Ровно семьдесят лет назад - 25 мая 1926 года - на парижскую мостовую пролилась кровь председателя Директории и Главного Атамана войск Украинской Народной Республики Симона Петлюры. Это убийство, содеянное Самуилом Шварцбардом, недруги убитого и украинской государственности старались квалифицировать как расплату за еврейские погромы в Украине, виновность за которые должен нести именно Петлюра, как высшее должностное лицо на территории Украины в 1919-1920 годах. Особенно активно работала в этом направлении коммунистическая пропаганда, пытаясь приписать все преступления против еврейской нации именно руководителю УНР. ЦК КП(б)У даже принял специальный документ, которым намечал комплекс мероприятий по очернению Петлюры накануне судебного разбирательства над убийцей.
Широко организованная кампания против Петлюры и невозможность в этих условиях доказать обратное сделали свое дело: убийцу оправдали, учитывая многочисленные жертвы еврейского населения Украины в период Директории.
Да, евреи Украины действительно понесли большие потери в то время. Но приняли ли во внимание присяжные заседатели все обстоятельства, вынося оправдательный вердикт Самуилу Шварцбарду? Нет. Именно неполное изучение документов, связанных с освещением еврейских погромов, повлияло тогда на решение суда, бросившего тень погромничества на память уже покойного Симона Петлюры. Хотя, при желании, необходимые документы можно было бы представить, в том числе и свидетельства самих пострадавших. Эти материалы в Советском Союзе были просто спрятаны. Ведь пустить следствие и сам суд по пути списания на мертвого Петлюру всех преступлений против евреев - это еще и удар по украинскому национально-освободительному движению: смотрите, мол, какие они - украинские «самостийныки» - сплошные бандиты. Организовывая руками еврея убийство Петлюры, большевики хорошо все просчитали.
К сожалению, многие несведущие восприняли эту версию, и на многие десятилетия она оставалась однозначной для ее носителей, в том числе и среди евреев, и среди украинцев. Но, как говорится, все тайное становится явным. Открытые бывшие спецхраны, утаивавшие от исследователей важные свидетельства в связи с проблемой еврейских погромов, дают возможность спокойно разобраться в этом щепетильном вопросе, затрагивающем интересы и чувства как евреев, так и украинцев. И это нужно сделать сегодня, невзирая на отдельные протесты, в том числе политиков, ибо не до конца решенный вопрос о еврейских погромах в Украине будет и в дальнейшем мешать полному взаимопониманию наших двух народов, постоянно вызывать подозрение и недоверие, что не на пользу никому.
Так вот, мы, украинцы, должны признать - евреи действительно страдали в годы становления УНР. Но все дело в том, что нужно глубоко разобраться в причинах этих злодеяний и, не оправдывая виновников, указать в каждом конкретном случае на них. И тогда в этом ряду мы увидим не только стихийную украинскую атаманию, громившую евреев под воздействием брошенных большевиками лозунгов об экспроприации буржуазии, но и организованную травлю со стороны деникинцев, не имевшую по размаху и зверству аналогов, а также погромы польских войск и... большевистских, в частности казаков Буденного.
Всестороннее изучение документов однозначно засвидетельствует: правительство УНР, возглавляемое Петлюрой (как и армия, которой он руководил), не имеет никакого отношения к организации еврейских погромов. Наоборот, именно Директория с самого начала пресекала погромщиков. А если мы попытаемся разобраться с причинами погромов, то обязательно убедимся: они были на руку противникам украинской государственности и возникали каждый раз, когда Украина заявляла о самостоятельном пути развития.
К примеру, как только Центральная Рада провозгласила III Универсалом Украинскую Народную Республику в ноябре 1917 года, тотчас разложенная русская армия устраивала погром в Умани.
Справедливости ради следует подчеркнуть: после этого Центральной Раде и гетману Павлу Скоропадскому удалось удержать погромные настроения в украинском обществе. До того времени, пока к власти не пришла Директория, поднявшая восстание против гетмана, отказавшегося от самостоятельного государственного развития Украины и ставшего на путь федерации с Россией.
И как только взявшая власть в свои руки Директория провозгласила, что воссоздает самостоятельную УНР, снова возникли еврейские погромы.
Организовали их те, кто во времена Скоропадского, перекрасившись соответственно, засели во властных структурах и воинских частях, оставаясь на самом деле противниками украинской государственности.
Правительство УНР, нужно признать, резко отреагировало уже на первые погромы в начале января 1919 года в Житомире и Бердичеве: зачинщики были расстреляны, а одна из воинских частей, принимавшая участие в преступной акции, - расформирована. Сообщая об этом представителям еврейских партий и городских властей Бердичева 10 января, тогдашний председатель Директории В. Винниченко сказал, что погромнической агитацией занимаются большевистские и черносотенние элементы. При этом он заявил: правительство будет энергично бороться не только с антисемитизмом, но и со всякими проявлениями большевизма.
Кстати, и сами евреи тогда осознавали, что погромы - не политика украинского правительства, а спланированная провокация против него. Так, представитель еврейской партии Поалей-Цион Драхлер говорил Петлюре: «Мы глубоко убеждены, имея достаточно фактов, что житомирский и бердичевский погромы возникали против воли правительства. Сразу же после житомирского погрома русские и польские черносотенцы хвастались: «Задуманный погромный план нам прекрасно удался, и конец Украине».
Даже пробольшевистски настроенный представитель Бунда М. Рафес, сначала утверждавший, будто бы «особый отряд, который был послан в Житомир и Бердичев для борьбы с Советами, устроил там погром», потом, выступая на заседании Трудового Конгресса Украины 26 января 1919 года, заявил: «Директория говорит, что она во многом не виновна, что она не виновна в погромах. С этим я согласен. Никто из нас не обвиняет Директорию в том, что она повинна в погромах».
И не кто иной, как именно Симон Петлюра - член Директории и Главный Атаман войск УНР, решительно пресекал погромные настроения в среде повстанческих отрядов. Узнав, к примеру, от министра еврейских дел УНР, что проходящие части на станции Яреськи совершали насилия над еврейским населением, он немедленно дал телеграмму военному коменданту станции Миргород: «Наказую розслідувати справу і мені донести, а також вжити міри, щоб подібні ексцеси надалі не мали місце і карно переслідувались. 28 січня. Головний Отаман Петлюра».
А когда вскоре он возглавил и Директорию, то именно по его инициативе правительство УНР специально рассмотрело вопрос о еврейских погромах в Каменце-Подольском и Проскурове, требуя от военных руководителей «вжити самі рішучі заходи до цілковитої ліквідації погромних протиєврейських дій, а виновні щоб були потягнені до суворої кари по законам військового часу».
Кроме того, от имени правительства издавалось обращение к населению и армии, в котором выяснялись «ті сумні наслідки і величезна шкода, які несуть для Українського народу і для діла визволення Української Народньої Республіки протиєврейські погромні події і закликати населення і козацтво ділом допомогти Народньому Уряду знищити в корні всі ці злочинні для нашої республіки з'явища».
Если бы политика Симона Петлюры была другой, то представители еврейства Украины, встретившиеся с ним 17 июля 1919 года, конечно же, не высказывали бы ему поддержку в строительстве украинской государственности. К примеру, представитель Поалей-Циона заявил: «Я глибоко переконаний, що не тільки ми, но вся єврейська демократія діями візьме саму активну участь у боротьбі за звільнення України. І в рядах армії єврейський козак рука у руку буде воювати, нести свою кров і життя на олтар національного і соціяльного звільнення України».
Да и сам Петлюра на этой встрече еще раз подтвердил еврейским представителям, что он «всю силу свойого авторитету використає для того, щоб усунути ексцеси проти євреїв, котрі перешкоджають державній праці».
Совсем другой по отношению к евреям и их погромщикам из состава Добровольческой армии была политика генерала Деникина. В специальном меморандуме от Центрального Комитета оказания помощи евреям, пострадавшим от погромов, в конце 1919 года указывалось: «Правительство Деникина пристрастно относилось все время по отношению к зачинщикам погромов... эта пристрастная снисходительная политика генерала Деникина по отношению к этим ложным утверждениям (все евреи - большевики), брошенным в темную, невежественную толпу, была причиной этой ужасной полосы жестокостей и погромов, которым нет совсем примера».
Одним из примеров такой вакханалии документ называет погром в Киеве: «Когда генерал Драгомиров, известный своим «либерализмом», был вынужден по причине превосходящей его войск силе большевиков оставить временно Киев, он обратился к офицерам (по стенограмме) со следующими словами: «Мои друзья, вам известна, как и мне, причина нашей временной неудачи на Киевском фронте. Когда вы, мои геройские и бессмертные орлы, снова возьмете Киев, я вам представлю возможность расправиться с грязными евреями».
И в самом деле, когда население Киева после тяжелых испытаний с радостью встретило занявшую город Добрармию, та ответила на этот прием грабежами и убийствами. Около
20 000 человек погибло таким образом в течение двух дней. После этих происшествий представитель харьковской еврейской общины, г-н Супрасскин, говорил с генералом Шкуро, сотрудником генерала Деникина, и тот ему объявил, что «евреев абсолютно щадить не будут, так как они все - большевики».
Между прочим, правительство УНР в обращении к государствам Антанты 7 октября 1919 года, в частности, подчеркивало: «Особливо ганебне насильство творять представники генерала Денікіна над євреями, улаштовуючи по шляху, котрим посувається його військо, нечувані єврейські погроми, які за своїми розмірами, жорстокістю і одвертістю сягають далеко дальше тих насильств, що мали собі коли-небудь місце на терені України».
К сожалению, всего этого не учли в судебном заседании в Париже. Как и сознательно организованных погромов со стороны большевиков и польских войск. Не были приняты во внимание и заявления еврейских лидеров, выступивших в защиту Симона Петлюры. В частности, такие представители, как В.Жаботинский, А.Марголин, С.Гольдельман, И.Добковский, пытались доказать ошибочность обвинений, предъявляемых покойному Петлюре. Но - тщетно. В атмосфере всеобщего психоза, созданного противниками украинской государственности, суд не смог подняться над эмоциями и ажиотажем.
На мой взгляд, ни присяжные, ни судья не понимали, что, оправдывая убийцу Симона Петлюры, они вызывают на себя Суд Истории. А она обязательно оправдает противника еврейских погромов Петлюру и осудит необъективность и несправедливость тех, кто посмертно решал его участь.