В этих школах не учат грамоте, не отчитывают за каллиграфию и не требуют писать сочинения на тему «My life is…». Там нет экзаменов и привычных классов, а возраст учащихся может колебаться от двух до двадцати лет. Почему? Потому что современные церковные воскресные школы для детей ориентированы прежде всего на раскрытие человеческого сердца. Если еще в конце XIX века их, как писали когда-то, пронизывал «безжизненный схоластический дух», то сегодня ситуация кардинально изменилась — нынешние школы стараются возродить некогда утраченную преемственность опыта внутренней духовной жизни. На занятиях, которые, как правило, проходят по воскресеньям, дети и молодые люди изучают ставшую столь неоднозначной историю христианской церкви, катехизис, Старый и Новый Завет, проходят молитвенное правило и нотную грамоту, а также жития святых. Пожалуй, вот и все, что можно сказать обобщенного о воскресных школах Киева. Почему? Как оказалось, каждая из них абсолютно уникальна — наука дарения сердца не может иметь строго регламентированный формат.
Свое путешествие по воскресным школам Киева мы начали с мужского Свято-Троицкого Ионинского монастыря (УПЦ), в котором с 1994 года ведет свою работу детская воскресная школа. Мы выбрали ее неспроста. Во-первых, она является «детищем» обители: Ионинский монастырь — единственный православный монастырь Киева, имеющий воскресную школу для детей. А во-вторых, только эта школа имеет свой персональный сайт, зайдя на который можно посмотреть расписание занятий, пройтись по фотогалерее, прочесть о праздниках, почти воочию увидеть преподавателей и даже заглянуть в детские отзывы, самый неординарный из которых, принадлежащий Пете Снедзину, гласит: «Я открыл для себя, что поклоны — это дело, которое наполняет душу очень хорошим, чистым состоянием».
История воскресной школы Ионинской обители начиналась так же, как начинаются истории, наверное, всех воскресных школ. В самом начале в нее, скромную и маленькую, приходили только те дети, чьи родители были постоянными прихожанами монастыря. Из-за отсутствия помещения все занимались в одной группе, что, по словам преподавателей, было невероятно тяжело — сказывалась разница не только в возрасте, но и в опыте церковной жизни. Но сейчас в школе, уже имеющей даже небольшую кухню, есть и программа развивающих занятий с дошкольниками, и четкое распределение по возрастным группам, которых на сегодня шесть. Самая младшая группа, в которую входят малыши от двух до пяти лет, занимается во время Божественной литургии — и присоединяется к службе перед причастием. Этот «стандарт» действует во многих воскресных школах. Ведь таким детям трудно выстоять всю службу. Преподаватели рассказывают им о том или ином празднике, учат самым простым молитвам, проводят беседы о послушании и пользе добрых дел. Если дети устают, их внимание переключают на настольные игры, раскраски, учат делать молитвословчики, бисерные аппликации и коллажи, вырезать белокрылых ангелов, лепить из теста. Причем даже простое раскрашивание картинок в таких школах далеко от «мирского» формата. Их творчество направлено на возможность познания божественной любви и красоты, поэтому, когда малыш говорит: «Я за сегодня успел раскрасить только одну букву», можете быть уверены, что речь идет о какой-то церковнославянской ижице, попавшей в его в руки далеко не просто так.
В детской воскресной школе?Ионинского монастыря, как, впрочем, и в других школах Киева, занятия начинаются в сентябре и продолжаются до мая. «Случайных» преподавателей нет. У каждого учителя глубоко христианское мировоззрение и в церковь он не просто приходит, а в ее ритме и живет. Удивительно, но в Ионинской школе, куда каждое воскресенье приходит около 70 самых разных детей, катехизис и догматическое богословие преподает доктор биологических наук; нравственное богословие и катехизис, а также психологические основы христианства — кандидат биологических наук; лектор, ведущий беседы по истории Нового Завета, православной церкви, житиям святых и преподающий чтение по-церковнославянски — кандидат технических наук, доцент кафедры металлических и деревянных конструкций КНУСА. По какой программе они выстраивают свои занятия? Есть ли сегодня общепринятые стандарты обучения молодежи и детей? С этими и другими вопросами мы решили обратиться к директору детской воскресной школы Ионинского монастыря, регенту детско-юношеского церковного хора Ольге Алексеевой, с которой встретились тут же — над иконной лавкой, в небольшой светлой комнатке с красивым круглым окном. «В нашей стране, — говорит Ольга Викторовна, — каждая воскресная школа работает так, как считает нужным. Наша программа строится по церковному календарю: если в церкви праздник — мы рассказываем об этом празднике, читаем про него по-церковнославянски, а на хоре поем соответствующие песнопения. В церкви каждая неделя отмечена особым гласом, то есть распевом, а также особыми песнопениями каждого гласа, которые мы поем на занятиях. И это правильно.
— Есть ли какие-то особо трудные для восприятия детей предметы или положения?
— Если дети приходят сюда с трех лет и растут в этом мире, то никаких трудностей нет. Они к нему всем сердцем прикипают. Хотя иногда детям становится сложно ходить в воскресную школу. Почему? Потому что после литургий все взрослые с чувством выполненного долга идут есть пирожки и пить чай, а дети после окончания Божественной литургии приходят на занятия, где первый урок, одновременно являющийся и послушанием, — это молебен преподобному Ионе. На молебне пока батюшка вычитает огромное количество записок, они раз сто могут спеть «Господи, помилуй». Только после этого начинаются уроки, лекции, беседы, занятия хора. На уроках пения дети учатся петь литургии, вечерни, крещения, венчания, панихиды. Что дети могут реально сделать в церкви? Они приходят в храм с родителями, где в лучшем случае поставят свечечки? У них еще нет стимула для такой же, как у их мам и пап, дедушек и бабушек, молитвы. Часто они просто не понимают, что происходит в церкви, и потому начинают баловаться или идут гулять. Чтобы осознанно спеть «Христос воскрес», нужно знать историю церкви. Вот и роль воскресной школы, благодаря которой многое становится родным и близким.
— Ольга Викторовна, а наказание и поощрение существуют в школе?
— Оценок и дневников у нас нет. За баловство ставим на поклоны, количество которых зависит от наказания — их может быть двенадцать, а может и все сорок. А вот о поощрениях мы никогда не говорили. Главным поощрением мы считаем ежегодные паломнические поездки по святым местам России и Украины. Для детей они бесплатны — за них платит монастырь. Мы всегда ездим автобусом. Однажды в целях экономии хотели поехать поездом, но потом передумали, потому что именно в автобусе можно прочувствовать единое духовное поле, осознать свою общность. Это как путешествие в ковчеге…
— Мой последний вопрос касается сайта. Кому принадлежит идея его создания? Сегодня освоенное интернет-пространство — большая редкость для церковных воскресных школ.
— Это детище моей семьи, ведь я не только преподаватель и профессиональный музыкант, но и человек, который понимает, что такое реклама в хорошем смысле слова. Кроме того, за 13 лет работы у нас накопилось столько материала! Хочется поделиться, показать, чего достигли. Вообще, работу в воскресной школе все преподаватели считают своим послушанием, поэтому мы делаем все для того, чтобы оно проходило как можно лучше.
«Христианский карандаш» и духовная сага
Кое-кто это направление деятельности, существующее во всех без исключения детских воскресных школах, называет дополнительной работой, но это не совсем так. Ведь когда ты растешь, обогащаешься внутренне, в тебе вызревает желание с кем-то поделиться, кому-то об этом рассказать. Социальная активность нынешних церковных школ является лучшим проявителем некогда начертанного «христианским карандашом» пути, того жизненного уклада, о котором так часто любят вспоминать. Всевозможные рождественские спектакли, пасхальные утренники, духовные концерты, театрализованные действа, кукольные спектакли проводятся сегодня не только для прихожан родного храма. Как правило, в дни христианских праздников детские дома, тюрьмы, дома престарелых и даже школы других патриархатов принимают древнерусских князей, ветхозаветных пророков, святых, небесных посланников, чертей и даже прозорливых старцев. Уровень подготовки в отдельных школах просто поражает. Расшитые вручную одежды, великолепные хитоны, искусно отделанные пояса, прекрасно оформленные декорации, хоровые песнопения Для многих детей участие в выступлениях — своего рода послушание: выбрать роль, достойно подготовиться, услышать критику, исправиться и, в конце концов, сыграть. Точнее — показать путь, рассказать о жизни, прочувствовать то, ради чего и соглашаешься играть.
Дети, посещающие воскресные церковные школы, могут иметь очень разные послушания. Протоиерей Свято-Владимирского Патриаршего кафедрального собора (УПЦ КП) отец Иоанн на наш вопрос о наличии послушания у детей старшей группы воскресной школы, которая, кстати, функционирует при соборе уже около 20 лет, ответил так: «Их главное послушание заключается в том, чтобы каждое воскресенье ходить в церковь, молиться по утрам и вечерам, то есть приобщаться к христианским обязанностям, исполнять их с радостью. В этом и состоит назначение школы — научить детей духовной культуре. Христианство требует постоянного труда над собой. Бывает, что родители-атеисты мешают своему ребенку. Дети познали Господа, и Он дает шанс таким родителям осознать божественное через своих детей, но они этого не понимают. С ними приходится работать очень деликатно — церковь не имеет права вмешиваться во внутреннюю жизнь христиан. Преподаватели воскресной школы работают точно так же. Кстати, на преподавание идут очень разные люди, но мы стараемся брать специалистов с педагогическим образованием или людей, которые работают в детской сфере, например издают детские журналы, книги.
— Отец Иоанн, скажите, а отличники в воскресной школе есть? Как церковь их поощряет?
— Во-первых, церковь предоставляет возможность бесплатно заниматься в воскресной школе, а во-вторых, мы обеспечиваем детей всем необходимым. У нас есть и парты, и интерактивная доска, и компьютеры, к тому же дети могут бесплатно пообедать. На большие праздники, например в день святого Николая и на Рождество, сам Патриарх вручает им подарки и дает благословение. Ну а наказанием для тех, кто должным образом не исполняет послушание, является определенная епитимия от священника или духовника. Это могут быть поклоны, молитва, посещение церкви. Многие дети искренне радуются такому наказанию, ведь священник уделяет им внимания больше чем обычно.
— Попасть в вашу воскресную школу могут только дети ваших прихожан?
— К нам могут прийти все желающие. Более того, мы приглашаем мам и пап в верхний предел храма, где они могут познакомиться с учителями и даже посидеть на уроке. Мы стараемся построить занятия так, чтобы на них не преобладала схоластика, а шел живой диалог.
— Если подросток без всяких объяснений на год-полтора уходит из школы, вы готовы его потом принять?
— Учеба в воскресной школе добровольна, как и следование христианству. Ведь церковь — это прежде всего родственные души, ведущие над собой духовную работу. Но у каждого есть свобода воли. Конечно, если ребенок ушел из школы, а потом пришел — преподаватели стараются узнать причину. Иногда главной причиной являются родители, которые отдают ребенка на всевозможные кружки и секции, поэтому времени и сил на воскресную школу у него уже нет. Тогда мы стараемся объяснить родителям, что самое главное для любого, в том числе и их ребенка, — стать высокодуховным человеком. Все остальное приложится. Детей нужно готовить к духовной саге.
«Терновые дорожки» и катехизация
Украинская греко-католическая церковь уделяет духовному воспитанию подростков и малышей ничуть не меньше внимания. В киевском храме Николая Доброго, куда мы обратились с просьбой рассказать о проводимой с детьми работе, нас встретила сестра Януария. Катехизация начинается с трех лет и может длиться вплоть до смерти. Эту работу УГКЦ начала вести в Киеве с 1992 года. Сначала занятия были только для детей, со временем их стали проводить и для взрослых. На сегодняшний день на катехизацию, которую вместе с тремя сестрами-монахинями и тремя отцами ведут еще три мирянки-катехитки, окончившие специальные курсы во Львове, приходит 70—80 детей. Они, так же как и в православных школах, разделяются на возрастные группы.
— Деток от трех до семи лет мы стараемся подготовить к тому, чтобы, оказавшись в той или иной ситуации, они не разочаровались в этом мире и все принимали с радостью, — рассказывает сестра Януария, сидящая за небольшим овальным столиком в уютном надхрамовом зале церкви Николая Доброго. — Иногда кажется, что в столь юном возрасте их больше должны интересовать игрушки, но на занятиях, бывает, поражаешься тому, с каким огромным интересом они относятся к Христу. Как правило, самыми лучшими учениками у нас являются дети, имеющие набожных родителей. На катехизации молодежи, куда приходят молодые люди от 16 до 30 лет, мы акцентируем внимание на темах, которые их интересуют, — это призвание, любовь, измена, разочарование, поиск смысла жизни. Молодежь искренняя и открытая — что думают, то и говорят, поэтому у нас бывают очень горячие дискуссии. Я считаю, что это хорошо. Если есть дискуссия — значит человек думает, его сердце открыто для осознания… Задача катехизации — изучение основ веры, познание Христа и любовь к Нему, введение во всю полноту христианской жизни, в которой человек должен быть постоянен. Как говорил Христос? Зерно, посеянное на каменистую почву, не может пустить глубоких корней, которые бы питали его влагой. Оно засохнет и не даст урожая. То же самое произойдет с человеком, если он не будет постоянно совершать молитвы.
— Как вы знаете, большинство киевлян — люди православные. Вы принимаете на катехизацию представителей других конфессий и церквей?
— Конечно. Многие православные семьи приводят на наши занятия своих детей. Кроме того, к нам приходит очень много студентов — мы тоже их учим. Понимаете, наша задача заключается не в том, чтобы кого-то куда-то «перетащить». Моя миссия — показать истинное лицо Господа, подарить его любовь другим, помочь пройти через «терновые дорожки». Я всегда акцентирую внимание на том, что Божья любовь дается людям абсолютно всех конфессий, даже некрещеным. У человека есть свобода выбора. Мы только странники на этой земле, но надо, чтобы наше путешествие проходило с Богом.
— Сестра Януария, а такие понятия, как «отличник» и «двоечник», у вас есть?
— Мы не оцениваем детей. Для нас главное — научить их жить духовно. Ребенок может вести себя очень плохо, но внутренне переживать Бога много больше, чем тот, который сидит смиренно рядом с ним. Ведь мы не знаем, что происходит в его сердце. Наши катехиты заметили — есть неспокойные, постоянно находящиеся в движении мальчики, которые на первый взгляд кажутся пустыми, но если их о чем-то спросить, они обо всем расскажут. Кстати, наказаний у нас нет тоже. Если ребенок что-то делает не так, мы говорим об этом его родителям.