религиозным. Используют технологии в качестве тренингов для развития способностей человека и организации бизнеса.

Церковь сайентологии действует через центры дианетики (выступающие в качестве прибыльных, неприбыльных или религиозных организаций), общественные организации и движения, такие как «Нарконон», «Криминон», Всемирный институт сайентологического руководства, Комиссия содействия «Психиатрия против прав человека», Ассоциация по изучению жизни и воспитания.

В Украине существует как официальная церковь сайентологии, так и организации, входящие в «Свободную зону». В качестве центров дианетики сайентология широко представлена в Киеве, Харькове, Кременчуге, Херсоне. По подсчетам специалистов, на территории Украины действует свыше пятидесяти центров. В 2004 году Церковь сайентологии попыталась зарегистрировать свою религиозную общину в г.Киеве, но получила отказ.

О деятельности церкви сайентологии специалистами Отделения религиеведения Института философии им. Г.Сковороды НАН Украины написано заключение (издано в виде брошюры «Сайентология в Украине»). Эксперты считают, что сайентологические центры вполне можно считать религиозными общинами, деятельность которых не противоречит законодательству Украины. Исследование, подписанное уважаемыми религиеведами, содержит ряд противоречий и, согласно разъяснению руководителя Отделения религиеведения А.Колодного, не может считаться окончательным для принятия решения о регистрации Церкви сайентологии как религиозной организации в Украине.

Сомнения о целесообразности регистрации общин сайентологов как религиозных организаций вызваны главным образом деятельностью церкви, которая критиками рассматривается как коммерческая, и большим количеством судебных процессов, через которые прошла (и проходит) сайентология в Европе и Америке. Периодически правительства разных стран начинают сомневаться в том, что сайентология может считаться религией, а общины сайентологов, соответственно, не должны облагаться налогами.