UA / RU
Поддержать ZN.ua

СКОЛЬКО ИГРУШЕК НУЖНО МАЛЫШУ

Отправляясь в гости, где есть маленький ребенок, или желая порадовать собственного малыша, взрослые нередко задумываются, что же выбрать в огромном игрушечном море?..

Автор: Евгения Соколова

Отправляясь в гости, где есть маленький ребенок, или желая порадовать собственного малыша, взрослые нередко задумываются, что же выбрать в огромном игрушечном море? Благо выбор велик на всяк вкус и кошелек. И нередко любимое чадо завалено различными зайчиками, кубиками, машинками.

Если игрушек слишком много, глаза малыша буквально разбегаются: он не знает, какая ему интереснее, ибо не успевает изучить каждую, усвоить информацию о ней. Внимание рассеивается и это может привести к тому, что в будущем ребенок не сможет сосредоточить внимание на чем-то конкретном, заинтересоваться чем-то надолго.

Зато когда игрушек немного, любознательный кроха успевает их как следует исследовать, полюбить, учится заботиться о них и беречь. Поэтому психологи советуют не покупать ребенку игрушку по первой просьбе. Кроме того, нужно помнить, что игрушка должна быть эстетичной и привлекательной, в меру прочной и соответствовать возрасту ребенка.

Если интерес к некогда любимому «другу» ослаб, игрушку можно на время спрятать, а затем возвратить ребенку вновь. Но никогда, ни при каких обстоятельствах не выбрасывайте даже сильно потрепанную или поломанную игрушку на глазах у детей. Каждая игрушка для них — живая!

Осторожно — игрушки!

Игрушки, как известно, бывают большими и маленькими, милыми и уродливыми, дорогими и вполне доступными. При этом самой любимой у ребенка может оказаться не шикарная Барби, а самый обычный пупсик или плюшевый мишка. Но в любом случае игрушка должна быть безопасной для малыша.

К сожалению, «благодаря» челнокам и мелким торговым фирмам наш рынок наводнен подделками из Китая и Турции. Внешне они ничем не отличаются от игрушек известных производителей, но практически все изготовлены из дешевых материалов — а в них, нередко, содержание свинца, кадмия или других токсичных элементов выше нормы в несколько раз.

Высокотоксичными могут оказаться пластиковые игрушки, изготовленные из поливинилхлорида (ПВХ). Вернее, опасен не сам ПВХ, а некоторые химические добавки, придающие изделию мягкость, пластичность (например, фталаты) или использующиеся в качестве стабилизатора (свинец). Выделяются они именно в тот момент, когда малыш сжимает пластик или пробует его «на зуб».

Проведенные Гринписом лабораторные исследования установили, что фталаты могут стать причиной различных поражений печени и почек, репродуктивной и иммунной систем, рака.

Конечно, без специальных приборов и реактивов ни один специалист точно не скажет — опасна игрушка или нет. Единственное, что можно посоветовать: понюхать облюбованную игрушку — если запах сильный, от покупки лучше отказаться.

Опасными игрушки бывают и по физическим свойствам. К примеру, яркая погремушка может разломаться, а высыпавшиеся из нее мелкие шарики покажутся малышу вполне съедобными.

Легко можно пораниться острыми углами, краями или заусеницами на детских машинках или сборных моделях. Если игрушка предназначена для перевозки, — например, велосипед или конь, — она должна выдерживать нужный вес без каких-либо деформаций. Так, в прошлом году едва не попал в продажу американский пластмассовый конь для 2—3-летних наездников: если на него сесть, детали расходились, а в образовавшейся щели любознательный малыш запросто мог «оставить» пальчик.

Поэтому, прежде чем приобрести игрушку, внимательно осмотрите ее — стандарты исключают острые углы, края, колючки, трещины и заусеницы, она должна выдерживать определенные нагрузки и не быть слишком шумной.

Кроме того, маленьким детям не стоит покупать мелкие и сложные игрушки. Ребятишки любят все развинчивать и раскручивать, чтобы выяснить, что внутри, и от сложной модели очень быстро останутся лишь рожки да ножки. Мелкие же детали малыш нередко тянет в рот.

Всему свое время

Первые игрушки ребенка — погремушки, яркие, разнообразные по цвету и форме. Психологи советуют, чтобы среди них была погремушка с изображением черт человеческого лица — улыбающееся солнышко, куколка, клоун. Младенец особо выделяет человеческое лицо, а его рассматривание закладывает важную основу для будущего общения с людьми.

В 4—5 месяцев рука малыша становится одним из главных инструментов познания мира. Теперь важно, чтобы игрушку удобно было хватать, зажимать в кулачок, подносить ко рту. Лучшие друзья в таком возрасте — зверюшки из пластмассы или резины, их можно подержать за хвост, лапы, постучать ими по краю кроватки. Играя с ребенком, взрослые показывают ему различные способы общения с предметом — катают мяч, ставят друг на друга кубики.

В 6—7 месяцев ребенок уже активно пользуется своими игрушками, но любимым занятием для него чаще всего становится игра с предметами домашнего обихода и кухонной утварью — ложками, крышками, коробочками. Он учится вкладывать мелкие предметы в более крупные, открывать- закрывать крышку коробочки.

С 10—11 месяцев ребенок начинает постигать функциональные действия — пытаясь подражать взрослым, использует предметы по назначению — водит расческой по голове, катает машинку, укачивает куклу. Появляется интерес к зеркалу, это — важный фактор формирования представления о себе.

С года до трех лет происходит усвоение функциональных действий. Типичные игрушки в это время — совочки, формочки, ведерки, несложные конструкторы, машинки и тележки, которые можно везти за веревочку или толкать перед собой. Игры постепенно приобретают сюжетно-отобразительный характер — накормить и убаюкать куклу, собрать пирамидку, построить домик из кубиков или деталей конструктора. При этом необходима и простота — лучше, если у ребенка есть простой функциональный грузовичок, чем шикарная железная дорога, которую можно только рассматривать. Также любят в таком возрасте мягких и пушистых плюшевых зверюшек.

Детские игрушки очень быстро пачкаются и их нужно часто мыть. Мягкие игрушки моют пеной туалетного мыла или специального детского стирального порошка. Потерев зверюшку поролоновой губкой с пеной, ополосните ее теплой водой — тоже с помощью губки. Для меховых игрушек в воду можно добавить немного уксуса, чтобы мех блестел. Делайте все это быстро, не давая игрушкам промокнуть, после чего подсушите и расчешите.

Целлулоидные, резиновые и пенопластовые игрушки моют тряпкой, смоченной в теплой воде с пеной туалетного мыла, затем протирают хорошо отжатой тряпкой, предварительно смоченной в холодной воде. Следите только, чтобы вода не набралась внутрь игрушек.

С 3 до 7 лет игры становятся более сложными и содержательными, появляются предпочтения: машинки, кораблики, самолетики, конструкторы и различные «военные» игрушки у одних и куклы, кукольная мебель, посуда, бытовая утварь, наборы маленького доктора или парикмахера у других.

Если у самых маленьких в центре игры — предмет, то у детей постарше воображение уже хорошо развито и они сами придумывают обстановку. В этом возрасте большое значение приобретают игрушки-атрибуты. Например, для капитана корабля важно иметь не кораблик, а бинокль, кортик и фуражку.

Кроме того, старший дошкольный возраст — это время подготовки к школе. Наряду с сюжетно-ролевой игрой появляются игры учебные, способствующие развитию необходимых навыков, — всевозможные мозаики, настольные игры, удовольствие доставляют рисование и лепка.

И, наконец, еще об одном. Желая сделать подарок чужому ребенку, не забывайте о его родителях. Всевозможные дудочки, барабаны и громко пищащие зверюшки могут доставить взрослым массу неприятных моментов и в результате — оказаться в мусорнике. Туда, в конечном итоге, попадают и мелкие детали от конструкторов, кнопочки от мозаики или фишки от лото, если их владелец еще слишком мал, не умеет правильно с ними играть и разбрасывает мелкие детали по всей комнате.