UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шесть десятилетий Базарской трагедии

В украинской истории XX века известны два зимних похода. Первый рейд армейских частей под командованием М.Омеляновича-Павленко по тылам большевиков и деникинцев продолжался с декабря 1919 года по май 1920-го...

Автор: Роман Якель

В украинской истории XX века известны два зимних похода. Первый рейд армейских частей под командованием М.Омеляновича-Павленко по тылам большевиков и деникинцев продолжался с декабря 1919 года по май 1920-го. Они провели несколько блестящих операций в восточной Украине. Вернувшись назад, соединяются с армией УНР, которая к тому времени под давлением превосходящих сил большевиков оставила Киев. Не минет и полгода, как армейские подразделения УНР перейдут реку Збруч и будут интернированы в Польше. Однако вооруженная борьба против красных оккупантов не прекращается.

Оказавшись за пределами родины, правительство и командование армии мечтают вернуться в Украину. Поскольку очень скоро они увидели, как коммунисты отбирают хлеб у крестьян, а здесь еще засуха и как следствие — голод. С.Петлюра предпринимает попытку организовать разбросанных по разным лагерям украинских солдат и старшин в Украинскую повстанческую армию. И уже в октябре 1921 года главный атаман формирует три группы для похода в Украину.

Небольшая Бессарабская группа под командованием генерал-хорунжего Гулого-Гуленко должна была начать действия первой. Она получила задачу прорваться из Румынии в Украину, демонстрировать основное нападение и тем самым облегчить прорыв главной, Волынской, группы, следовавшей на Киев. Но с этой ролью «бессарабцы» не справились, и акцию продолжали части Подольской группы.

Что же она собой представляла? Из 380 солдат армии УНР, находившихся в лагерях для интернированных, был создан отдел особого назначения под командой подполковника Палия. Подразделение формировалось в условиях конспирации, на скорую руку, чтобы его план не раскрыла польская власть или красные агенты. Бойцы были полуголые и полубосые, плохо вооруженные. Представьте себе: на целую группу удалось тайком раздобыть 140 ружей и 2000 патронов! И вот 25 октября 1921 г. отряд переходит польско-московскую границу и начинает боевые действия. Уже после первых боев забирает у врага лошадей и становится конной частью. Подполковник Палий успешно проходит Проскуровский и Летичевский уезды, преследуемый превосходящими вражескими силами поворачивает на север к Любарским лесам, оставляет позади Житомирский и Коростенский уезды и поворачивает на Малин и Бородянку. В походе группа неожиданными ударами уничтожает большевистские отряды, наголову разбивает два красных кавалерийских полка. Возле села Згарок на Хмельнитчине во время разгрома кавалерийского полка едва не погиб сам Г.Котовский. На Правобережье — паника. А Киев уже близко! 17 ноября группа достигает двух «пунктов назначения» — сел Гута Котюжанская и Вахивка, где должен был соединиться с Главной армейской группой. Но этого важного шага он не сделал и повернул на запад — к польской границе, а, перейдя ее, бойцы опять попали в лагеря для интернированных.

В конце концов Волынская группа стала главной. Состояла она из 1200 бойцов, которых в конце октября 1921 перевезли в волынские леса якобы для выполнения лесных работ. Тут, севернее Ривного, тайно от польской власти была сформирована упомянутая группа под командованием генерал-хорунжего Юрия Тютюнныка. Ее путь пролегал на Киев. Подразделение должно было выполнить стратегическую задачу — нелегально перейти границу и поднять восстание. Этой идеей увлекся сам Ю.Тютюннык и потому не захотел доверять донесениям разведчиков о большом скоплении частей красных в приграничных с Польшей районах. Группа двинулась на Коростень и взяла его, захватив большие трофеи. Воины Тютюнныка дошли до села Малые Мыньки на Житомирщине, где их окружили превосходящие силы красных. Погибло более 500 бывших солдат УНР. Спасся только Тютюннык с сотней кавалеристов, и они вернулись в Польшу.

В известной «Історії України» Орест Субтельный отмечает: лишь послав более 50 тысяч бойцов, преимущественно чекистов, большевики в конце 1921 года смогли сломать хребет партизанскому движению. Олег Романчук, автор предисловия и составитель воспоминаний Юрия Тютюнныка «Революційна стихія. Зимовий похід 1919—1920 рр.», изданных в прошлом году во Львове, дал, по моему мнению, справедливые оценки. «Второй зимний поход с самого начала был обречен на неудачу, — делает вывод ученый. — Ни военное дарование Юрка Тютюнныка, ни мужество бойцов не могли противостоять превосходящим силам большевистских войск».

Поражение участников Второго зимнего похода имело трагическое продолжение. В плен к красным попали 359 раненных бойцов. Голодных, обессиленных воинов в течение пяти дней держали в церкви городка Базар, а 23 ноября 1921 года, когда ни один из них не хотел «покаяться», публично расстреляли. Историки приводят следующий факт: при расстреле присутствовал сам комбриг Котовский, который благодарил бойцов Красной Армии за ликвидацию «националистической банды».

И все же трагедия воинов УНР, после потери государственности не захотевших мириться с большевистским режимом, не завершилась в те ноябрьские дни. Она молчаливо продолжалась свыше шести десятилетий, пока воинов УНР рядовые украинцы воспринимали как бандитов и преступников. Для изменения общественного мнения не было даже правовых поводов. Только в 1998 году, на восьмом году независимости Украины, участников Второго зимнего похода официально реабилитировали.