UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШАХМАТЫ И ДИКТАТОРЫ

Необходимо отдать должное Иосифу Броз-Тито: в период, когда имя его склонялось на все лады в Советском Союзе, он хранил невозмутимое спокойствие, как будто вовсе не о нем шла речь...

Автор: Э Штейн

Необходимо отдать должное Иосифу Броз-Тито: в период, когда имя его склонялось на все лады в Советском Союзе, он хранил невозмутимое спокойствие, как будто вовсе не о нем шла речь. И лишь однажды терпению его пришел конец. В 1948 году в одной из передач советского радио на Югославию было заявлено, что-де ренегат Тито возомнил себя сильным шахматистом, на самом же деле он мало смыслит в этой мудрой игре. Тут уж югославский диктатор не выдержал: в эфир полетел вызов Тито, брошенный им всему советскому Политбюро ц лично Сталину. Тито предложил дать советским руководителям сеанс одновременной игры в шахматы, причем всем участникам состязания он готов был дать фору - коня. Советские вожди вынуждены были проглотить эту пилюлю: играть в шахматы они не умели, между тем как Тито играл приблизительно на уровне кандидата в мастера.

Как утверждает А.Солженицын в своих мемуарах «Бодался теленок с дубом», руководство страной понимало только шашки, причем русские, а не стоклеточные. Впрочем, «творцу всех наших побед» сумели-таки смастерить даже шахматную биографию: в свое время была опубликована партия, которую Сталин якобы сыграл в 1926 году с Ежовым. Почему-то впоследствии «великий вождь» от шахматного паблисити отказался.

В СССР существовала довольно репрезентативная литература на тему «Ленин и шахматы», цель которой была проста - доказать, что вождь революции был, помимо прочего, талантливым шахматистом. В свое время публицист Лев Наврозов потратил много сил на доказательство обратного: сила игры Ильича в шахматы, в лучшем случае, была равна третьей категории. Как бы то ни было, но два года назад европейская пресса смаковала сенсацию: оказывается, Ленин и... Гитлер сыграли как-то шахматную партию. Этот полуфантастический сюжет вывел на страницы газет немецкий историк-любитель Феликс Эденховер. Ему удалось доказать, что малоизвестная художница Эмма Ловенштамм весь 1909 год провела в Вене, где писала портреты. На одной из ее картин и запечатлены Ленин и Гитлер, склонившиеся над шахматной доской в одном из кафе австрийской столицы. Европейская пресса вела жаркие дискуссии - аутентична ли картина или это хорошо сфабрикованная подделка. Всем, кто сомневался в существовании картины, Эденховер показывал первую биографию Гитлера с ленинским автографом на ней (подлинность подписи Ленина подтвердили, графологи).

Эденховер утверждает, кстати, что ту «историческую» партию довольно легко выиграл Ленин.

Вспоминающие о Троцком свидетельствуют, что и он любил шахматы, - правда, нам неизвестно, сражался ли он на шахматной доске с Лениным или нет...

Послевоенные диктаторы, как правило, любили шахматы. Ими увлекались Насер, Кадар, Тито, и многие другие. Моя шахматная жизнь сложилась так, что и мне довелось проверять на прочность игровые возможности сильных мира сего. В начале 60-х годов, будучи членом команды чемпиона Польши, дружины клуба «Легион», я разыграл две товарищеские партии с маршалом ПНР (в дальнейшем - президентом страны) Марианом Спыхальским. В те же далекие годы, во время встреч нашей команды в Венгрии, пришлось мне засесть за доску с Кадаром, а в Югославии - с Ранковичем (во время товарищеской партии в блиц не ведал я, кем был мой соперник). Признаюсь: играли мои оппоненты сильно.

Мой «послужной список» бледнеет, однако, по сравнению со списком партий с «вождями», разыгранных Виктором Корчным. Вспоминается такой забавный случай, произошедший со знаменитым гроссмейстером. Как-то, когда он находился на Кубе, советское посольство поручило ему провести сеанс одновременной игры с членами политбюро и правительства этой страны. Корчному была дана при этом строжайшая установка: не обыгрывать Кастро и Че Гевару. Вскоре после начала сеанса события развернулись не по запрограммированному сценарию. Правда, Кастро грамотно разыграл дебют, и Корчной удостоил его предложения ничьей. А Че Гевара «поплыл» и был молниеносно разгромлен. После сеанса, на проработке в посольстве, Виктор Корчной оправдывался: «А что я мог поделать, если он ничегошеньки не смыслил в каталонке?» (имеется в виду каталонское начало).

Бескомпромиссные шахматные схватки вели в Лондоне в прошлом веке Карл Маркс и Вильгельм Либкнехт, причем последний, как правило, выходил победителем. Эти поражения вызывали такой гнев у создателя «Капитала», что семья вынуждена была попросить Либкнехта прекратить шахматные поединки.

В средние века шахматные партии частенько были замешаны на крови. Известно, что султан Гранады Мохаммед Первый играл в живые шахматы, причем роль фигур исполняли приговоренные к смерти узники. Снятие фигуры с доски означало смерть - приговор приводился в исполнение тут же.

Любил шахматы и всесильный Тамерлан. Однажды ему удалось поставить своему сопернику красивейший мат. Желая обессмертить свое шахматное достижение, он назвал младенца-сына Шахрух, что означало: король и ладья.

В XVIII веке приобрела популярность игра по переписке, которую очень любили король Пруссии Фридрих Великий и Вольтер. Екатерина Вторая в это же время тоже не обошла вниманием «королевскую игру», продолжая на Руси традицию Ивана Грозного и Петра Великого.

Наполеон, шахматист довольно слабый, был, однако, фанатически предан игре, как и вожди Французской революции - Марат и Робеспьер. Шахматной истории известна такая легенда (впрочем, может быть, этот факт действительно имел место): одна французская аристократка якобы спасла жизнь жениха, выиграв партию у Робеспьера. Ставкой в этой шахматной схватке была жизнь аристократа.

Серьезно занимался шахматами в молодые годы немецкий монарх Вильгельм Второй; однако, раздосадованный победами своего учителя, он просто разбил доску об его голову...

Возможно, что мы вскоре узнаем, как играли в шахматы Иди Амин, Пол Пот и другие кровожадные правители Африки и Азии второй половины нашего столетия.