Раздельное женское и мужское образование имеет давние традиции и многовековую историю, которая на территории СССР прервалась в начале 50-х годов прошлого столетия. Тогда советской властью был осуществлен переход к смешанному типу начального обучения, который превалирует в современной образовательной системе. Исключением из правил оставались суворовские училища, переименованные сегодня в лицеи, воспитанники которых постигали и продолжают постигать азы военного дела. Возрождение школы «только для девочек» в Киеве произошло всего лишь 20 лет тому назад. Но такая идея прижилась в украинском обществе. Хотя вокруг целесообразности подобного вида обучения с точки зрения психологии и педагогики возникают дискуссии. О чем и пойдет речь в нашей публикации.
Но сначала обратимся к истории. Первая женская гимназия в Киеве, созданная по образцу петербургского Мариинского училища (учреждения открытого типа для девушек всех слоев населения), открылась в начале
60-х годов ХIХ века при содействии губернатора Ивана Фундуклея, который и стал ее покровителем. К концу ХIХ века в городе уже функционировало свыше 20 подобных учебных заведений. А в 1912 году в Киевском округе действовало 95 женских гимназий и прогимназий. Всего в Украине в то время работало около 350 «школ для девочек». Из них 13 - государственных, 180 - частных, 160 - созданных по инициативе разных обществ. Интересно, что численность воспитанниц таких учебных заведений в начале ХХ века значительно превышала количество воспитанников. Так, в 1912 году в Киевском округе учились 27 082 девушки, и только 17 666 парней. Программа обучения, включающая изучение литературы, истории, была ориентирована на воспитание благородных качеств у женщин как хранительниц домашнего очага.
Начиная с 1880 года женские школы стали открываться и в Галичине. Они, как и в Российской империи, не включали в свою программу обучения греческий язык и латынь. Но, в отличие от российских школ, не проводили экзаменов на аттестат зрелости. Из-за чего их выпускницы не могли поступать в университет за пределами Австро-Венгрии. Несмотря на это, количество желающих дам, причем не только из дворянского рода, получить высшее образование на территории Украины, входящей в состав Российской империи, значительно увеличилось и в 1912 году достигло 4 тыс. человек, или 1,2 % от общего числа студентов. Примечательно, что девушки из украинских губерний приезжали поступать в Петербург. Среди них выпускницы институтов благородных девиц составляли 14,4%, гимназий - 12,5%, а епархиальных училищ - 11,2%.
В советские времена было отдано предпочтение совместному обучению мальчиков и девочек в школе. Поскольку считалось, что они с детства должны учиться сосуществовать вместе, получать навыки общения в различных ситуациях и больше узнавать друг о друге. Хотя не секрет, что уровень развития в 5 - 6 лет у мальчиков и девочек разный. «Поэтому, исходя из психофизиологических особенностей детей одного возраста, но разных полов, и должно проводиться в общеобразовательной школе обучение, - утверждает доктор педагогических наук Галина Лактионова. - Ведь в младших классах у девочек хорошо развиты лингвистические способности, а вот в средней школе усваивать точные дисциплины лучше всего удается парням».
Согласна с ней и директор женской гимназии в Киеве Светлана Алексеенко, которая несколько десятков лет преподает детям физику. Она считает, что для восприятия мальчиков характерна цепочка «Теория - опыт - вывод», а вот для девочек гораздо результативнее другая последовательность: «Опыт - теория - вывод». К тому же результаты исследований зарубежных и украинских ученых говорят о том, что, к примеру, учитель математики или физики, входя в класс, вольно или невольно ориентируется на мальчиков. «Поэтому не удивительно, что программы многих учебных курсов традиционно разрабатывали, ориентируясь прежде всего на восприятие мальчиков, - объясняет г-жа Лактионова. - Следовательно, девочки, чувствуя свою «второсортность», остаются в не очень выгодном положении. Особенно сложно им приходится в математических школах или классах, где для того, чтобы заявить о себе, конкурируя наравне с мальчиками, необходимо проявлять сильные волевые качества».
Видимо, неспроста еще сто-двести лет назад начальное образование было ориентировано отдельно на женскую половину населения и мужскую. Хотя немалую роль в таком делении тогда сыграл несколько иной уклад жизни женщин, которым долгое время отводилось место у домашнего очага «подле мужа и детей». Но вот уже советская эпоха привнесла в школу бытующий нынче принцип совместного обучения девочек и мальчиков. Негативным в этой системе, по мнению многих преподавателей и ученых, является то, что ученицы могут усвоить такие «мужские» черты, как агрессивность, грубость, поэтому рискуют потерять свою женскую сущность. Тем же из них, кто страдает из-за своей непримечательной внешности, именно в школе прививают комплекс неполноценности, откладывающий отпечаток на всю их взрослую жизнь.
Понимание этого привело к возрождению в системе украинского образования, вышедшего из советского прошлого, забытой формы раздельного обучения. Так, на заре независимости Украины, когда еще не говорили о гендерных проблемах, Галина Лактионова попыталась организовать форму дополнительного обучения в виде вечерней женской гимназии для девочек-подростков. Им читался курс «вечные истины», в основе которого подавалась культурологического плана информация, чтобы заполнить тот вакуум, который создавала атеистическая школа, отрывая девочек от очень мощного пласта культуры и духовности, а также лекции на тему «мировая судьба женщины». Помимо этого привязка делалась на систему праздничных и конкурсных программ. Целью такого обучения было воспитать женственных и в то же время целеустремленных, активных женщин.
Спустя 20 лет создатель вечерней женской гимназии попыталась собрать ее выпускниц. В ходе проведенного Галиной Лактионовой анкетирования среди 38 бывших гимназисток удалось выяснить, что большая часть из них к 35 годам гармонично совмещают профессиональную деятельность с выполнением функций матери, жены в семье. Высоким оказался процент тех, кто не только получил высшее образование (92%), но и защитил диссертацию (10 человек имеют научные степени). Хотя, как известно, карьера у женщин из-за целого ряда обстоятельств (замужества, рождения ребенка) складывается несколько иначе, чем у мужчин, зачастую их профессиональный рост сменяется периодами «падения». Но только не для воспитанниц женских гимназий Англии и Америки, которыми в свое время были Голда Меир, Маргарет Тэтчер и Хиллари Клинтон. Последняя из них умудрилась не только стать сенатором, госсекретарем и женой президента Америки, но и в критический момент сохранить семью, поступив разумно. «Следовательно, утверждение, что раздельное образование создает барьеры в общении двух полов, на мой взгляд, слишком преувеличено, - считает г-жа Лактионова. - Более того, эта проблема всегда решалась путем совместного проведения женскими и мужскими учебными заведениями праздничных встреч или вечеров».
Показательным стал и недавний кадетский бал, организованный в военном лицее Ивана Богуна, на который были приглашены воспитанницы хореографических училищ. Ведь умение красиво и правильно танцевать раньше было обязательным условием для кадетов. Так, в дореволюционный период такие балы традиционно проводились в канун Нового года в благотворительных целях. На них всегда исполнялись самые разнообразные танцы и хоровые произведения: от полонеза и церковных песнопений до светских романсов. Возвращение к таким традициям как раз перед новогодними торжествами киевские кадеты восприняли с энтузиазмом, так как считают, что уже успели почувствовать пользу от этого захватывающего элемента учебы и поднять себе предпраздничное настроение.