UA / RU
Поддержать ZN.ua

Швейцария: свободная страна свободных людей

Сегодня трудно сделать открытие — даже когда ты просто открываешь для себя новую страну. Столько информации вокруг — Интернет, телевидение, книги, пресса.....

Автор: Светлана Кабачинская

Сегодня трудно сделать открытие — даже когда ты просто открываешь для себя новую страну. Столько информации вокруг — пять гривен, узаконенные новой властью «для людей», поэтому лучше не сравнивать, правда?).

Идеальная из иллюминатора самолета страна не разочаровывает и вблизи. И не только опрятными городами, городками и селами, богатыми магазинами или защищенными от птиц сеткой яблоневыми садами и виноградниками (продукцией собственного сельского хозяйства Швейцария обеспечивает себя на 57%). Прежде всего путешественника поражают дороги. Вроде бы и в других европейских странах они на уровне (гладенькие и ровные), но в Швейцарии, пожалуй, эталонные. Еще бы: через эту страну проходит свыше 50% транзитных грузов с севера Европы на юг и в обратном направлении. Но многотонные автоперевозки здесь запрещены, чтобы не разбивать дорожное полотно: для них существует железная дорога.

Магистрали пересекают Швейцарию в разных направлениях, пронизывая горы насквозь (самый длинный туннель — 13 километров — ведет сквозь Альпы к Италии) или опоясывая их виадуками, образуя химерические многоуровневые развязки. Из-за сложности рельефа и высокой стоимости рабочей силы дорожное строительство здесь самое дорогое в Европе: 24 миллиона евро за один километр покрытия. Переплюнула Швейцарию только Россия, где затраты на московские магистрали еще на миллион выше (очевидно, «откаты» кому-то и «доходы» себе стоят дороже, чем проложить туннель в скале). Поэтому украинский автодор, очевидно, стремится к швейцарским высотам — потому что зачем бы он в ином случае заключал сделку с россиянами на общее сооружение автодорог? Хотя, зная разбитые российские «направления» вместо дорог, лучше бы он заключил соглашение с дорогими швейцарскими коллегами. Ведь их дороги тоже ремонтируются! Правда, трудно понять, зачем: там ни выбоин, ни заплат.

На улицах городов, как и у нас, с наступлением тепла начинаются ремонтные работы. Но не на ямках — о таком виде ежесезонного дорожного ремонта швейцарцам явно неизвестно. Там отгораживается целая полоса, тщательно очищается от бывшего полотна и строго по технологии, в несколько пластов, кладется новое покрытие. Мы фотографировали это как чудо. Ремонт на наших улицах — очевидно, тоже как чудо, — фотографируют швейцарцы.

Весь трамвай на фото не поместился Фото: Светлана Кабачинская
Полоса возле тротуара — только для такси и общественного транспорта. А транспорт... Длинные и гибкие, как змеи, бесшумные трамваи, новехонькие, словно только с конвейера, троллейбусы и автобусы; везде кондиционеры, автоматическое аудио- и видеообъявление остановок: на экранах внутри салона вы видите маршрут с перспективой на ближайшие пять остановок. При стоимости полтора франка за один билет можно брать однодневный — с шести утра до полуночи — проездной на все виды общественного транспорта всего за семь франков.

«Маршруток» там нет вообще: швейцарцы просто дрожат над своей экологией. Поэтому и общественный транспорт такой совершенный, и цены льготные — поскольку власть стремится пересадить на него в городе всех частных автовладельцев (то есть практически все население). Хотя бензин по сравнению со средней зарплатой тоже недорогой: 1,7 франка за литр (один франк практически равен одному доллару).

Несмотря на замечательные дороги, швейцарцы не устраивают на них автогонок, хотя тоже любят быструю езду. Но дисциплинированные — нам этого не понять: если на въезде в город есть знак, что парковаться надо только на паркингах, будут кружить по улицам, пока не найдут свободный паркинг. И никто не займет места, обозначенного нарисованной инвалидной тележкой, — для транспорта людей с особыми потребностями. Хоть полицейских и не видно, существует видеонаблюдение. Да и самосознание водителей высокое: зачем же нарушать, если можно не нарушать?

Везде на остановках общественного транспорта, кстати, есть расписание движения. И транспорт приходит минута в минуту! «А если опоздает?» — спрашивали мы у швейцарцев. «У виновных будут неприятности». «А если совсем не придет?» «Этого не может быть». «А вдруг?» «Люди будут судиться, и закон будет на их стороне». «Кто же будет судиться — все ведь разъедутся, куда им нужно». «Люди будут судиться. И у департамента транспорта будут большие проблемы».

«У вас все для людей!» — беспрестанно восхищались мы (потому что нам остались только билборды с таким предвыборным лозунгом действующего президента). «Это потому, что люди все время недовольны, — объяснил нам специалист по банковской компьютерной безопасности Джорди Аймерик, каталонец по происхождению и женевец по нынешнему месту проживания и работы. — Если бы люди не возмущались, всего этого не было бы. Власть же везде одинакова: ей только дай волю. А мы ведь с каждого заработанного франка платим 28 центов налогов — следовательно, власть должна отрабатывать, а община — контролировать эффективность трат. Власть находится в постоянной ротации. Вот только немногие знают, кто сейчас из четырех человек исполняет обязанности мэра города и кому взятку нести, — вот и не носят. Да и вообще, здесь все решает община. Получается, может, и медленнее, чем в остальной Европе, но швейцарцам куда спешить?»

Так вот что такое гражданское общество — когда люди все время недовольны властью.

У кого Дюма одолжил лозунг для мушкетеров

Впрочем, идеализировать швейцарскую жизнь не стоит — потому что, конечно, хорошо там, где нас нет. У людей там тоже есть на что роптать (например, магазины в выходные не работают — а хотелось бы!), несмотря на то, что они являются гражданами одной из самых развитых и богатых стран, входящих в первую десятку в мире по уровню конкурентоспособности. Но это означает — пенять на себя, потому что в Швейцарии демократия прямого действия. То есть граждане решают все основные вопросы на референдумах — общины, кантона или федеральном. Швейцария — конфедеративная парламентская республика. Правительство возглавляет избранный федеральными собраниями из числа членов федерального совета президент, срок полномочий которого — один год без права переизбрания на следующий срок.

Швейцарские граждане живут в государстве, где свято придерживаются принципов демократии и федерализма. Свою столицу Берн они называют просто федеральным городом — чтобы не возвышать ее среди других равных городов. У страны даже есть государственный девиз: «Один — за всех и все — за одного».

Дюма отнюдь не случайно сделал этот девиз лозунгом своих бесстрашных мушкетеров. С 1 августа 1291 года, когда три кантона заключили «вечный союз», и до 12 сентября 1848 года, когда принятая конституция превратила Швейцарию в единое федеративное государство, в которой сегодня 23 кантона, ее жители защищали свою независимость от австрийских Габсбургов, французских королей, римской курии и всех иных, кто смел на нее посягать. А в желающих недостатка не было: край же на перекрестке торговых дорог, чужих политических, экономических, религиозных интересов. ХV век в национальной истории не случайно назван «временем героев». В Женеве, например, это время раскрывается в Музее истории города (вход бесплатный) — с идеально сохраненными признаками времени: оружием, мундирами, документами, пушками.

Страна вообще как зеницу ока бережет свою историю: старинные крепости хоть сейчас готовы выдержать осаду, замки — принять королевских гостей, заботливо реконструированные и любовно ухоженные старые кварталы и исторические городки — ежедневно терпеть нашествие туристов, среди которых больше всего немцев, американцев, японцев, а в последние годы — русских, китайцев и индийцев.

Швейцарцы совершенно не склонны к радикализму. Длинный путь создания государства прошел через эпоху Реформации, положившей начало новой протестантской этике — честного труда, прозрачной экономической деятельности, надежных договорных отношений, опрятности, бережливости, педантизма, плановости во всем. Именно на почве таких достоинств возник швейцарский нейтралитет, что обусловило, в частности, и преобразование страны в один из важнейших банковских и финансовых центров мира (на швейцарские банки приходится 35—40% мирового управления собственностью и имуществом). Страна, у которой практически нет полезных ископаемых, — на четвертом месте в мире по экспорту капитала.

«Любов к отчизні де героїть»?

В путешествии никуда не деться от сравнений. Сравнивать Украину со Швейцарией, конечно, можно — по природным красотам прежде всего. Во всем другом — лучше удержаться. Хотя, казалось бы, ничего удивительного — благодаря политике нейтралитета Швейцария избежала разрухи двух мировых войн, а по нашей земле за прошлый век какие только смерчи не пронеслись!

Но, наблюдая за всем, что происходит в современной Украине, нельзя избавиться от мысли: может, мы сами в этом и виноваты? Может, мы и накликаем на себя все беды — безответственностью, отказом от самостоятельности, неспособностью быть один за всех и все за одного?

...После путешествия словно со стороны видишь все, к чему здесь притерпелся глаз. На крытом перроне киевского железнодорожного вокзала всегда стояли вычищенные до блеска скамьи. Теперь их нет. Негде присесть пассажирам и рядом, в маленьком скверике возле метро. Кто-то сидит на чемоданах, кто-то — на бордюре. К тем, кто вытянул усталые ноги на газоне, спешит милиционер. На детей, бегающих тут же, он так крикнул, что людей в форме они будут бояться всегда.

А на платный вокзальный туалет придется почти час работать — по минимальным правительственным расценкам. А нет — иди в кусты (вот за это в Швейцарии очень штрафуют).

Мы — дома! И кто, кроме нас, виноват, что у нас именно такой дом?