UA / RU
Поддержать ZN.ua

СКОЛЬКО ЛЕТ ИСТОРИИ

Ответить на этот вопрос и просто, и сложно. С одной стороны, история безгранична и бесконечна, как и человечество...

Автор: Павел Позняк

Ответить на этот вопрос и просто, и сложно. С одной стороны, история безгранична и бесконечна, как и человечество. С другой - датировка в ней, особенно в древней, весьма относительна. Поэтому многие события отмечаются довольно условно. Вспомним хотя бы 1500-летие Киева.

Недавно промелькнуло сообщение о том, что в нынешнем году отмечается тысячелетие летописания. Несмотря на растяжку в течение целого года, эту дату тоже трудно назвать точной. Возникает прежде всего вопрос: какую летопись следует считать изначальной. По установившейся уже традиции мы называем таковой «Повесть временных лет». Но здесь тоже нет полной ясности. Во-первых, предполагаемый ее автор не указал начала и окончания своей работы над трудом. Во-вторых, и дилетанту ясно, что, упоминая о далеких временных периодах, он безусловно пользовался многими источниками, отдельными документами, а может, и более древними летописями.

И все же мы имеем основания именно рукопись Нестора-летописца считать примерно тысячелетней. Многие поколения ученых тщательно изучали этот поистине удивительный документ, сопоставляли, какие факты обозначены автором как такие, свидетелем которых ему привелось быть, и отнесли повесть к последним годам минувшего тысячелетия.

Что же касается определения дат в самой «Повести временных лет», то разобраться с ними довольно сложно. Это и неудивительно, если учесть, что в древности существовало множество способов отсчета лет, начала года. Только в христианстве их насчитывалось около двухсот. Несколько таких космических эр использовалось и в этой летописи. Но посмотрим, как скрупулезно уходил в глубь времен сам автор! «От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, и от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет, а от пленения до Александра Македонского 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года...»

Конечно, библейская хронология мало интересна для человека, изучающего историю нашей страны, но она свидетельствует, как тщательно пытался Нестор-летописец найти само начало начал. Гораздо важнее для нас приводимая им хронология русских князей, которую он ведет в дальнейшем, - Олега, Игоря, Святослава и других. Здесь под рукой летописца уже не было Библии и ему приходилось пользоваться местными материалами - отдельными записями, отрывочными летописными данными.

Следует сказать несколько слов и о самом заглавии рассматриваемого труда. Ведь не случайно же автор назвал его повестью, а не летописью. Если летописи давали только документальную хронику важнейших событий, то повесть впервые давала осмысленное, часто художественное описание возникновения и развития государства.

Автор постарался настолько объективно исследовать вопрос о корнях возникновения государства, что оставил возможность своим последователям почти целое тысячелетие оспаривать его исконно русский и норманнский варианты. Как истинный летописец и честный ученый, Нестор подавал известные ему факты нетенденциозно, предоставляя потомкам толковать их по-своему. И в то же время как писатель, художник он вводил в свое повествование легенды, сказания, понимая, что они помогут воссоздать дух времени, раскрыть быт, характер народа. Подобных примеров мы находим великое множество. Вспомним хотя бы случай с поиском достойного соперника для поединка с печенежским великаном. Один старик велел позвать своего сына, который, чтобы доказать свою силу, приказал прогнать мимо него разъяренного быка и одним взмахом руки вырвал у него бок, а потом, естественно, победил соперника. Трудно допустить, что сам Нестор верил в эту сказку. Но как было ее не привести, если она так ярко характеризовала и патриотизм, и храбрость, и фантастическую силу русских!

А каким ярким фольклором обросла в повести княгиня Ольга - фигура абсолютно реальная, каждый шаг которой достаточно подкреплен документами! Нестор, показавший свое умение считать еще от потопа, легко мог вычислить ее возраст во время посещения Византии, тем не менее охотно передает как действительность легенду о том, как Базилевс, сраженный ее красотой, пожелал сочетаться браком с этой уже весьма пожилой дамой, а она только благодаря своему изощренному уму сумела выйти из затруднительного положения. Но ведь в результате получается сплетение реальных фактов и красочной выдумки, которая не теряет своей достоверности!

И в таком построении особая заслуга «Повести временных лет». И приходится только сожалеть, что широкий читатель лишен возможности ознакомиться с этим замечательным произведением. Даже в год, который мы называем юбилейным, тысячелетним.