UA / RU
Поддержать ZN.ua

Штурвал, маршрут и пункт назначения

Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает... Шарль Луи Монтескьё, французский мыслитель Американские и зарубежные обществоведы неоднократно высказывали мнение, что Соединенным Штатам повезло...

Автор: Аркадий Сидорук

Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает...

Шарль Луи Монтескьё, французский мыслитель

Американские и зарубежные обществоведы неоднократно высказывали мнение, что Соединенным Штатам повезло. Их первыми президентами были люди с масштабным мышлением, патриоты-интеллектуалы, заложившие крепкий фундамент нового государства. А украинцам не повезло. Не стоит сушить мозги в поисках ответа на сакраментальное «почему?». Он — в приведенном выше высказывании Шарля Луи Монтескьё. Французский мыслитель вкладывал в понятие «правительство» широкий смысл, имея в виду систему государственного управления и высших носителей власти.

В этот день в США не работают государственные учреждения, банки, школы, в фешенебельных и небольших магазинах устраивают распродажу товаров, на телевидении идут фильмы о тех, кто в разные времена был хозяином Белого дома. Уже четыре десятилетия подряд в третий понедельник февраля американцы отмечают федеральный праздник — День президентов. Патриотичные по духу и законопослушные, они с почтением относятся к лидерам нации. Для американцев президенты — не идолы, но в их сознании не существует понятия «экс-президент», и даже давних хозяев Белого дома они воспринимают как своих современников.

День президентов имеет предысторию. Раньше 22 февраля отмечали как федеральный праздник «отца страны» — Джорджа Вашингтона, 12 февраля, в день рождения Авраама Линкольна, ему отдавали должное за то, что он сохранил единство государства во время гражданской войны.

До сих пор в разных штатах сохраняются свои особенности празднования Дня президентов. В Вирджинии, которая была колыбелью первого президента, этот праздник воспринимают как день рождения Джорджа Вашингтона. В этом штате вспоминают и о Томасе Джефферсоне, Джеймсе Медисоне и Джеймсе Монро. Вместе с Вашингтоном они принадлежат к четырем из первых пяти президентов, для которых малой родиной была «прекрасная Вирджиния». В Массачусетсе отдают дань уважения своим славным землякам — отцу и сыну Джону и Джону Квинси Адамсам и Джону Ф.Кеннеди.

Именами президентов названы города, университеты, улицы, площади, туннели, горы, авианосцы... Одна из двух
наивысших американских наград для гражданских лиц, наряду с Золотой медалью Конгресса, — Президентская медаль Свободы. Дань уважения президентам — их изображение на долларовых банкнотах. Сейчас Монетный двор чеканит в хронологическом порядке серию президентских монет номиналом 1 доллар. А в первой десятке победителей телешоу «Самый выдающийся американец», которое демонстрировалось в телесети Discovery, — шесть президентов.

Кто в Америке босс на политическом олимпе?

В соответствии с Конституцией США, на хозяина Белого дома возлагается исполнительная власть. Президент законодательно наделен широкими полномочиями. Он — главнокомандующий вооруженными силами и флотом Соединенных Штатов. Он имеет право, по совету и согласию cената, заключать межгосударственные договоры, предлагает кандидатуры и так же назначает послов, судей Верховного суда и остальных высших государственных должностных лиц.

Вместе с тем проявляется взаимозависимость и взаимодействие президента и конгресса в различных сферах. Так, его возможности заключать международные договоры ограничены необходимой поддержкой двух третей сенаторов. Президента, злоупотребляющего властью, cенат может отстранить путем импичмента. Однако прецедента, в полном понимании этого слова, в течение свыше 225-летней истории США не было: Ричард Никсон, во избежание позорной процедуры, подал в отставку, а Эндрю Джонсон и Билл Клинтон прошли ее и были оправданы.

Взаимоотношения между Белым домом и Капитолием складывались по-разному и часто были довольно напряженными. Это объясняется прежде всего тем, что американцам не нравится передавать всю полноту исполнительной и законодательной власти одной партии. Так, президент-республиканец Дуайт Эйзенхауэр в течение шести из восьми лет пребывания у власти постоянно сталкивался с противодействием конгресса, в обеих палатах которого большинство принадлежало демократам.

По большому счету, исполнительная ветвь власти, которую представляет президент, законодательная, олицетворяемая конгрессом, и правовая — Верховный суд, дополняют друг друга, создавая эффективную систему балансов и противовесов. «Но центральное место в американской системе правления занял институт президентства, — считает профессор политологии Северо-Западного университета Кеннет Дженда. — Сейчас именно президент определяет государственные цели, предлагает законы, направленные на их достижение, присылает в конгресс бюджет, выступает представителем нации в глобальных делах». Как отмечается в фундаментальной книге «Политика американской демократии», «президент — не король и не премьер-министр. Его исключительная должность объединяет в себе прерогативы руководителя государства и полномочия главы правительства».

Американский историк Генри Адамс сравнивал президента США с капитаном морского судна, которому «нужны штурвал, маршрут и порт назначения». Советник Джона Ф.Кеннеди — Артур Шлезингер-младший так сформулировал эту мысль: «Конституция предлагает руль каждому президенту. Но его величие зависит от того, какой маршрут и порт назначения он выберет». По его мнению, каждый выдающийся президент воплощал определенную идею: Вашингтон — федерального союза, Джефферсон и Джексон — демократии, Линкольн — союза и свободы. Я добавил бы к этому списку Рейгана, с его верой в американские ценности и неминуемый крах коммунизма, и Джона Ф.Кеннеди, проявившего решительность и рассудительность во время кубинского и берлинского кризисов.

Избирая президентов, американцы отдают предпочтение прежде всего человеческим качествам претендентов на наивысшую государственную должность: честность, сочувствие, искренность, простая манера поведения. По этим критериям определяют, достойны ли те доверия. Главными профессиональными критериями они считают политическую философию кандидата в президенты, его умение возглавить команду и вызвать доверие общества.

А как определяли свою роль в государственной жизни сами хозяева Белого дома? «У некоторых, иногда у членов конгресса и у журналистов, нечеткое представление о полномочиях президента, — пишет в «Мемуарах» Гарри Трумэн. — Важно помнить, что он — единственное лицо в исполнительной власти, принимающее окончательные решения. Если он не использует эти полномочия, мы можем попасть в беду. Если он использует полномочия разумно, это идет на пользу стране. Если не использует их разумно, это никуда не годится. Но это лучше, чем вовсе не использовать их».

Американцы разочаровываются, но не шарахаются, как украинцы

В Соединенных Штатах традиционно определяют рейтинги президентов. На двух уровнях: с участием историков, политологов, юристов консервативного и либерального направлений, выводя при этом среднее арифметическое, и с помощью опросов общественного мнения. Специалисты обычно определяют такую первую тройку: Джордж Вашингтон в XVIII веке, Авраам Линкольн в XIX веке, Франклин Д.Рузвельт в XX веке.

В первую десятку включают Джеймса Медисона, Эндрю Джексона, Вудро Вильсона, Гарри Трумэна, Дуайта Эйзенхауэра, Джона Ф.Кеннеди, Рональда Рейгана. Бывают и другие варианты. В истории Америки было немало сильных президентов. Но харизматическими лидерами признают не многих: Авраама Линкольна, Франклина Д.Рузвельта, Джона Ф.Кеннеди, Рональда Рейгана.

Между тем амплитуда колебаний в vox populi, обусловленная изменениями политических и социально-экономических и других факторов, довольно широкая. Когда приближался к завершению срок пребывания у власти администрации Джорджа Буша-младшего, его деятельность, в соответствии с опросом, проведенным телесетью ABC и газетой Washington Post, одобряли 23 процента респондентов, не одобряли — 73, не определились — четыре процента. А раньше, после сентябрьских терактов 2001 года, у него был самый высокий в истории США положительный президентский рейтинг (92 процента).

Второе место по этому показателю (89 процентов) занимал после победного окончания войны в зоне Персидского залива (1991 г.) его отец Джордж Буш-старший.

Третье — 87 процентов — после завершения Второй мировой войны досталось Гарри Трумэну.

Четвертое (84 процента) утвердилось после нападения японцев на Перл-Харбор за Франклином Д.Рузвельтом.

Во времена испытаний американцы обычно объединяются вокруг президентов, хотя бывают и исключения. Например, непопулярная война Джорджа Буша-младшего в Ираке обернулась катастрофой лично для него и для Республиканской партии на президентских и парламентских выборах 2008 года.

Зафиксированы такие самые низкие показатели президентских рейтингов:

Джордж Буш-младший — 19 процентов (во время беспорядков в Ираке зимой 2008 года и финансового кризиса в том же году);

Гарри Трумэн — 22 процента (во время корейской войны);

Ричард Никсон — 24 процента (во время уотергейтского скандала);

Джимми Картер — 28 процентов (во время кризиса с заложниками в Иране в 1979 году).

Американцы теряют веру, но не шарахаются, как украинцы. За всю историю рейтинг ни одного президента США не опускался до уровня нескольких процентов, как это случилось с Леонидом Кучмой или Виктором Ющенко.